Рейтинг вероятных преемников президента Казахстана Нурсултана Назарбаева

Автор: editor. Дата: . Опубликовано в Политические

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело с 12 по 20 сентября этого года экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок возможностей определенных представителей политической элиты выступать в качестве вероятных преемников Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на посту главы государства. Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 38 человек, являющихся высококвалифицированными специалистами в области изучения политических и социально-экономических процессов в Республике.

При этом результаты текущего исследования приведены в сравнении с показателями аналогичного рейтинга, составленного ИА «Рейтинг.kz» на основе той же методики в апреле 2013 года.

Рейтинговое исследование проводилось в отношении 28 представителей политической элиты Казахстана. Вместе с тем экспертам было предложено указать свои варианты по персоналиям, также способным претендовать на рассматриваемую позицию.

В рамках исследования была учтена значимость 9 основных факторов, способствующих продвижению соответствующих политиков в качестве вероятных преемников.

Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.

Для оценки возможностей каждого из представленных политиков претендовать на позицию следующего главы государства была использована 7-балльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Факторы, способствующие данным возможностям этих лиц, оценивались в соответствие с их количеством по 9-тибалльной системе с ранжированием от «1» (наименьший) до «9» (наибольший) баллов.

Для расчета общего рейтинга вероятных преемников Президента РК были применены  арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.

Факторы, способствующие возможности соответствующих политиков РК выступать вероятными преемниками Президента РК Н.А. Назарбаева, ранжируются следующим образом:  

Факторы

Баллы

2014

2013

Доверие Президента РК Нурсултана Назарбаева

7,00

7,61

Возможности получения поддержки внешних сил, лидеров мировых держав

6,11

5,26

Политическое влияние

6,00

6,29

Влияние в силовом блоке

5,72

5,82

Приемлемость для других групп влияния и ключевых персон внутри правящей элиты

5,61

6,68

Наличие близких соратников (группы влияния) в высших эшелонах власти

4,72

6,08

Узнаваемость и популярность в обществе

4,61

4,32

Экономическое влияние

4,33

5,26

Профессиональные качества (образование, управленческий опыт и т.д.)

3,56

4,32

 

По сравнению с исследованием прошлого года градация значимости критериев существенно изменилась:

  • В группу определяющих критериев вышел фактор поддержки внешних сил. Его роль стала особенно актуальна после событий на Украине. Очевидно, что транзит власти в Казахстане будет пристально отслеживаться основными геополитическими игроками. И наибольшее преимущество будет на стороне тех претендентов, которые смогут соответствовать интересам максимального количества внешних игроков.
  • Несколько повысилась значимость такого критерия как «влияние в силовом блоке». В случае управляемого транзита власти он не столь необходим. Но в случае форс-мажорного сценария контроль над силовыми структурами превращается в один из ключевых рычагов.
  • Критерий приемлемости в качестве компромиссной фигуры несколько «просел» на фоне силовых сценариев политического транзита. Сейчас эксперты пришли к выводу, что преимущества компромиссной фигуры можно реализовать только при прочих равных возможностях – если у этой фигуры будет достаточное политическое и силовое влияние на фоне других претендентов.
  • По сравнению с 2013 годом несколько подросла значимость публичности для потенциальных преемников. Опять же сказался фактор Украины и необходимость учитывать массовые социальные настроения, а не рассчитывать только лишь на административные ресурсы.
  • Просел критерий экономической влиятельности – наличие экономических ресурсов для борьбы за высший пост может быть компенсировано поддержкой союзников и аффилированных структур. А в целом в экспертной среде есть твердое понимание того, что наличие собственности в Казахстане имеет не столько экономическую, сколько политическую природу. Политическое влияние трансформируется в экономические дивиденды, а не наоборот.
Общий рейтинг вероятных преемников

Следует отметить, что по сравнению с результатами рейтинга 2013 года количество и состав исследуемых представителей политической элиты Казахстана изменились. Так, в связи с изменением должностного положения в настоящий рейтинг вошли министр юстиции Берик Имашев, заместители руководителя Администрации Президента РК Баглан Майлыбаев и Габидулла Абдрахимов, президент АО «Корпорация «Ордабасы» Динмухамед Идрисов, генеральный директор АО «КазТрансГаз» Кайрат Шарипбаев.                                              

В списке претендентов также были Кабибула Жакупов, Рашид Тусупбеков, Кайрат Боранбаев, Даурен Абаев, Крымбек Кушербаев, Бердибек Сапарбаев. Однако единичные предложения в рамках текущего рейтинга не оценивались.

Более детально (по отдельным критериям) политический потенциал каждого из претендентов раскрывается следующим образом:  

                                                 

Таким образом, в рейтинге 2014 года произошли определенные изменения, по сравнению с 2013. Лидерами рейтинга стали Ахметжан Есимов и Карим Масимов. Нуртай Абыкаев отошел на вторую позицию. Почетное третье место занял Касым-Жомарт Токаев. При этом его отрыв от ближайших родственников Президента – Тимура Кулибаева и Дариги Назарбаевой оказался минимальным. Сформировались несколько пар претендентов, имеющих примерно одинаковый потенциал:

       Ахметжан Есимов – Карим Масимов

Ахметжан Есимов и Карим Масимов возглавляют рейтинг преемников, набрав одинаковое количество баллов. Есимов лидирует по критерию «доверие Президента». Масимов – по критерию поддержки внешних сил.

Деятельность Есимова в должности акима Алматы носит спокойный характер, видна позитивная динамика в развитии города, городской бюджет увеличился на 10 млрд. тенге, получила начало работа над новой программой по сносу ветхого жилья, произошел рост позиций города в рейтинге международных финансовых центров. Более того, к Алматы были присоединены новые территории. Однако потенциал Есимова, его личные качества еще не проходили проверку кризисными ситуациями.

Карим Масимов также пользуется большим доверием Президента, повторно назначен на пост Премьер-министра. Однако и у Масимова есть определенные ограничения – он стремится полагаться на административно-бюрократические рычаги, недостаточно харизматичен для публичного лидера. В тоже время Масимов, как антикризисный менеджер, уже прошел проверку, показал себя дальновидным и системным политиком. Масимов вышел победителем из многих кулуарных конфликтов, обозначил себя негромким, но опытным аппаратным стратегом.

В целом следует признать, что оба лидера рейтинга хорошо справляются с обязанностями личных советников Президента, но есть определенные сомнения экспертов, что Ахметжан Есимов будет столь же эффективен в самостоятельной политической деятельности как Карим Масимов.

       Нуртай Абыкаев – Касым-Жомарт Токаев

Нуртай Абыкаев и Касым-Жомарт Токаев образуют вторую пару претендентов. Они существенно уступают лидерам по такому критерию как наличие групп влияния. Абыкаев является лидером критерия «доверие Президента». А Касым-Жомарт Токаев – лидер по критерию внешней поддержки.

Текущая позиция Нуртая Абыкаева в системе власти не устраивает практически всех ключевых игроков, а, кроме того, и многие силы извне. Отставка Абыкаева, или переход на декоративную должность, будут означать переформатирование всего политического пространства. По большому счету это и станет началом транзита верховной власти. Абыкаев – это тот «старый гвоздь», который еще сдерживает критическую массу элиты от активных действий. Большую роль играет влияние Абыкаева в силовом блоке, без его поддержки не может быть реализован ни один сценарий силового транзита.

Касым-Жомарт Токаев, помимо поддержки внешних игроков, является лидером по критерию компромиссности. По опыту и стилю своей работы в госаппарате Токаев представляется политиком, способным устроить в качестве следующего Президента ведущие группы влияния и других игроков внутри властвующей элиты.

Тем не менее, он уступает лидерам рейтинга по уровню политического и экономического влияния. Скорее всего, это обусловлено сравнительно мягким стилем его деятельности.

Касым-Жомарт Токаев может выступать хорошей компромиссной фигурой в случае управляемого транзита. Однако в случае форс-мажорной ситуации его влияние может быть ограничено. Для подобного варианта развития событий Токаеву необходим доверенный силовик, способный выступить своеобразным «Абыкаевым».

       Тимур Кулибаев – Дарига Назарбаева

Если отметить отдельно вероятных претендентов из числа ближайших родственников Президента, то практически никто из них не обладает опытом государственной деятельности и уровнем политического влияния для того, чтобы выстроить и поддерживать более-менее оптимальный баланс внутри властвующей элиты. Более-менее подходящим преемником главы государства из этой группы может выступить Тимур Кулибаев.

Сейчас Кулибаев взял паузу в публичном позиционировании, но ведет активную организационную подготовку к транзиту по линии Национальной палаты предпринимателей, несет большую общественную нагрузку по силовым видам спорта. В активе Кулибаева два важных качества: не конфликтность и готовность к разумным компромиссам. Кулибаев «умеет договариваться» и с внешними игроками – Москвой и Пекином, хорошо взаимодействует с российскими, китайскими и европейскими элитами.

Дарига Назарбаева, наоборот, стремится актуализировать имиджевый капитал. Она активно критикует бюрократический аппарат, инициирует информационные атаки на отдельных министров и глав нацкомпаний. Однако в силу выработавшегося иммунитета топ-чиновников, это не приводит к их отставкам.

По мнению ряда экспертов, Дарига Назарбаева очень авторитетна и как общественный деятель, и как депутат, тем не менее, они отмечают, что ее минусом является отсутствие управленческого опыта. Еще одним недостатком является эмоциональность и импульсивность, которые используются ее окружением, и несут риски вовлечения в ненужные конфликты с другими группами влияния.

       Кайрат Кожамжаров – Имангали Тасмагамбетов

Кайрат Кожамжаров взламывает существующий статус-кво в элите. В силу специфики своей деятельности за время руководства Агентством РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью нажил слишком много врагов и стал в правящей элите обособленным. Но именно это и делает его фигурой, удобной для Президента, способной выполнять наиболее ответственные личные поручения. Основное качество Кожамжарова – он хороший исполнитель, не демонстрирующий чрезмерных амбиций. Соответственно, он сможет обеспечить реализацию определенного сценария транзита власти.

За последние месяцы Кожамжаров продемонстрировал самостоятельность, поставив под сомнение принципы формирования корпуса «А», сразу удачно позиционировался в СМИ, стал намного увереннее. Особую значимость имеет его внешнеполитическая поддержка со стороны Москвы. Кайрат Кожамжаров может получить внезапную и всестороннюю помощь Кремля в случае реализации форс-мажорного сценария транзита власти в Казахстане. Путин уже сделал одного выпускника ЛГУ президентом, и гипотетически способен оказать поддержку Кожамжарову. При этом Кожамжаров в определенной степени патриотичен, и не так тяжеловесен как Имангали Тасмагамбетов.

Имангали Тасмагамбетов в октябре нынешнего года занял должность министра обороны Казахстана. Это назначение было расценено некоторыми экспертами с одной стороны как понижение, но с другой как проявление доверия со стороны Главы государства, поскольку в нынешних условиях решение о назначении министра не могло быть принято опрометчиво. Так, в связи с развернувшимися в этом году кровавыми событиями на Украине, к министерству обороны приковано пристальное внимание. Тасмагамбетов призван выступить своего рода кризис-менеджером отрасли, поскольку, по мнению экспертов, «хозяйство ему досталось не только беспокойное, но еще и крепко запущенное».

      Адильбек Джаксыбеков – Нурлан Нигматулин

Адильбек Джаксыбеков, занявший в октябре 2014 года пост акима города Астана, также входит в группу доверенных лиц Президента. По таким критериям как профессиональные качества, а также возможности получения поддержки внешних сил показатели Джаксыбекова являются сравнительно низкими. Сильной стороной Джаксыбекова всегда была личная преданность Президенту

Позиции Нурлана Нигматулина последовательно укрепляются. В октябре нынешнего года Президент назначил его исполняющим обязанности Государственного секретаря. Позиции Нурлана Нигматулина достаточно высоки по всем показателям данного рейтинга, тем не менее, по критерию возможного получения поддержки внешних сил, напротив, являются низкими. В январе 2014 года Нигматулин выступил с открытым письмом в прессе, где заявил о том, что считает неуместным обсуждать вопрос о преемнике на главный пост в стране. По мнению некоторых экспертов, этот шаг отчасти был обусловлен его желанием продемонстрировать лояльность Президенту.

Нигматулин является идеальной фигурой на период транзита, поддерживается премьер-министром Масимовым. Он способен достаточно жестко и последовательно проводить необходимый сценарий передачи власти. При этом Нурлан Нигматулин, как впрочем, и Имангали Тасмагамбетов, не забывает не только сделанное ему «добро», но и долго «помнит» эпизоды конфликтов с оппонентами.

       Булат Утемуратов

Булат Утемуратов демонстрирует несколько иной стиль – при отсутствии административных рычагов влияния он форсирует создание эффективных механизмов формирования общественного мнения. С Утемуратовым аффилировано большое количество электронных и печатных СМИ (ТРК «Тан», «Форбс»), а также аналитических структур (ИНЭС, Группа оценки рисков). Он поддерживает большую часть трендсеттеров казахстанского сегмента социальных сетей, расширяет и моделирует их «линейку» в зависимости от направления деятельности и специализации, в то время как другие группы влияния еще только разворачивают системы мониторинга интернет-настроений.

С учетом действий в других сферах – выходе из промышленных активов и покупке системообразующих банков, — это свидетельствует о подготовке Утемуратова не к транзиту власти, а, более долгосрочно, к посттранзитному периоду. И не исключено, что Утемуратов готовится к переходу в статус контрэлитной фигуры по отношению к преемнику Назарбаева. Учитывая роль Москвы в поддержке преемника, Утемуратов уже сейчас обкатывает через подконтрольные СМИ и аккаунты в соцсетях антиевразийскую тематику. В условиях нестабильности соцсети будут выступать катализатором повышения градуса социальной активности, и, как следствие, напряженности. А потому действия Утемуратова очень дальновидны.

Если бы потенциал претендентов оценивался без учета бюрократического адмресурса, то Утемуратов входил бы в тройку лидеров рейтинга. Он демонстрирует новые технологии в политической конкуренции.

       Умирзак Шукеев – Бахытжан Сагинтаев

Умирзак Шукеев и Бахытжан Сагинтаев формируют пару наиболее влиятельных выходцев из южного региона. Шукеев сохраняет гипервлияние в экономическом блоке. В тоже время его позиции сравнительно с предшественниками низки в первую очередь по таким показателям как «возможности получения поддержки внешних сил, лидеров мировых держав», а также «влияние в силовом блоке». Шукеев зарекомендовал себя гибким чиновником, способным выстраивать отношения и договариваться с конкурирующими группами. Сегодня Умирзак Шукеев – уверенный игрок в элите.

Показатели Бахытжана Сагинтаева в данном рейтинге значительно скромнее. В первую очередь это касается критерия «узнаваемость и популярность в обществе». В тоже время Сагинтаев играет значимую роль как в группе Карима Масимова, так и в группе Кайрата Сатыбалдыулы, а потому может рассчитывать на поддержку и помощь сразу двух аффилированных групп влияния.

        Асет Исекешев

Асет Исекешев, занимающий ныне должность министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан, замыкает группу претендентов с «экономическим» бэкграундом. В сравнительном разрезе его позиции уступают предшественникам по всем показателям, но особенно по критериям «политическое влияние» и «влияние в силовом блоке». Исекешев аффилирован с другими участниками рейтинга, но его шансы как перспективного преемника невысоки. Исекешев один из немногих в элите смог спозиционировать себя как государственника, несмотря на неоднозначные результаты реализации ГП ФИИР.

       Марат Тажин

Тажин совсем недавно играл ключевую роль в выработке идеологического курса страны, однако проиграл в соперничестве с более молодыми идеологами Ак Орды. Тот факт, что Тажин, входивший ранее в число наиболее приближенных к Президенту лиц, так резко утерял свои позиции, казахстанские эксперты оценивают как индикатор усиливающейся внутриэлитной борьбы за определение идеологических параметров предстоящего транзита власти. Стоит отметить, что по критерию «экономическое влияние» показатели Тажина являются наиболее низкими среди всех вышеперечисленных возможных претендентов. Уступает вышеперечисленным персонам Тажин и по главному критерию «доверие Президента».

       Кайрат Сатыбалдыулы – Кайрат Келимбетов – Динмухамед Идрисов – Кайрат Шарипбаев

Кайрат Сатыбалдыулы возглавляет неформальную группу выходцев из корпорации «Ордабасы». Сам Кайрат Сатыбалдыулы относится к наиболее непубличным и в тоже время влиятельным персонам казахстанского истеблишмента.

Отдельно необходимо выделить группу бизнесменов, аффилированных с Кайратом Сатыбалдыулы – Динмухамед Идрисов, Кайрат Шарипбаев. Выходцы из корпорации «Ордабасы» позиционируются единой командой, проводят согласованную кадровую политику, в том числе, и продвижение своих креатур в госорганы и квазигосударственный сектор. Тем самым они формируют лояльную молодую бюрократическую и бизнес-элиту, а также получают доступ к ресурсам для бизнеса. В определенной степени они составляют серьезную конкуренцию группе Тимура Кулибаева.

Динмухамед Идрисов в большей степени связан с окологосударственным бизнесом, но параллельно имеет интересы в банковской сфере. Он является единственным владельцем СК Amanat Insurance, ТОО «Казахстанские коммунальные системы», 14,74% в Актюбинском заводе нефтяного оборудования. В 2014 Идрисов приобрел крупнейшего оператора кабельного телевидения Alma-TV. Он также активно наращивает присутствие в банковской среде: вслед за приобретением акций Qazaq banki, в июле 2014 года Идрисов стал акционером Bank RBK.

Кайрат Шарипбаев также вошел в состав акционеров Bank RBK в июле 2014 года, а совсем недавно был назначен новым руководителем АО «КазТрансГаз». По публикациям отдельных оппозиционных СМИ Кайрат Шарипбаев позиционируется как новый зять Президента.

Говоря о выходцах из корпорации «Ордабасы» нельзя не упомянуть и о Кайрате Келимбетове. Однако в настоящий момент публичное позиционирование Келимбетова осложнено девальвацией тенге. В частности, оппозиционные СМИ пишут о том, что он уже давно воспринимается больше «великим фокусником», нежели серьезным и ответственным за свои решения политиком. В частности, приводится довод о том, что Кайрат Келимбетов, возглавил Национальный банк РК, не имея ни соответствующего образования, ни опыта работы в банковских кругах.

       Бауыржан Байбек – Баглан Майлыбаев – Габидулла Абдрахимов

Данная группа объединяет новую генерацию идеологов власти. При этом в отдельных их шагах можно усмотреть и некоторое соперничество. Бауыржан Байбек проходит хорошую школу в партии «Нур Отан», реализует антикоррупционную программу. Для роста политического влияния ему необходимо и дальше последовательно и жестко отстаивать выбранный вектор, впитывать навыки внутриэлитной борьбы. И для этого Байбеку необходимы новые члены команды с хорошими бойцовыми качествами.

Возросла степень влиятельности Баглана Майлыбаева. В тоже время ему приходится учитывать конкуренцию с Бауыржаном Байбеком. В ведении Майлыбаева идеологические вопросы. Однако при большом количестве вбрасываемых в публичное пространство идеологических месседжей их реальная значимость и результативность остается под вопросом. Отчасти «долголетие» Майлыбаева на занимаемом посту объясняется выстроенными отношениями с Каримом Масимовым.

Габидулла Абдрахимов выделяется как еще один идеолог транзитного периода, стоящий за созданием Общественного движения «Казахстан 2050».

В целом появление этих персон в рейтинге фиксирует их превращение из неопытных исполнителей в системно мыслящих идеологов власти. Тем не менее, Майлыбаеву и Абдрахимову пока не удалось смикшировать идеологические противоречия между различными программными документами власти. В качестве одной из основных причин следует признать пока еще не преодоленную инерцию после ухода Марата Тажина.

       Серик Ахметов – Аслан Мусин

Завершает рейтинг группа «неудачников» — экс-министр обороны Серик Ахметов и посол в Хорватии Аслан Мусин.

Многие оппозиционные эксперты склонны считать отставку Ахметова итогом его «тихого» конфликта с одним из нынешних тяжеловесов казахстанской политики, Нурланом Нигматулиным. В эту схему укладываются и аресты высокопоставленных акиматовских чинов причисляемых к команде Ахметова в Карагандинской области. Причем в уголовных делах фигурируют фамилии и названия фирм, принадлежащих родственникам Серика Ахметова.

Снижение позиций Аслана Мусина эксперты считают закономерным и связывают с его причастностью к делу ОПГ Бергея Рыскалиева. Так, показатели Мусина по наиболее важному критерию данного рейтинга «доверие Президента РК Н. Назарбаева» являются одними из наиболее низких.

       

       Общие выводы

Представленный рейтинг фиксирует даже не столько список претендентов, сколько обозначает степень участия и роль, которую сыграют в транзите, данные персоны. Следующий президент страны будет компромиссом обозначенных групп влияния.

Кто сможет обеспечить преемственность власти? В постсоветских реалиях такими фигурами выступают либо родственники, либо лица, обязанные карьерным ростом. Но сегодня казахстанская элита лишь отчасти готова к транзиту: налицо атмосфера конкуренции за занятие позиции в транзитный период, наращивание влияния, как между представителями «старой гвардии» (Абыкаев, Есимов), новой элитой в лице Масимова и Нигматулина, а также молодыми лидерами (Сатыбалдыулы, Шарипбаев, Байбек).

Также стоит отметить тот факт, что еще 2 года назад, сопоставляя критерии вероятности прихода на пост Главы государства того или иного кандидата, эксперты выделяли как первостепенный «доверие Президента РК Нурсултана Назарбаева» на уровне 8,43 балла, тогда как сегодня значимость этого критерия составляет 7 баллов. Значит ли это, что позиции первого Президента Казахстана ослабевают? Вряд ли – его голос является решающим.

Причина, скорее всего, кроется в том, что возрастает значимость других факторов. Можно предположить, что внутриэлитная борьба получает все большую динамику — возрастет роль групп влияния, а также внешних сил поддержки. Вскрылось уникальное свойство элиты образовывать кратко- и долгосрочные альянсы в зависимости от совпадения интересов.

Отчасти интересен даже не сам транзит, а посттранзитный период. В его рамках будет проходить переформатирование, как политического, так и экономического ландшафта страны. Многие формальные институты и в частности политические партии не будут играть существенной роли. В этом отношении интересен опыт Украины – на выборах в Верховную Раду 26 октября победу одержали партии и блоки, которых полгода назад еще не существовало. В условиях транзита резко возрастает роль лидеров.

Смена Главы государства также неизбежно повлечет за собой перераспределение экономических активов казахстанской элиты – в зависимости от реализованного варианта передачи власти, это могут быть как относительно мягкие, так и достаточно жесткие сценарии. При этом будут затронуты и интересы внешних центров силы, а также иностранных инвесторов, фокусирующиеся на политическом статусе той или иной казахстанской группы влияния.

Отсутствие в Казахстане полноценных институтов представительной демократии, дееспособных политических партий и традиции проведения свободных выборов переводит борьбу за высший государственный пост в формат закулисных интриг. Поэтому решающую роль в этой политической борьбе будут играть не публичные структуры и общественные объединения граждан, а неформальные группы влияния – бюрократические и родственные кланы, сосредоточившие в своих руках мощные властно-политические ресурсы и бизнес-активы.Просмотров (3195)

Похожие исследования:
    Рейтинг вероятных преемников Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева
    Рейтинг ключевых установок Президента РК Н.А. Назарбаева по социальной модернизации Казахстана
    Рейтинг вероятных рисков для стабильного развития Казахстана
    Рейтинг вероятных сценариев транзита верховной власти в Казахстане

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Нравится