Рейтинг качества работы акиматов областных центров и акиматов областей, городов республиканского подчинения за III квартал 2014 года

Автор: editor. Дата: . Опубликовано в Политические

С 20 по 27 сентября 2014 года Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно качества работы акиматов областных центров. В рамках данного проекта было опрошено 86 экспертов, преимущественно представляющих регионы страны.

Была учтена значимость 7 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов областных центров. Оценка проводилась с использованием 7-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов.

Обработка результатов проводилась при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены  арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.

Таковы основные факторы, определяющие качество работы акиматов областных центров, которые обозначили эксперты. В соответствии с этими критериями эксперты распределили степень эффективности работы акиматов областных центров следующим образом:

 

Группу лидеров составили:

  • Акимат г. Актау (Едил Жанбыршин) 3,73 балла
  • Акимат г. Усть-Каменогорск (Темирбек Касымжанов) 3,72 балла
  • Акимат г. Кызылорда (Нурлыбек Налибаев) 3,70 балла
  • Акимат г. Уральск (Алтай Кульгинов) 3,69 балла
  • Акимат г. Атырау (Нурлыбек Ожаев) 3,68 балла

Лидерство в списке наиболее эффективных акиматов областных центров удалось захватить акимату города Актау. В третьем квартале акимат вышел в лидеры межрегионального сотрудничества. В частности, проведена 7-ая международная конференция городов всемирного наследия Евразии с участием более 100 мэров городов мира. Кроме того, подготовлены новые проекты для включения в Карту индустриализации.

Второе место в рейтинге занял акимат города Усть-Каменогорск. В третьем квартале акимат провел общественные слушания по вопросу градостроительного развития пригородной зоны. В рамках проекта предполагается дальнейшая диверсификация промышленности города, позволяющая удерживать лидирующие позиции в индустриально-инновационной сфере всей страны.

Третье место сохранил за собой акимат города Кызылорда. В городе форсируется работа по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, проведено благоустройство набережной р. Сырдарьи. Кроме того, особое внимание уделяется вопросам развития транспортной инфраструктуры, особенно, участков, прилегающих к трассе «Западная Европа – Западный Китай».

На четвертой строчке рейтинга разместился акимат города Уральск. В третьем квартале завершен запуск завода по производству бетона, ведутся масштабные строительные работы на объектах социальной инфраструктуры, а также проводится благоустройство рекреационных зон. Кроме того, начато строительство новой городской площади.

Завершает список лидеров акимат города Атырау. Благодаря проведению 11 форума приграничного сотрудничества Казахстана и России город получил 10 млрд. тенге капитальных инвестиций. В рамках подготовки к мероприятию проведена масштабная реконструкция транспортной инфраструктуры, проведен ремонт зданий.

В средней группе акиматов областных центров:

  • Акимат г. Павлодар (Булат Бакауов) 3,64 балла
  • Акимат г. Талдыкорган (Ермек Алпысов) 3,63 балла
  • Акимат г. Шымкент (Дархан Сатыбалды) 3,60 балла
  • Акимат г. Петропавловск (Тулеген Закарьянов) 3,59 балла
  • Акимат г. Актобе (Ерхан Умаров) 3,59 балла
  • Акимат г. Костанай (Ахмедбек Ахметжанов) 3,57 балла

Открывает среднюю группу акимат города Павлодар. Новому акиму – Булату Бакауову удалось эффективно организовать работу менее чем за полгода после назначения. Усилиями акимата были изысканы дополнительные средства на реализацию строительных проектов, ускорена модернизация дорожной инфраструктуры, ведется подготовка к реконструкции моста. В рамках программы индустриально-инновационного развития завершается оформление земельного участка к индустриальной зоне «Павлодар».

Несколько понизились рейтинговые показатели акимата города Талдыкорган. В третьем квартале усилия акимата были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. В частности, были выделены средства на расширение 17 производственных площадок. Остаются острыми вопросы модернизации коммунальной инфраструктуры и газоснабжения.

Показатели эффективности акимата города Шымкент также несколько понизились. В третьем квартале в городе обострились дискуссии о необходимости повышения некоторых коммунальных тарифов, в частности, на вывоз твердых бытовых отходов. Одновременно с этим предпринимались усилия по использованию отходов в биоэнергетических установках.

Акимату города Петропавловск удалось удержаться в средней группе. В третьем квартале руководство города предприняло шаги по решению острых социальных вопросов, связанных с модернизацией жилого фонда, а также решением проблем, обусловленных выкупом земельных участков у жителей города для государственных нужд.

Акимат города Актобе также смог удержаться в середине рейтинга. Во время визита Президента Назарбаева в регион руководство города смогло отстоять проект строительства микрорайона «Нур Актобе», рассчитанного на 250 тыс. жителей. В случае успешной реализации данный проект превратит Актобе в полноценный «опорный» город в западной части страны.

Замыкает группу «середняков» акимат города Костанай. Благодаря назначению нового акима рейтинговые показатели города несколько улучшились. В третьем квартале запущен один из проектов Карты индустриализации – новый домостроительный комбинат. Также ведутся работы по модернизации коммунальной и дорожной инфраструктуры.

В группу акиматов-аутсайдеров вошли:

  • Акимат г. Кокшетау (Жомарт Нургалиев) 3,51 балла
  • Акимат г. Тараз (Нуржан Календеров) 3,50 балла
  • Акимат г. Караганда (Нурлан Аубакиров) 3,45 балла

Группу аутсайдеров возглавляет акимат города Кокшетау. В третьем квартале было проведено расширенное совещание по вопросам развития города. Достаточно перспективными стали и переговоры с иностранными инвесторами по перспективам строительства новой теплоэлектроцентрали в формате частно-государственного партнерства.

Предпоследнее место в рейтинге занял акимат города Тараз. В ходе подведения итогов развития за первое полугодие в городском маслихате было затронуто несколько нерешенных проблем: благоустройство городских парков и скверов, качество модернизации коммунальных сетей, рост тарифов общественного транспорта.

Последнее место в списке эффективности вновь занял акимат города Караганда. Новому акиму Нурлану Аубакирову пока не удается переломить негатив, связанный с коррупционным делом в отношении экс-акима Мейрама Смагулова. Дополнительный негатив связан с продолжением коррупционного скандала на новом уровне – теперь уже в отношении экс-акима области Бауржана Абдишева.

***

Параллельно с оценкой эффективности работы акиматов областных центров проводилось исследование эффективности работы акиматов областей и городов республиканского подчинения за второй квартал 2014 года. Опрос проводился с 22 по 27 сентября. Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 48 экспертов, представляющих сферу бизнеса, неправительственные организации и аналитическое сообщество.

В рамках исследования была учтена значимость 11 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов. Оценка проводилась с использованием 11-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «11» (наибольший) баллов.

Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены  арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.

По результатам исследования, экспертами была предложена следующая градация критериев оценки качества работы акиматов по степени значимости:

По сравнению с прошлым отчетом за первое полугодие 2014 года градация двух лидирующих критериев оценки работы акимов по степени значимости факторов не изменилась – эксперты продолжают считать поддержание политической и социальной стабильности, а также экономическое развитие регионов главными индикаторами работы акимов. В тройку наиболее значимых критериев оценки в этот раз эксперты вывели такой критерий как «Реализация региональных социальных программ».

В соответствии с этими критериями качество работы областных акиматов во втором квартале 2014 года было оценено следующим образом:

 

Лидерами рейтинга являются:

  1. Восточно-Казахстанский областной акимат (Бердибек Сапарбаев) 4,14 балла
  2. Кызылординский областной акимат (Крымбек Кушербаев) 4,13 балла
  3. Акимат г. Алматы (Ахметжан Есимов) 4,09 балла
  4. Акимат г. Астана (Имангали Тасмагамбетов) 4,08 балла
  5. Мангистауский областной акимат (Алик Айдарбаев) 3,90 балла

Лидером рейтинга по итогам третьего квартала 2014 года стало руководство Восточно-Казахстанской области. Аким области смог форсировать международное сотрудничество по целому ряду значимых для области направлений: от промышленной реконструкции, до развития региональных медицинских центров. Достаточно заметным стало и участие акима в селекторном совещании Правительства РК по вопросам перераспределения полномочий между органами власти. Также эксперты отметили сохраняющуюся оперативность региональных властей в реагировании на трудовые конфликты, упор на профилактику их возникновения.

Второе место в рейтинге эксперты отвели акимату Кызылординской области. В третьем квартале руководство области продолжало наращивать темпы реализации инфраструктурных и социально значимых проектов. В частности, был открыт новый мост в Сырдарьинском районе, анонсировано строительство нового микрорайона в Кызылорде, форсированы темпы ремонта социальной инфраструктуры в райцентрах. Кроме того, в ходе визита в регион председателя правления НАК «Казатомпром» была достигнута договоренность о строительстве в области ряда социальных объектов.

Улучшил свои позиции в рейтинге акимат Алматы. В третьем квартале в Алматы появился новый район города – за счет земель, присоединенных от Алматинской области. Кроме того, акимат смог добиться от республиканского центра увеличения бюджета города, что, в свою очередь, позволит ускорить реализацию важнейших городских программ. Сохранены высокие темпы строительства транспортной инфраструктуры, а кроме того введен в эксплуатацию второй Коммунальный автобусный парк. В активе руководства города и высокие темпы межрегионального сотрудничества – в третьем квартале было проведено несколько сельскохозяйственных ярмарок, обсуждены условия взаимодействия в развитии прилегающих районов Алматинской области.

Акимат Астаны в целом сохранил высокие темпы регионального развития. Проведение EXPO-2017 требует от акимата ускоренного решения вопросов строительства необходимой транспортной и гостиничной инфраструктуры. Параллельно разворачивается работа по формированию благоприятной среды для предприятий малого и среднего бизнеса. В тоже время, концентрация внимания на этих приоритетных направлениях приводит к определенным социальным издержкам – сохраняется острота проблем долевого строительства, сопровождаемая вопросами достаточного количества социальной инфраструктуры (школ, больниц) для жителей города. В городе резко выросла социальная напряженность в связи со сносами домов в дачных массивах, что нашло свое отражение в данном рейтинге.

Замыкает первую пятерку наиболее эффективных местных исполнительных органов акимат Мангистауской области. В третьем квартале был завершен важный инфраструктурный проект – строительство железнодорожной магистрали Жезказган – Бейнеу, — которая значительно сокращает сроки транзита грузов через территорию страны. Кроме того, данный проект позволяет придать новый импульс развитию транспортно-логистических услуг в казахстанском секторе Каспийского моря. Не случайно, практически одновременно с завершением строительства магистрали Президент призвал развивать курортный потенциал Мангистау.

В среднюю группу рейтинга попали следующие акиматы:

  1. Павлодарский областной акимат (Канат Бозумбаев) 3,90 балла
  2. Атырауский областной акимат (Бактыкожа Измухамбетов) 3,89 балла
  3. Северо-Казахстанский областной акимат  (Ерик Султанов) 3,87 балла
  4. Южно-Казахстанский областной акимат (Аскар Мырзахметов) 3,86 балла
  5. Акмолинский областной акимат (Сергей Кулагин) 3,77 балла
  6. Западно-Казахстанский областной акимат (Нурлан Ногаев) 3,76 балла

Открывает группу «середнячков» акимат Павлодарской области. В третьем квартале руководство области продолжало наращивать усилия по развитию приграничного сотрудничества. В частности, в рамках официального визита делегации Павлодарской области в Омск было заключено соглашений на общую сумму 3,2 млрд. тенге. Кроме того в области подведены промежуточные результаты регионального индустриально-инновационного развития – ведется работа по 85 промышленным проектам с общим объемом инвестиций в 1,1 трлн. Тенге. Все эти показатели были позитивно оценены Президентом Назарбаевым во время рабочего визита в регион.

Следующим в списке эффективных органов местной исполнительной власти, по мнению опрошенных экспертов, располагается акимат Атырауской области. В третьем квартале область приняла 11-й приграничный форум Казахстана и России. Также в рамках трансграничного сотрудничества прошло заседание рабочей группы Казахстанско-Российской комиссии по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов в бассейне реки Урал. В рамках сохранения окружающей среды было проведено несколько общественных слушаний по вопросам обеспечения экологической безопасности на нефтегазовых месторождениях.

Высокие темпы роста рейтинговых показателей продемонстрировал акимат Северо-Казахстанской области. Смена акима благоприятно повлияла на рост открытости в работе акимата, повышение оперативности принимаемых решений. В третьем квартале акимату удалось заключить рамочные соглашения с инвестициями в развитие пищевой промышленности от Банка развития Казахстана. Кроме того, были предприняты усилия по решению проблем с недостатком мощностей хранения зерна.

Южно-Казахстанский областной акимат поднялся на четвертое место в средней группе. Сельскохозяйственная специализация региона определила тренды развития в третьем квартале: была запущена новая птицефабрика, внедрены технологии капельного орошения хлопка. Кроме того, руководство области продолжает уделять внимание развитию транспортной инфраструктуры. Все вместе это позволяет обеспечивать занятость в регионе. Запуск нового центра обработки данных обеспечивает повышение качества предоставляемых государственных услуг.

Акимат Акмолинской области в третьем квартале 2014 года также продемонстрировал существенный рост рейтинговых показателей. Во многом это связано с произошедшей в предыдущем периоде сменой акима области. Несмотря на то, что область традиционно считается аграрной, акиматом поставлены амбициозные задачи в сегменте промышленного производства. Принято решение форсировать работы в горнорудном секторе и энергетике, в частности, прорабатывается вопрос строительства Кокшетауской ТЭЦ. В тоже время сохраняются проблемы с повышением эффективности жилищного строительства.

Замыкает группу «середняков» акимат Западно-Казахстанской области. В третьем квартале руководство области предприняло усилия по ускорению темпов дорожных работ, обновило реестр инновационных проектов региона, а также провело ревизию в рамках программы модернизации ЖКХ. В тоже время остаются проблемы, связанные с темпами реконструкции аэропорта, а также обострившейся экологической обстановкой на озере Шалкар.

К аутсайдерам рейтинга эксперты отнесли акиматы следующих областей:

  1. Костанайский областной акимат (Нуралы Садуакасов)  3,72 балла
  2. Жамбылский областной акимат (Карим Кокрекбаев) 3,71 балла
  3. Актюбинский областной акимат (Архимед Мухамбетов) 3,67 балла
  4. Алматинский областной акимат (Амандык Баталов) 3,59 балла
  5. Карагандинский областной акимат (Нурмухамбет Абдибеков) 3,49 балла

Открывает группу аутсайдеров акимат Костанайской области. В третьем квартале акимат предпринимал усилия по диверсификации региональной экономики. В частности, Президентом Назарбаевым были положительно оценены перспективы развития автосборочных производств. В тоже время критику Президента продолжает вызывать монокультурная специализация аграрного комплекса области, в ущерб развитию животноводства.

Следующую строчку в рейтинге эффективности занял акимат Жамбылской области. В третьем квартале акимат смог мобилизоваться, и подняться на 4 позиции в рейтинге. В рамках встречи с Президентом Назарбаевым руководству области были даны конкретные поручения по ускорению работ с созданием обновленной транспортной инфраструктуры, развитием водосберегающих технологий в сельском хозяйстве, реализацией проектов индустриального развития.

Акимат Актюбинской области незначительно улучшил рейтинговые показатели в третьем квартале 2014 года. После рабочего визита в область Президента Назарбаева была интенсифицирована работа по расширению коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также работа по модернизации ЖКХ и строительству арендного жилья. В тоже время Президентом отмечена необходимость увеличения охвата области реализуемыми программами. Пока большая часть из них ориентирована на областной центр.

Предпоследнее место в рейтинге занял акимат Алматинской области. Это связано с произошедшей ротацией руководства – новым акимом области назначен Амандык Баталов. Понижение показателей может рассматриваться как техническое – на период вхождения нового акима в курс дел. В тоже время акимат уже предпринял ряд важных шагов – в частности, проведено совещание с акиматом Алматы по вопросам синхронизации планов развития.

Аутсайдером рейтинга признан акимат Карагандинской области. Причина – ряд коррупционных скандалов, который увенчался арестом бывшего акима Бауржана Абдишева. Новому акиму области пока не удается переломить нисходящий тренд. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства в регионе продолжается работа по программе индустриализации. Также стоит отметить развитие транспортной инфраструктуры в Жезказгане. В тоже время необходимо признать, что промышленный потенциал области используется недостаточно эффективно.

Общие выводы

Третий квартал 2014 года прошел под знаком важных структурных изменений в работе центральных органов власти. По итогам изменения структуры Правительства принято решение о передаче на уровень акиматов 261 госфункции. При этом нет уверенности, что в акиматах имеется достаточное количество подготовленных специалистов для выполнения такого объема работы.

Наиболее простым решением представляется направление на работу в регионы части чиновников из центральных министерств. Однако это решение предполагает и параллельное обеспечение их необходимым количеством жилья и соцпакета (что не всегда возможно, а кроме того увеличивает общегосударственные расходы). Нельзя не учитывать и личностный фактор – не все чиновники готовы променять Астану на работу в отдаленных областных центрах.

Другой вариант решения проблемы – рекрутирование и обучение чиновников на местах, — не обеспечивает необходимой властям оперативности в принятии решений, и, кроме того, раздувает бюрократический аппарат. А ведь именно его сокращение и обозначалось в качестве одного из аргументов структурной перестройки Правительства.

Таким образом, подтверждается вывод из прошлого рейтингового обзора – изменение структуры органов исполнительной власти без параллельного сокращения госфункций будет приводить к неминуемому снижению эффективности всего государственного аппарата. Только если раньше «узкие места» были сконцентрированы в столичных ведомствах, то теперь «передаются» на места (областной, городской и районный уровни власти).

Вновь следует констатировать, что решение принципиальных вопросов регионального развития откладывается на неопределенную перспективу. Среди них особо можно выделить:

  • Обоснованность региональных программ развития;
  • Систему координации между регионами в социально-экономической сфере;
  • Расширение возможностей частно-государственного партнерства при реализации региональных программ развития.

Общая разбалансировка государственного аппарата вновь обостряет проблему поддержания политической и социальной стабильности в регионах. Появляются сомнения в способностях руководителей регионов к оперативному реагированию и достаточности их материальной базы для превентивного реагирования на возникающие социально-экономические риски. Насколько хватит существующего потенциала для поддержания стабильности?

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено и дальше отслеживать работу региональных властей. Следующий отчет – по результатам работы акиматов во втором полугодии 2014 года, — будет представлен в январе 2015 года.Просмотров (1042)

Похожие исследования:
    Рейтинг качества работы акиматов областей, городов республиканского подчинения и акиматов областных центров за I полугодие 2014 года (скоординированный)
    Рейтинг качества работы акиматов областей, городов республиканского подчинения и акиматов областных центров (скоординированный)
    Рейтинг качества работы акиматов областей и городов республиканского подчинения
    Рейтинг качества работы структур прямого подчинения Президенту Республики Казахстан по итогам I полугодия 2014 года
    Рейтинг качества работы министерств и агентств Казахстана по итогам 2013 года и первого квартала 2014 года.

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Нравится