Рейтинг качества работы структур прямого подчинения Президенту Республики Казахстан

Автор: editor. Дата: . Опубликовано в Интересное, Политические

В феврале-марте 2014 года Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно качества работы структур прямого подчинения Президенту Республики Казахстан за прошедший 2013 год и за первый квартал 2014 года. В рамках исследования путем анкетирования было опрошено 42 человек, являющихся высококвалифицированными специалистами в области изучения политических и социально-экономических процессов в республике.

Необходимо отметить, что анализировалась работа как государственных органов, находящихся в прямом подчинении Президента, так и общественных организаций, играющих ключевую роль в общественно-политической жизни страны.

В рамках исследования была учтена значимость 9 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы структур/ведомств. Оценка проводилась с использованием 7-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов.

Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены  арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.

По результатам исследования, экспертами была предложена следующая градация критериев оценки качества работы структур прямого подчинения по степени значимости:

Таким образом, эксперты считают, что неформальная значимость структуры в казахстанской системе власти, положение и авторитет ее руководителя в казахстанской элите являются наиболее значимыми критериями, определяющими эффективность структур прямого подчинения Президенту РК. Третьим по важности критерием эксперты считают своевременность и качество выполнения поручений Президента.

Такие критерии как уровень доверия населения, а также фигурирование структуры в коррупционных скандалах являются, напротив, менее значимыми и располагаются во второй половине списка критериев по степени важности.

В соответствии с этими критериями эксперты оценили качество работы структур прямого подчинения в 2013 году и первом квартале 2014 года:

Таким образом, согласно оценкам экспертов, сформировалась следующая тройка лидеров:

    - Администрация Президента РК (Карим Масимов) – 3,72

    - Комитет Национальной безопасности РК (Нуртай Абыкаев) – 3,46

    - Совет безопасности РК (Кайрат Кожамжаров) – 3,43

 

Администрация Президента РК заняла первую строчку в рейтинге наиболее эффективных государственных структур прямого подчинения. В силу специфики работы Администрация Президента принимает ключевые решения в непубличном формате. В тоже время программы, курируемые АП, реализуются более успешно, когда руководители профильных отделов уделяют внимание работе с общественными настроениями и внутриэлитными ожиданиями. Структурные подразделения АП подают в общество определенные информационные месседжи, и, условно говоря, должны «разжевывать их».

В ходе совещания по вопросам совершенствования деятельности Администрации Президента 4 ноября 2013 года  Нурсултан Назарбаев отметил важность налаживания эффективной работы в рамках идеологического, организационно-территориального и экономического направлений. Кроме того, Президент указал на недостаточно эффективную работу в сфере патриотического воспитания и религиозной ситуации в стране.

Все эти задачи в полной мере стоят перед новым руководителем АП Нурланом Нигматулиным. Кроме того, ему предстоит выполнить большой объем работы по обозначенным в президентском послании идеологическим ориентирам развития страны, транслировать их в новую предвыборную платформу, как Президента, так и партии «Нур Отан». Учитывая высокую степень доверия со стороны Нурсултана Назарбаева, можно отметить, что Нурлан Нигматулин будет весьма жестко и агрессивно проводить эту подготовительную работу.

 

Комитет национальной безопасности РК, занял вторую строчку в рейтинге наиболее эффективных структур  прямого подчинения Президенту РК. Авторитет данной структуры во многом обусловлен потенциалом ее первого руководителя. За прошедший 2013 и первый квартал 2014 года структура прибавила в динамизме. Было изменено и ужесточено законодательство, создана новая программа борьбы с терроризмом и экстремизмом.

В первом квартале 2014 года кристаллизировались и новые вызовы – через обострение внутриполитической обстановки на Украине и в Кыргызстане. Кроме того ряд важных региональных процессов, таких как вывод войск США из Афганистана, ставит перед КНБ задачу усиления профилактики терроризма и экстремизма.  

Совет безопасности РК, замыкает первую тройку наиболее эффективных структур прямого подчинения. На значимость вопросов национальной безопасности в 2013 году и первом квартале 2014 года не раз обращал внимание Президент. В частности, обеспечение информационной безопасности, стало главным вопросом повестки дня очередных заседаний совета безопасности, прошедших под председательством Главы государства в апреле, сентябре 2013, и феврале 2014 года.

В тоже время обозначились и некоторые недоработки. Кайрат Кожамжаров пришел на позицию руководителя Совбеза как состоявшийся «политический тяжеловес». Но дальнейшая работа носила преимущественно технический характер. Не было ее наполнения идеями, не было самостоятельных инициатив как внутреннего, так и интеграционного характера. Возможно, дело в слабости аналитического обеспечения работы Совета безопасности.  

В средней группе находятся следующие структуры прямого подчинения:

    - Генеральная прокуратура РК (Асхат Даулбаев) – 3,31

    - Государственный секретарь РК (Марат Тажин, Карим Масимов) – 3,26

    - Верховный суд РК (Кайрат Мами) – 3,18

    - Конституционный совет РК (Игорь Рогов) – 3,08

    - Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (Аслан Мусин, Козы-Корпеш Джанбурчин) – 3,06

    - Партия Нур Отан (Бауыржан Байбек) – 3,05

      - Центральная избирательная комиссия РК (Куандык Турганкулов) – 2,91

 

Генеральная прокуратура РК находится на четвертой позиции в рейтинге эффективных структур прямого подчинения Президенту. В 2013 году была осуществлена  законотворческая работа по важнейшим направлениям совершенствования правоохранительной деятельности. Завершена работа над новыми редакциями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, которые внесены в Парламент. Разработаны государственные программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы, противодействия религиозному экстремизму и терроризму, Концепция кадровой политики правоохранительных органов, Правила формирования Президентского резерва руководства правоохранительных и специальных органов,  одобренные Президентом.

В 2013 году выявлены и устранены свыше 450 тыс. нарушений закона. За нарушение прав граждан  привлечено к ответственности около 11 тыс. должностных лиц. Возмещен ущерб государству на сумму свыше 41 млрд. тенге. Прекращен решениями судов доступ к 596 деструктивным интернет-ресурсам, пропагандирующим идеи терроризма и экстремизма. В целом, активная и успешная деятельность структуры в минувшем году обеспечила ей столь высокие показатели в рейтинге.

В числе основных проблем Генпрокуратуры – запаздывание с реагированием на наиболее резонансные нарушения закона, слабая работа по профилактике социальных и трудовых конфликтов и споров. Особенно ценным было бы повышение оперативности реагирования Генпрокуратуры на различного рода ценовые сговоры, необоснованные завышения тарифов на коммунальные услуги,  нарушения трудового законодательства, и иные социально значимые правонарушения. Структура могла бы играть существенную роль в защите социальных прав граждан, а, следовательно, способствовать снижению социальной протестности и укреплению внутриполитической стабильности.  

Государственный секретарь РК и его секретариат по итогам 2013 года также вошел в пятерку эффективных государственных структур Казахстана. Но в первом квартале 2014 года обозначилось существенное проседание из-за перевода Марата Тажина на дипломатическую работу. Только в начале апреля позиция была занята Адильбеком Джаксыбековым. А потому общие оценки эффективности работы госсекретаря все-таки связаны с работой Марата Тажина.

Эксперты оценивают его деятельность на посту госсекретаря как эффективную. За год работы в должности государственного секретаря Марат Тажин начал реформу исторической науки и намеревался повысить эффективность работы государственных СМИ. За это время Тажин озвучивал некоторые интересные идеи, которые могли бы благотворно сказаться на функционировании информационно-идеологического пространства. В частности, он дал поручение разработать долгосрочные проекты по системному развитию отечественного интернет-сегмента, активнее вести работу по наполнению интернета современным контентом. Поставил задачу перед государственными СМИ форсировать борьбу за рейтинги зрителей. Были созданы условия для пересмотра принципов предоставления грантов государственного социального заказа, а также финансирования госСМИ в зависимости от охвата аудитории.

Новому государственному секретарю придется развивать эти инициативы, наполнять их конкретным содержанием. Особенно актуальным это становится в свете фактического начала нового избирательного цикла.  

В середине списка эффективных государственных структур прямого подчинения Верховный суд РК, Конституционный совет РК, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Тот факт, что эти структуры занимают некое срединное положение в списке, является показателем того, что их деятельность не вызывала резких нареканий со стороны Президента страны. Вместе с тем, 2013 год и первый квартал 2014 года для них не был ознаменован особо значимыми достижениями. Их неформальное положение в  казахстанской системе власти за истекший год не претерпело каких-либо изменений.

Так, в частности, Счетный комитет по контролю за бюджетом не развивался в 2013 году по причине неоднозначного отношения к его председателю – Аслану Мусину. В тоже время Счетный комитет остается единственным орудием борьбы с коррупцией на макрогосударственном уровне. Другой аналогичной структуры нет. Во многом поэтому в первом квартале 2014 года Президентом было принято решение усилить работу Счетного комитета – его председателем был назначен Козы-Корпеш Джанбурчин. Полномочия Счетного комитета также были расширены. По мнению экспертов, сейчас данная структура имеет все полномочия для усиленного контроля за расходованием государственного бюджета и превращения в центральный орган по борьбе с коррупцией, но до сих пор выполняла роль стороннего «статиста», фиксирующего многочисленные нарушения в бюджетной сфере.  

Тот факт, что партия  «Нур Отан» вошла в список менее значимых структур прямого подчинения Президенту может быть объяснена снижением активности партии в разъяснении ключевых непопулярных социальных инициатив власти в 2013 и первом квартале 2014 года. Два важнейших события – пенсионная реформа и девальвация, — в полной мере не были отражены в партийных дискуссиях. Партия не выступила оппонентом Правительства в этих социально-значимых шагах для защиты интересов своего электората.

Знаковым событием было принятие в октябре новой политической доктрины партии «Нур Отан». Доктрина определяет миссию «Нур Отана» в XXI веке и ее роль в обеспечении эффективной реализации Стратегии «Казахстан-2050», озвученной в 2013 году. В тоже время, по мнению экспертов, потеряв приставку «Народно-демократическая», партия «Нур Отан»  проигрывает  в имиджевом плане. Как отмечали оппозиционные СМИ, с произошедшими ротациями, она стала восприниматься, как партия молодой элиты, а не как доминирующая партия власти и может утратить политическое влияние в важнейших социальных стратах: коллективах крупных предприятий, пенсионеров, силовых структурах и т.п.

В целом 2013 год партия прошла в более оживленном темпе, но остается вопросом – насколько хватит этой инерции?!  

Далее в списке эффективных государственных структур прямого подчинения Президенту Казахстана следует Центральная избирательная комиссия РК. Несмотря на забюрократизированность и закрытость Центральная избирательная комиссия продемонстрировала в 2013 году слаженную работу. При отсутствии общереспубликанских избирательных кампаний были проведены выборы сельских акимов, через систему маслихатов. В целом, было избрано 2454 акима городов районного значения, сельских округов, поселков и сел, в которых проживают 7 миллионов 632 тысячи казахстанцев.

Потому особых нареканий к работе ЦИК у Президента пока нет. В тоже время произошедшие в конце первого квартала 2014 года назначения позволяют говорить о начале подготовки к новому избирательному циклу. А потому перед Центральной избирательной комиссией в ближайшее время будут поставлены новые широкие задачи.  

Что касается тройки структур-аутсайдеров, то среди них:

    - Национальный банк РК (Григорий Марченко, Кайрат Келимбетов) – 2,90

    - Ассамблея народа Казахстана (Ералы Тугжанов) – 2,85

    - Уполномоченный по правам человека (Аскар Шакиров) – 2,83.

 

Национальный банк РК занимает 11 место в списке структур прямого подчинения Президенту РК. В минувшем году значимым событием в деятельности банка стала смена главы Национального банка. А в первом квартале 2014 года Нацбанк выступил главным оператором подготовки и проведения девальвации тенге.

Показатели работы Национального банка в 2013 году оказались далеко не радужными.  Профицит текущего счета платежного баланса Казахстана за 2013 год составил 118 миллионов долларов против 640 миллионов долларов в 2012 году.  Профицит торгового баланса сократился относительно 2012 года на 10,6% — до 33,8 миллиарда долларов США, а нетто-отток ресурсов по операциям с первичными доходами (оплата труда, инвестиционные и прочие первичные доходы) оценивается в 25,1 миллиарда долларов против 28,2 миллиарда долларов в 2012 году.

Национальный Банк в 2013 году превратился в исследовательский проектный институт, занимавшийся проблематикой пенсионного реформирования, но «проворонивший» макроэкономические изменения, вызвавшие девальвацию тенге. В тоже время и с наиболее обсуждаемой проблематикой – созданием ЕНПФ и повышением пенсионного возраста женщин, — руководство Нацбанка также не справилось.

В результате допущенных системных ошибок, как старого, так и нового руководителей, Нацбанк превратился в главного генератора непопулярных социальных инициатив, подрывая доверие граждан страны в институты власти.  Все это указывает, что в Нацбанке  хромает аналитическая работа по возможным социально- политическим последствиям.  

Ассамблея народа Казахстана занимает предпоследнюю строчку в списке наиболее эффективных структур прямого подчинения Президенту РК. Данный факт объясняется тем, что, несмотря на значимые цели, стоящие перед структурой, до сегодняшнего дня ее деятельность больше носила декоративный характер.

В 2013 году приняты стратегические и программные документы АНК Казахстана на среднесрочную перспективу. Указом Главы государства утверждена Концепция деятельности Ассамблеи до 2020 года. Для ее реализации разработан План мероприятий, который предусматривает меры по институциональному, ресурсному, научно-аналитическому укреплению государственной этнополитики.

По поручению Главы государства под эгидой Ассамблеи в 2013 году сформированы Советы общественного согласия во всех регионах страны. В рамках этих Советов планируется активизировать потенциал гражданского общества. Важнейшая функция этих Советов будет заключаться в развитии институтов медиации во всех сферах на региональном уровне, и в активном вовлечении в этот процесс неправительственных организаций. Акимы областей должны лично возглавлять Советы общественного согласия.

В тоже время бурные международные события первого квартала 2014 года заставляют в еще большей степени активизировать работу АНК, обеспечить новое наполнение ее работы. Именно эта структура должна играть определяющую роль в блокировании фактов дискриминации граждан по религиозному, национальному и языковому признакам, отвечать на внешние провокационные вызовы, направленные на подрыв главных ценностей независимого Казахстана. Но способно ли нынешнее руководство секретариата АНК решать поставленные Лидером нации Назарбаевым Нурсултаном Абишевичем задачи?!  

Последнее место в списке наиболее эффективных государственных структур прямого подчинения Президенту занимает Уполномоченный по правам человека в РК, деятельность которого оценена экспертами как наименее эффективная.

Пассивность омбудсмена в вопросах защиты социальных и трудовых прав граждан, реагирование на эпизоды нарушения прав постфактум, приводит к одному из самых низких уровней доверия. Но именно этот инструмент мог бы быть наиболее эффективным каналом связи между властью и обществом, объективно способствовать снижению социальной и трудовой конфликтности в обществе.

 

Общие выводы

 

Главный вывод из оценок экспертов – деятельность структур прямого подчинения Президенту лишь отчасти можно назвать успешной и эффективной. Сводный балл по представленным девяти критериям эффективности деятельности – 3,72, что едва лишь превышает половину от возможной максимальной оценки эффективности той или иной структуры. В результате провалов 2013 года и первого квартала 2014 года власти постоянно приходилось оправдываться. А итоговый имиджевый негатив ложился на Президента.

Проведенные в начале апреля ротации в корпусе чиновников призваны интенсифицировать работу всех структур прямого подчинения (как госорганов, так и общественных организаций). Если и возможны какие-либо дальнейшие кадровые изменения, то проходить они уже будут под знаком подготовки к новому избирательному циклу.

Представляется, что главным модератором подготовки к очередному избирательному циклу станет новый руководитель Администрации Президента Нурлан Нигматулин. Перед ним стоит трудная задача возвращения доверия электората к власти, после целого каскада непопулярных социальных инициатив прошлого Правительства. При этом экспертами отмечается жесткость Нигматулина, нацеленность на результат, установка на дальнейшую маргинализацию и зачистку оппозиции.

Возвращение Карима Масимова на позицию Премьер-министра многими экспертами рассматривается как шанс на восстановление доверия к Правительству, как повышение ответственности Правительства за реализуемую экономическую политику. Но в 2014-16 годах политических и социально-экономических вызовов будет еще больше. И смягчать их необходимо не только Кабинету министров, но всем структурам прямого подчинения Президенту.

Рецепт по выравниванию имиджа власти прост: открытость государственных органов для диалога с обществом и экспертной средой, установление коммуникаций с общественными структурами, надзор за соблюдением принципа социальной справедливости. Не меньшее значение приобретает способность структур прямого подчинения Президенту обеспечивать горизонтальное взаимодействие, согласованность проводимых политических шагов и кампаний.

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено проводить регулярный ежеквартальный мониторинг эффективности структур прямого подчинения Президенту. Кроме того, в рамках следующего отчета (по итогам 2 квартала 2014 года) будет представлена оценка эффективности работы Премьер-министра.  Просмотров (966)

Похожие исследования:
    Рейтинг качества работы национальных компаний Республики Казахстан за 2013 год.
    Рейтинг качества работы акиматов областей и городов республиканского подчинения
    Рейтинг премьер-министров Республики Казахстан
    Рейтинг вероятных преемников Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева
    Рейтинг стран-партнеров Республики Казахстан

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Нравится