Рейтинг обеспеченности регионов Казахстана дошкольными учреждениями

Автор: admin. Дата: . Опубликовано в Рейтинги, Социальные

По данным Министерства образования и науки РК на 2011 год, в республике функционируют 8096 дошкольных организаций, которые посещают 587,8 тыс. детей. Для сравнения, в 2010 году действовало только 6446 учреждений с 446,4 тыс. дошкольников. Несмотря на наличие положительной динамики, охват детей от 3-х до 6-ти лет дошкольным воспитанием и обучением, согласно данным за 2011 год, составляет только 65,4%, с 1-го до 6-ти лет – 47,5%.

Это обуславливает как минимум две важнейшие проблемы:

  • Половина детей не получают должной дошкольной подготовки, что осложняет впоследствии работу школьных учителей.
  • Из-за отсутствия мест в дошкольных учреждениях один из родителей ребенка часто вынужден сидеть дома со своим чадом. В результате семья живет на одну, а не на две зарплаты.

В связи с описанной проблематикой ОО «Казпотребнадзор» совместно с ИА «Рейтинг.kz» составили рейтинг обеспеченности регионов Казахстана объектами дошкольного образования.

 

ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ ПО СТРАНЕ

Несмотря на действие программы «Балапан» и многочисленные поручения руководства республики по обеспечению детей дошкольным воспитанием, Казахстану пока не удается даже приблизиться к советским показателям. Как видно из графика, на заре независимости в детских садах Казахстана воспитывались более миллиона малышей. Тогда как сейчас их число только приближается к полумиллиону.

В рамках реализации программы «Балапан» в 2011 году по сравнению с 2010 годом сеть дошкольных учреждений увеличилась на 1650 единиц, то есть примерно на четверть. 70% от общего числа новых дошкольных учреждений (1163 из 487) составили так называемые мини-центры, которые вмещают значительно меньшее число детей, чем детские сады. Между тем число заявлений для устройства в дошкольные организации выросло на 18,1%. Таким образом, увеличение числа новых дошкольных организаций едва покрывает рост числа очередников. Как следствие, имеющиеся очереди в целом по республике практически не сокращаются.

Несмотря на открытие множества новых дошкольных учреждений, их общее число по республике еще не достигло советского уровня. В 1991 году действовало 8584 полноценных детских сада. Тогда как в 2011 году число дошкольных учреждений составило 8096 единиц, 5348 из которых составляют мини-центры. То есть, 2748 полноценных детских учреждений сейчас против 8548 в 1991 году.

Средняя вместимость дошкольных учреждений по стране составляет 80 человек. В региональном разрезе наибольшей средней вместимостью обладают дошкольные учреждения Астаны и Алматы (213 и 203 ребенка соответственно), наименьшей – дошкольные учреждения Северо-Казахстанской области.

 

РЕШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕКЛАДЫВАЕТСЯ НА ПЛЕЧИ БИЗНЕСА

Одной из сравнительно новых мер при решении проблемы дефицита дошкольных организаций стало введение механизмов государственно-частного партнерства. В рамках него государство фактически признает свою неспособность в ускоренном открытии новых детских садов и отдает заказ на воспитание малышей частным дошкольным организациям. В результате для родителей обучение детей в частных детских садах обходится лишь немного дороже, чем в государственных.

Реализация программы позволила увеличить сеть частных садов на 152 единицы, или на 43,8% (их количество в 2012 году составило 499 единиц). По результатам 2011 года регионами-лидерами по открытию новых дошкольных организаций являются Южно-Казахстанская (49), Алматинская (23), Кызылординская (18) области и г. Алматы (36).

При этом темпы открытия государственных детских садов, несмотря на действие программы «Балапан», являются неудовлетворительными. Причина банальна – нехватка средств. Из 140 проектов строительства новых детских садов за государственные средства, финансирование получили только 48. По данным телеканала КТК, из 55 млрд. тенге, предусмотренных на реализацию соответствующей программы, были «срезаны» 22 млрд. При этом только Министерство финансов РК в 2011 году не освоило 10 млрд. бюджетных средств.

Данный случай является показательным примером, когда финансовые средства,  причем полученные преимущественно от экспорта сырьевых ресурсов, уходят куда угодно, только не на строительство важнейших социальных объектов. Между тем власти регулярно рапортуют через СМИ о росте показателя ВВП на душу населения, который достигается в основном за счет мировой конъюнктуры цен на энергоносители. По итогам 2011 года он превысил 11 тыс. долларов США на одного человека.

Недоумение вызывают действия большинства депутатского корпуса Мажилиса Парламента РК и в особенности Комитета по финансам и бюджету, члены которого оставили без внимания такое колоссальное урезание бюджета на строительство детских садов. Данными действиями члены комитета заслужили поименного перечисления: Гульжан Карагусова (председатель комитета), Екатерина Никитинская, Кожахан Жабагиев, Нурлан Жазылбеков, Сакен Жылкайдаров, Куттыхожа Идирисов, Николай Кузьмин, Омархан Оксикбаев, Турсунбек Омурзаков, Серик Оспанов, Нуртай Сабильянов, Зухра Саяпова, Самиголла Уразов, Глеб Щегельский, Татьяна Яковлева.

Еще большую ответственность за критическую ситуацию с детскими садами несет вице-премьер Ербол Орынбаев, фактически допустивший урезание бюджета в данной сфере. Хотя он занимает свой пост в правительстве с 2008 года и неизменно курирует социальный блок, включая вопросы образования. К тому же еще в ходе прошедшей 31 января этого года коллегии Министерства образования и науки РК Орынбаев лично заявил следующее: «Я думаю, что, начиная с этого года упор необходимо сделать на содержание и качество программ подготовки дошкольных учреждений» (см. «Систему образования ждут серьезные изменения», «Известия-Казахстан», 1.02.2012 г.). Как видим, в отношении системы дошкольного воспитания вице-премьер допускает серьезные расхождения между своими словами и делами.  

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАНЖИРОВАНИЯ

Для ранжирования регионов Казахстана по критерию охвата детей дошкольным воспитанием использовались соответствующие данные за 2010 год. К сожалению, на сайтах Министерства образования и науки РК и Агентства РК по статистике отсутствует более свежая информация по указанному критерию.

В региональном разрезе наблюдается колоссальный разрыв по уровню охвата детей дошкольным образованием. В Костанайской области, являющейся лидером данного рейтинга, он более чем в 5 раз выше, чем в Южно-Казахстанской области.

Лидирующие позиции также занимают Актюбинская и Карагандинская области. Абсолютное большинство малышей в этих регионах посещают дошкольные учреждения.

Позитивная ситуация здесь во многом объясняется сравнительно низким уровнем рождаемости.

Удовлетворительная ситуация по охвату детей дошкольным образованием отмечается в Павлодарской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях, а также в городе Алматы. В указанных административно-территориальных единицах больше половины детей посещают дошкольные учреждения.

В остальных девяти регионах большинство детей не охвачены дошкольным образованием. Критическая ситуация сложилась в Южно-Казахстанской, Алматинской, Кызылординской и Мангистауской областях. Здесь дошкольное образование получают менее трети детей.

Проблему в указанных регионах отчасти можно объяснить следующими факторами:

  • Высокая рождаемость. Матерям, имеющим несколько детей, выгоднее воспитывать их самостоятельно, так как возможный заработок не покроет стоимость их воспитания в детсадах.
  • Традиции воспитания детей в семьях. Часто роль воспитателей детей выполняют бабушки и другие родственники.
  • Дефицит рабочих мест. Матери не могут устроиться на работу, и поэтому не отдают детей в детские сады для экономии средств.

Общая очередь детей в дошкольные организации в Казахстане, по данным телеканала КТК, составляет 325 тыс. мест. Наибольшие очереди наблюдаются в Южно-Казахстанской области (55,3 тыс.), а также городах Алматы (41 тыс.) и Астана (49 тыс.).

 

О КАЧЕСТВЕ ДАЖЕ НЕ ВСПОМИНАЮТ

В рамках анализа проблем в сфере дошкольного образования отдельного внимания заслуживает вопрос качества. Когда на высоком уровне речь заходит о дошкольном воспитании, спектр проблем, как правило, ограничивается проблемой дефицита мест и размером очередей. Между тем, по официальным данным, средняя нагрузка на одного педагогического работника составляет 9-10 детей. Очевидно, что в частных детсадах она несколько ниже, а в государственных — еще выше.

Даже опытному высококвалифицированному специалисту управляться с таким количеством детей, по меньшей мере, непросто. Однако, судя по уровню заработных плат в государственных детских садах, в данной сфере работают либо идейные воспитатели, либо неквалифицированные граждане, которые не могут найти себе применения в других сферах. Судя по множеству негативных отзывов о воспитателях, последние составляют абсолютное большинство.

Все это обуславливает низкое качество дошкольного воспитания и образования. Между тем качество будущего человеческого капитала страны во многом зависит от среднего уровня дошкольного образования.

 

ВЫВОДЫ

● Проблема дошкольного образования стоит чрезвычайно остро. Текущие меры по улучшению ситуации позволяют только сохранять существующий уровень дефицита мест в детских садах.

● Несмотря на важность развития системы дошкольного воспитания, правительство в процессе финансирования фактически отдает приоритеты решению других вопросов. Показательным в этом отношении стало озвученное 17 октября председателем Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Даригой Назарбаевой заявление о том, что «Содержание одного ребенка в детском саду 180 тыс. тенге в год. Вместе с тем, содержание каждого осужденного в тюрьмах обходится в 700 тыс. тенге. Разница вполне ощутимая» (см. «Назарбаева: Казахстан тратит на содержание заключенных больше, чем на детей в детсадах», «BNews.kz», 17.10.2012 г.).

Чрезвычайно сложная ситуация с дефицитом мест в детских садах складывается в регионах с высокой рождаемостью, где темпы строительства новых дошкольных учреждений не успевают за ростом рождаемости.

● Низкий охват детей дошкольным образованием во многом обуславливает колоссальный разрыв в уровне дошкольной подготовки первоклассников.

● Потенциал дошкольного образования в деле воспитания будущего поколения Казахстана используется в недостаточной степени. Дошкольные учреждения действуют в основном как «место препровождения» детей, куда родители их могут устроить на время своего пребывания на работе.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ОО «КАЗПОТРЕБНАДЗОР»:

1. Для улучшения ситуации с нехваткой мест в дошкольных учреждениях предлагается:

Вернуться к советской системе подведомственных детских садов. Данная практика может быть особенно эффективна в Астане, где, с одной стороны, проблема нехватки дошкольных учреждений стоит крайне остро, а, с другой – в столице сосредоточено большинство госучреждений и квазигосударственных структур.

Разработать механизмы стимулирования крупных частных компаний к строительству детских садов для детей своих сотрудников. Для этого должен параллельно действовать метод «кнута и пряника», то есть меры административного воздействия и материального стимулирования. В последнем случае речь идет о снижении уровня налогов для предприятий и учреждений, полностью удовлетворяющих потребности работников в детских садах.

● В густонаселенных городах, где остро стоит проблема отсутствия земли для строительства детских садов, рассмотреть возможность надстройки дополнительного этажа к существующим детским садам либо их сноса и строительства более вместительных помещений.

2. Для улучшения качества воспитания и образования в дошкольных учреждениях:

Существенно поднять зарплаты воспитателей в государственных дошкольных учреждениях для качественного улучшения их состава и увеличения конкуренции между ними. Повышение заработных плат воспитателей ни в коем случае не должно привести к увеличению оплаты за детские сады. Для этого повышение зарплат соцработников должно производиться за счет бюджетных средств.

● Вместо традиционных и в большинстве случаев формальных курсов повышения квалификации разработать и внедрить с учетом международного опыта эффективные современные программы обучения кадров. В частности, воспитатели детских садов должны овладеть прогрессивными знаниями в сфере детской психологии и педагогики.

Разработать эффективные механизмы использования дошкольного образования для овладения детьми базовыми знаниями казахского языка. Как известно, в дошкольном возрасте обучение языку с использованием игровых методик дает очень хороший результат.

Просмотров (1273)

Казахский

Похожие исследования:
    Рейтинг качества крупнейших ВУЗ-ов Казахстана
    Рейтинг стоимости коммунальных тарифов в крупнейших городах Казахстана
    Рейтинг цен на хлеб в крупнейших городах Казахстана
    Рейтинг транспарентности министерств и ведомств Казахстана
    РЕЙТИНГ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧАСТИЕМ КАЗАХСТАНА

Тэги: , , ,

Оставить комментарий

Нравится