Около 110 миллионов долларов в год требуется для обучения казахстанцев государственному языку до конца 2020 года

Автор: admin. Дата: . Опубликовано в Без рубрики

Дороговизна частных курсов казахского языка и отсутствие их бесплатных государственных аналогов является основными препятствиями для его изучения. «Казпотребнадзор» подсчитал, что для решения проблемы необходимо в общей сложности 876 миллионов долларов США. Для сравнения, на проведение в 2011 году Азиатских игр было потрачено примерно в два раза больше.

Указанная сумма была высчитана с учетом следующих исходных данных:
  • Согласно результатам последней переписи населения (2009 г.) на казахском языке не могут изъясняться 26% казахстанцев. Соответственно в обучении нуждается 4 млн. 382 тыс. человек. Учитывая динамику снижения данного показателя, вероятно, что к сегодняшнему дню эта цифра несколько снизилась.
  • Размер заработной платы преподавателя бесплатных курсов казахского языка – 150 тыс. тенге.
  • Преподаватель одновременно обучает в течение года три раза в неделю по два часа четыре группы учеников по 15 человек в каждой.
  • Обучение проводится в здании государственных органов, социальных объектов и филиалов НДП «Нур Отан», что позволит сэкономить на аренде помещений.
  • Учебная литература приобретается обучающимися за счет собственных средств.
  Kaz title= Доля граждан республики, владеющих государственным языком, с каждым годом увеличивается, однако рост происходит в основном благодаря демографическим факторам, включая отъезд русскоязычных граждан за пределы страны и высокий уровень рождаемости в сельской местности среди казахов, говорящих в основном на родном языке. Данный факт не может служить поводом для успокоения тех должностных лиц, кто непосредственно отвечает за реализацию государственной программе развития и функционирования языков в РК на 2011-2020, цель которой — к 2020 году довести долю граждан владеющих государственным языком до 95%. ОО «Казпотребнадзор» совместно с исследовательским агентством «Рейтинг.kz» провели исследование, направленное на изучение текущих условий для достижения поставленной в госпрограмме цели. Основной акцент был сделан на изучение ситуации с платными образовательными курсами казахского языка в городе Алматы. Представляется, что результаты исследования будут полезны для всех жителей города, испытывающих дефицит информации о существующих курсах обучения казахскому языку.

Бесплатное обучение государственному языку 

За годы независимости в Казахстане было принято с десяток программ по развитию казахского языка. В ходе их исполнения, на бумаге «успешно осваивались» внушительные суммы, однако ощутимых результатов так и не последовало. В Алматы эту тенденцию, в частности, подтверждают данные социологического опроса, проведенного Центром «Консул» по заказу ГУ «Управление по развитию языков, архивов и документации г. Алматы» в 2012 году. Среди опрошенных алматинцев русской национальности свободно владеющих государственным языком не оказалось, на бытовом уровне казахский язык знают только 9,6% респондентов. Одна из причин сложившейся ситуации - откровенная недоступность бесплатных курсов казахского языка для большинства граждан. На данный момент бесплатное обучение казахскому языку в городе Алматы осуществляет только КГП учебно-методический центр «Тіл» (адрес и телефоны можно найти в приложении). При этом право на бесплатное обучение в данном центре имеют только госслужащие, представители национально-культурных центров и социально незащищенных слоев населения (инвалиды, пенсионеры, безработные и т.д.). Таким образом, в городе не созданы условия для увеличения доли граждан, владеющих государственным языком. На развитие языков в Алматы в 2012 году выделено всего 27 млн. тенге — данных средств крайне недостаточно для массового обучения населения государственному языку. Для обеспечения всеобщего доступа казахстанцев к бесплатным курсам государственного языка по подсчетам ОО «Казпотребнадзор» достаточно 876 млн. долларов в течение восьми лет. Поэтапная реализация данной инициативы позволит свести к минимуму увеличение оттока русскоязычного населения, как это случилось в странах Балтии. Учитывая важность задачи по овладению всеми гражданами базовыми знаниями казахского языка, данная сумма представляется сравнительно небольшой. В свою очередь обеспечение всеобщего доступа к обучению казахскому языку даст государству право требовать от всех граждан его базового знания.

Платные курсы казахского языка

Пока бесплатные курсы в Казахстане отсутствуют, альтернативой могло бы стать обучение казахскому языку в частных учреждениях за умеренную плату. На этапе сбора соответствующих данных специалисты ИА «Рейтинг.kz» прозвонили различные языковые школы и узнали о стоимости и деталях обучения государственному языку. Сбор данных подтвердил, что в крупнейшем городе Казахстана — Алматы найти курсы английского языка гораздо легче, чем казахского, что косвенно свидетельствует о низком спросе со стороны русскоговорящих жителей. Ранжирование обучающих организаций производилось на основании стоимости обучения в течение одного академического часа в группе. Для этого месячная стоимость курсов делилась на количество предусмотренных часов обучения. Ввиду субъективности и затрудненности оценки в расчет не брался такой фактор, как качество обучения. Стоимость обучения на курсах казахского языка в группах в городе Алматы варьируется в широком диапазоне – от 8 до 25 тыс. тенге в месяц. Индивидуальные занятия стоят намного дороже – от 15 до 80 тыс. тенге (за 24 академических часа в месяц). Кроме оплаты за обучение, на многих курсах необходимо за собственные средства приобретать учебную литературу (подробнее в приложении). Средняя продолжительность обучения на курсах казахского языка составляет около 10 месяцев с учетом трех уровней — начинающий, продолжающий и углубленный. Таким образом, платное обучение казахскому языку обойдется для алматинца минимум в 100 тыс. тенге. При этом организаторы курсов не гарантируют достижение желаемого результата по их окончании. Вполне вероятно, что деньги на обучение будут потрачены впустую. Учитывая статус казахского языка и провозглашенный курс на его развитие, стоимость платных курсов следует признать высокой, так как она сопоставима со стоимостью обучения английскому языку. Данная ситуация представляется парадоксальной, поскольку при организации курсов казахского языка отсутствует проблема поиска носителей языка. При этом изменение языковых приоритетов в Казахстане после обретения независимости обусловило острый дефицит казаховедов. Его быстрое преодоление негативно сказалось на среднем профессиональном уровне учителей казахского языка. На данный момент среди казаховедов очень много случайных людей, которые используют устаревшие методики и не способны адаптироваться к более совершенным новациям. Абсолютное большинство учителей казахского языка составляют его носители, то есть те, кто выросли в казахоязычной среде, а не овладевали им в сознательном возрасте. Такие специалисты на своем личном опыте не прочувствовали «подводные камни», с которыми сталкиваются их ученики. Им очень сложно видеть принципиальные различия между грамматикой казахского и русского языков. Поэтому было бы намного логичнее, если бы базовым правилам казахского языка новичков обучали педагоги, которые сами учили казахский язык в осознанном возрасте.

Проблема мотивации

В отличие от обучения иностранному языку курсы казахского для русскоязычных граждан материально не оправдываются. Оплачивая курсы английского, человек может быть уверен в том, что его вложения наверняка окупятся за счет будущих заработков и возможного карьерного роста, тогда как овладение казахским языком, как правило, не дает подобного материального стимула. Единственный реализованный стимул для изучения казахского языка –  это требование по владению им для госслужащих. Однако на практике данный «кнут» привел к тому, что большинство русскоговорящих граждан перестали рассматривать государственную службу в качестве сферы для своего трудоустройства. Таким образом, данная мера не позволила реально увеличить долю владеющих государственным языком, а привела лишь к росту доли этнических казахов на государственной службе.

Партии и национал-патриотические организации:

слова расходятся с делом

Судя по текущим акцентам со стороны СМИ и общественников, в развитии казахского языка заинтересована исключительно власть. В рамках настоящего исследования специалисты «Рейтинг.kz» выяснили степень участия политических партий и национал-патриотических организаций в процессе обучения широких слоев населения государственному языку. Политические партии. Цель развития государственного языка с различной периодичностью декларируют лидеры всех действующих политических партий. На практике слова, как правило, расходятся с делом. При выборочном обзвоне центральных отделений и филиалов политических партий, выяснилось, что большинство из них не вносят свой вклад в повышение доли граждан владеющих государственным языком. Даже НДП «Нур Отан», которая получает государственное финансирование системно не проводит обучение государственному языку. Бесплатное обучение казахскому языку для всех желающих проводится на базе только одной политической партии Казахстана – ДПК «Ак Жол». Стоит отметить, что на данный момент, курсы организованы только в нескольких региональных подразделениях партии. Однако на фоне других партий, даже такой результат является прорывным. Другая парламентская партия – КНПК, обучает государственному языку на бесплатной основе только членов партии. Национал-патриотические организации. Сбор данных в ходе исследования подтвердил, что национал-патриотические организации занимаются развитием государственного языка только на словах. До большинства из них оказалось невозможно даже дозвониться, чтобы узнать о наличии курсов обучения государственному языку. Большинство лидеров данного политического направления, при звонках на мобильные телефоны, уклонялись от ответа либо, ссылаясь на занятость, прекращали разговор. В результате специалистам агентства так и не удалось найти каких бы то не было практических подтверждений декларируемого стремления национал-патриотов развить казахский язык. Таким образом, общественные организации, в том числе профильные, не предпринимают практических усилий для улучшения ситуации. Риторика о необходимости развития казахского языка и критика текущей деятельности государственных органов в этом направлении ориентирована на достижение промежуточных целей. 

Если казахским языком овладеют все казахстанцы…

По убеждению ОО «Казпотребнадзор», если в стране будут разработаны современные методики, организовано всеобщее бесплатное (доступное) обучение и созданы реальные мотивационные механизмы обучения казахскому языку, задача по всеобщему овладению им до 2020 года будет решена. В таком случае отпадет необходимость выделения миллионов бюджетных средств на его развитие.   Ни для кого не секрет, что процедура социального заказа в рамках государственных тендеров в большинстве своем коррупционна. По мнению отдельных источников, доля «откатов» по соответствующим тендерам достигает 30-40%. Однако получается, что те должностные лица, которые занимаются «развитием» казахского языка, крайне не заинтересованы в прогрессе на данном направлении — это во многом объясняет удручающие темпы его развития. Если проблема с овладением казахским языком как можно большим количество граждан страны через доступное обучение будет решена, то невозможно будет «пилить» бюджетные средства, выделяемые на его развитие, в связи с отсутствием необходимости в этом выделении.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Применяемых мер и подходов для достижения цели увеличения доли казахстанцев, владеющих государственным языком, до уровня в 95% к 2020 году явно недостаточно. В случае сохранения текущей динамики, достижение данной цели за счет демографических показателей представляется сомнительным. На текущем этапе для достижения данной цели используются традиционные методики и средства, которые требуют огромных материальных затрат и показывают низкую эффективность. ОО «Казпотребнадзор» предлагает диверсифицировать деятельность в данном направлении и, параллельно с изданием традиционных книг и применением устаревших методик, реализовывать современные механизмы. Отдельные из них не являются авторской идеей нашей организации и озвучивались различными общественными организациями, экспертами и журналистами. Несмотря на малую затратность многих из инициатив, они не удостоились должного внимания со стороны уполномоченных органов. Вероятно, это связано с тем, что на их претворении в жизнь нельзя много заработать на «откатах». Kaz_meryi title= Данные предложения таковы:
  1. Общеизвестно, что для изъяснения на любом языке достаточно знать около 500 слов и словосочетаний, а также основные правила грамматики. В связи с этим следует выделить необходимый минимум слов и разместить в открытом доступе на сайтах государственных органов. Параллельно следует издать брошюры с этими словами и основными правилами грамматики максимально большим тиражом. Рекомендуется распространять их бесплатно среди всех желающих через образовательные учреждения и ЦОНы. Все это требует сравнительно малых материальных затрат.
  2. Адаптировать и разместить на сайтах государственных органов (как минимум на сайте Министерства культуры и информации РК) лучший и наиболее полный электронный словарь казахского языка, не защищенный авторскими правами.
  3. В рамках ежегодного социального заказа объявить открытый республиканский конкурс на разработку передовой методики обучения казахскому языку по принципу самоучителя. В качестве эталона следует определить современные методики обучения иностранным языкам. Внушительный призовой фонд позволит привлечь к конкурсу всех квалифицированных педагогов новой формации. Методики победителей конкурса должны быть адаптированы под современный электронный формат и размещены в открытом доступе на сайте Министерства культуры и информации РК. Таким образом, каждый желающий сможет абсолютно бесплатно, в свободно время и в современном формате изучать государственный язык.
  4. В населенных пунктах, где доля граждан, владеющих казахским языком, составляет менее 90%, обязать руководство наиболее посещаемых государственных учреждений (больницы, поликлиники, ЦОНы, ЗАГСы, адресные бюро и т.д.), а также в общественном транспорте и на остановках, регулярно размещать и сменять раз в месяц краткий перечень часто употребляемых слов (см. рекомендацию №1). Если же это осуществлять посредством печати слов на листах формата А4 через обычные принтеры, данная мера потребует минимальных материальных затрат. Процесс можно координировать через сайт Министерства культуры и информации РК.
  5. Рассмотреть вопрос организации бесплатных всеобщих курсов казахского языка за счет государственных средств.
  6. Для преодоления разрыва в информационных повестках русскоязычных и казахскоязычных СМИ организовать бесплатные специализированные курсы казахского языка для людей профессионально работающих в медийной сфере (редакторы, журналисты, политологи, эксперты и т.д.). Отличие данных курсов от всеобщих заключается в более глубоком изучении профессиональным и специальным терминам. Обучение на данных курсах должны вести самые лучшие преподаватели страны.
  7. Диверсифицировать дошкольную и школьную программы обучения казахскому языку для учебных заведений с русским языком обучения. Необходимо, чтобы базовые знания казахского языка (в возрасте 3-7 лет они усваиваются быстрее всего) ученикам и воспитанникам  давали педагоги, которые выучили его в осознанном возрасте. Для этого должен быть организован всеобуч классных руководителей младших классов с русским языком обучения и воспитателей детских садов базовым знаниям казахского языка. Именно они должны закладывать детям базовые знания государственного языка. При этом обучение классных руководителей и воспитателей должно производиться по современным методикам. Для предотвращения оттока кадров из сферы образования необходимо, чтобы им оплачивалось время, затрачиваемое на изучение казахского языка. По окончанию обучения все классные руководители и воспитатели должны сдавать соответствующие тесты. В случае же их провала педагогу следует понижать категорию. Действующие же учителя-казаховеды должны работать с учениками средних школ, только начиная с пятого класса.
  8. Для преодоления практики неоправданного перевода международных терминов (новояз) сформировать и разместить в открытом доступе перечень слов, которые не нуждаются в переводе.
  9. Разработать и реализовать комплексные меры для повышения уровня и качества преподавания казахскому языку на всех уровнях и во всех учреждениях, занимающихся данной деятельностью. Особое внимание должно быть уделено стимулирующей составляющей. К обучению казахскому языку русскоязычных граждан должны привлекаться только самые талантливые преподаватели. Для этого их труд в государственных учреждениях должен оплачиваться по более высокой ставке, чем работа других преподавателей.
  10. Расширять и совершенствовать мотивационные механизмы обучения государственному языку посредством материального стимулирования. Во всех государственных органах, учреждениях, организациях, квазигосударственных структурах и коммерческих организациях с государственным участием следует реализовывать меру с поэтапным повышением зарплаты (на 3% в год) гражданам, владеющим государственным языком, за счет аналогичного снижения зарплат сотрудникам, не владеющим им. В качестве механизма контроля знаний можно использовать систему «Казтест» (аналог TOEFL, IELTS, DALF и т.п.).
Данные шаги и меры позволят каждому казахстанцу постепенно осознать, что знание государственного языка позволит быть конкурентоспособным в будущем.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация о действующих учебных центрах  по изучению казахского языка в г. Алматы

Просмотров (593)

Казахский

Похожие исследования:
    Казахстанцы переплачивают за хлеб 117 миллионов долларов в год

Тэги: , , , ,

Оставить комментарий

Нравится