О передаче чиновничьих функций
Мы помним, как У-ван предупреждал своего брата-вассала, что право на царствование, дарованное им, не является невозвратимым, и что если он не оправдает возложенного на него «высокого доверия», он будет не только лишен владений, но и предан смерти . Однако отыскать случаи действительного отчуждения уделов в западночжоуских источниках едва ли возможно. В одной из надписей ван приказывает некоему Мао-бо принять обязанности гуна, но здесь речь идет, скорее, о передаче чиновничьих функций, а не удела В другой говорится о том, что чжоуский правитель забрал земли у одного из своих подданных и передал другому, В данном случае могло иметь место отчуждение удела, однако полностью быть уверенным в этом нельзя. При всем при этом мы имеем право выдвинуть предположение, что уделы считались наследными с самого начала. При всем при этом мы имеем право выдвинуть предположение, что уделы считались наследными с самого начала.
Во-первых, мы не можем сбрасывать со счетов тот факт, что практически в каждом случае, о котором мы имеем хоть какую-то информацию, уделы, видимо, действительно передавались по наследству. И в том же самом разделе «Шу цзина», в котором У-ван предупреждает своего младшего брата, что в случае неповиновения он будет казнен, правитель говорит также, что если он будет усердным и добродетельным, люди его владений «будут руками и ногами и для твоих потомков», т.е. будут служить ему, его сыновьям и внукам (401; 43). Примерно то же самое сказано и в стихотворении «Ши цзина», повествующем об образовании государства Шэнь и приписываемом концу Западной Чжоу. В нем сказано, что ван повелевает новоявленному властителю государства владеть им как «наследной» землей.
Взгляд на ситуацию в средневековой Европе опять-таки может помочь нам понять, в какой-то степени западночжоуские уделы передавались либо не передавались по наследству.
Добавить комментарий