О «подтверждении» прав вассала на унаследованный удел
Другие тем временем полагают, что уделы, строго говоря, не передавались по наследству, поскольку господин должен был подтверждать права наследника на правление . Из всех западночжоуских надписей лишь в одной, видимо, речь идет о «подтверждении» прав вассала на унаследованный удел. Чжоуский ван говорит одному из хоу (название его владения не расшифровано): «Наследуйте вашему деду и отцу в качестве хоу в . » В «Ши цзине» также есть пассаж, по стилю весьма похожий на те надписи, в которых нашли отражение случаи пожалования удела. В нем речь идет о подтверждении прав на наследование Хань-хоу: «Хань-хоу получил права. В нем речь идет о подтверждении прав на наследование Хань-хоу: «Хань-хоу получил права.
Ван лично вручил ему их, сказав: «Продолжайте (дело) ваших предков, не пренебрегайте моими повелениями, никогда не ослабляйте усилий». В другом фрагменте в тех же словах зафискировано назначение Ху-бо правителем в Шао. Если говорить о периоде Весен и Осеней, то здесь мы имеем дело с целым рядом случаев, когда чжоуский ван «давал уделы» или утверждал преемников в царствах, которые в действительности уже на протяжении многих поколений передавались в качестве наследных владений. Поскольку в это время ван уже не обладал сколько- нибудь значительной реальной властью, подобная «инвеститура», по сути, не имела смысла.
Так, в 693 г до н э посланник чжоуского правителя отправился в Лу, чтобы подтвердить права на престол Хуань-гуна, который к тому времени уже более как год ушел в мир иной! Каким бы фарсом ни выглядели такие церемонии в досточно поздний период, в них, видимо, все-таки правильно усматривать обычай, обладавший реальной силой в западночжоуские времена — правитель провозглашает того или иного преемника, что является своеобразной церемонией подтверждения легитимности его власти.
Добавить комментарий