Пагубность идеалистической “концепции исторического процесса
Но это и есть откровенный идеализм, исключающий научное истолкование явлений духовной жизни. Если все социальные явления, в том числе и общественная хмысль, определяются психикой людей, то где же объективная основа, определяющая эту психику? Как разграничить причины и следствия в историческом процессе?
Чем обусловлены противоположные направления в общественной мысли в один и тот же период истории? Теории, игнорирующие первичность материальной жизни общества, не в состоянии дать ответ на все эти вопросы.
Пагубность идеалистической концепции исторического процесса отчетливо сказалась и в работах историка русской общественной мысли М. О. Гершензона В его исслег доданиях и публикациях о Чаадаеве, Пушкине, Печерине, славянофилах, декабристах подчас содержались ценные фактические сведения, им впервые были введены в научцый оборот некоторые документы и источники. Однако все это в значительной мере зачеркивалось и обесценивалось субъективно-идеалистическим и антиисторическим истолкованием истории общественной мысли. Однако все это в значительной мере зачеркивалось и обесценивалось субъективно-идеалистическим и антиисторическим истолкованием истории общественной мысли.
Исходная позиция Гершензона — крайний субъективизм и иррационализм, сочетающиеся с откровенной мистикой.
Добавить комментарий