Распространение марксизма в революционной борьбе трудящихся
Тезис Чжан Дунсуня поддерживал Лян Цичао. Тот и другой, прикрываясь социалистической фразеологией, заявляли, что в Китае в силу его чрезвычайной отсталости капитализм не развивается, капиталистов нет, а потому и нет классовой борьбы между рабочими и капиталистами, между помещиками и крестьянами, нет нужды в распространении марксизма и в революционной борьбе трудящихся. По их мнению, единственно, в чем нуждался Китай,—это в постепенных социальных и экономических реформах. Нападкам псевдосоциалистов на марксизм дали отпор Ли Дачжао, Чэнь Дусю и др. Одновременно китайские марксисты вели борьбу с получившими среди мелкобуржуазной интеллигенции широкое распространение анархистскими идеями об «абсолютной свободе личности», всеобщем и уравнительном распределении материальных благ и «безгосударственности», почерпнутыми из популярных в то время в Китае соответствующих сочинений П. ЖПрудона, М А Бакунина, П А Кропоткина и направленными против марксистской теории классовой борьбы пролетариата.
ЖПрудона, М А Бакунина, П А Кропоткина и направленными против марксистской теории классовой борьбы пролетариата. Для китайской революционно-социалистической интеллигенции ее борьба с буржуазными реформистами, псевдосоциалистами и анархистами была серьезным экзаменом на идейно-политическую зрелость (например, о выступлении Чжан Тайлэя в полемике против Б.Рассела. В ходе движения «4 мая» и после него связи китайских марксистов с рабочим классом выражались главным образом, в том, что марксисты и находившиеся под их влиянием студенты шли на фабрики и заводы, беседовали с рабочими, изучали их положение и затем полученные данные вместе со сведениями о забастовочном движении публиковали в печати, чтобы привлечь внимание общественности к рабочему движению в Китае.
Добавить комментарий