Разрыв русского либерализма с русским освободительным движением

Разрыв русского либерализма с русским освободительным движением

Для Гершензона не существует истории общественной мысли, а есть лишь сумма духовных «миров» отдельных личностей. Подлинное духовное богатство заключено исключительно в замкнутой сфере индивидуального сознания. При этом коренную основу духовного мира человека составляет «сфера воли, где действуют стихийные силы». По Гершензону, характер, направление и емкость нашего сознания независимы от внешней среды, автономны .

На этой ложной методологической основе строится им и концепция истории русской мысли. На этой ложной методологической основе строится им и концепция истории русской мысли.

«Тирания общественности» — так определяет Гершензон лейтмотив этой истории. Он восстает против сложившихся среди передовой русской интеллигенции убеждений в том, что «настоящий человек лишь тот, кто думает об общественном, интересуется вопросами общественности, работает на пользу общего». Именно такие нападки Ленин в статье «О „Вехах”» характеризовал как полнейший разрыв русского либерализма с русским освободительным движением, со всеми его коренными традициями.

Общественная мысль, по Гершензону, сводится к трудам тех мыслителей, которые «решали только свою личную задачу», остальным он отказывает в самобытности. История нашей общественной мысли, утверждает Гершензон, делится не на этапы внутреннего развития, а на периоды господства той или иной иноземной доктрины (шеллингизм, гегельянство, фурьеризм, марксизм и т.

 

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: