Цельный философский материализм»
Герцен выступал против эмпиризма (даже безотносительно к позитивизму Конта) с уже обогащенных гегелевской диалектикой позиций, вооруженный пониманием роли метода в познании. Несмотря на непоследовательность в решении многих философских проблем, нечеткость терминологии, позиция Герцена в 40-х годах XIX века объективно являлась новой, более высокой ступенью в развитии философской мысли, чем эмпиризм и агностицизм естествоиспытателей п философов позитивистского толка. В И Лёнин ппсал в 1912 году, что Герцен «даже теперь, головой выше бездны современных естествоиспытателей-эмпириков и тьмы тем нынешних философов, идеалистов и полу идеал истов».
Ленин указывал также, что философия Чернышевского может быть определена как «цельный философский материализм». Конечно, эта характеристика ни в какой мере не означает идеализации философии Чернышевского. Конечно, эта характеристика ни в какой мере не означает идеализации философии Чернышевского.
Тем не менее, как и в социально-политических вопросах, выделение на первый план чисто абстрактного противопоставления диалектического материализма и материализма Чернышевского было бы недостаточным п неисторичным. Обращение к Чернышевскому — вождю революционной демократии и фплософу-материалпсту — как к союзнику в борьбе не только с самодержавием, остатками крепостничества и буржуазным либерализмом, но и с идеалистическим мировоззрением — предполагало объективную оценку его идей.