Рейтинг мероприятий экономического блока Стратегии «Казахстан-2050»

Автор: admin. Дата: . Опубликовано в Политические, Рейтинги

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» завершает публикацию результатов цикла рейтинговых исследований, направленных на получение максимально объективных оценок относительно ключевых мероприятий в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050».

Исследование было проведено в отношении 31 мероприятия экономического блока рассматриваемого документа. Для получения рейтинговых оценок были использованы такие критерии, как актуальность и реалистичность успешного выполнения соответствующих мероприятий.

Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 35 экспертов, представляющих аналитическое сообщество, неправительственные организации и масс-медиа.

Для оценки соответствующих мер была использована 7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.

Ответы респондентов позволили составить нижеследующий рейтинг:

Таким образом, в семерку наиболее актуальных экономических мер по реализации Стратегии «Казахстан-2050» вошли:

  • Введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса (6,8)
  • Совершенствование механизмов поддержки отечественных производителей, защиты и продвижения их интересов в рамках ЕЭП, а также предстоящего вступления в ВТО (6,69)
  • Разработка Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора (6,63)
  • Принятие Программы развития агропромышленного комплекса страны до 2020 года (6,63)
  • Выработка  системы законодательных и экономических стимулов по созданию средних и крупнотоварных сельскохозяйственных производств, ориентированных на внедрение новейших агротехнологий (6,51)
  • Разработка Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана (6,41)
  • Разработка концептуально новой системы денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение защиты доходов населения и удержание приемлемого для экономического роста уровня инфляции, совершенствование регулирования финансовой системы, обеспечивающей очищение банков от проблемных кредитов, обеспечение потребности приоритетных секторов экономики в доступных денежных ресурсах (6,33)

Как видим, на первые позиции в данной группе вышли мероприятия, призванные создать оптимальные условия для деятельности и эффективные механизмы государственной поддержки отечественных предпринимателей с учетом неблагоприятных для них внутренних (административные барьеры) и внешних (риски от участия Казахстана в Таможенном союзе и ЕЭП и при вступлении в ВТО) факторов.

Принятие в ближайшей перспективе Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора представляется очень важным с точки зрения обеспечения экологической безопасности, а также максимальной эксплуатации сырьевого сектора экономики в соответствие с национальными интересами страны и повышения уровня благосостояния населения Казахстана.

В число рассматриваемых мероприятий также попали те, которые призваны улучшить ситуацию в сфере сельского хозяйства. Очевидно, что положение дел в АПК оставляет желать лучшего. Аналогичное замечание можно сделать и относительно нерационального потребления и использования воды во всех отраслях экономики Казахстана. В свою очередь, все это соответствует показателям неудовлетворительности персональной работы министра сельского хозяйства Асылжан Мамытбекова, занявшего 3-е место среди 20  самых неэффективных чиновников по результатам «Рейтинга эффективности государственной элиты Казахстана» (см. http://agencyrating.kz/rating-effectivnosti/).

 

Наименее актуальными, на основании оценок респондентов, являются:

  • Разработка комплекса мер по привлечению лучших иностранных специалистов для реализации новой экономической политики с обязательным обучением отечественных кадров (4,91)
  • Принятие закона о Национальной палате предпринимателей, предусматривающего обязательное членство предпринимателей в данной Палате, а также делегирование ей части полномочий и функций государственных органов в сфере профессионально-технического образования, внешнеэкономической деятельности и поддержки малого бизнеса (4,97)
  • Принятие программы «Глобальная инфраструктурная интеграция», предусматривающей создание совместных предприятий в регионе и мире (5,4)
  • Создание международной организации «Зеленый мост» (5,4)
  • Внесение изменений в законодательство, направленных на четкое разграничение понятий микро, малый, средний и крупный бизнес (5,49)

Очевидно, что в данной категории преобладают мероприятия, обусловленные в той или иной степени внешними факторами. При этом меньше всего респонденты видят необходимость в привлечении в Казахстан для участия в процессе развития национальной экономики иностранных специалистов. Судя по всему, присутствие таковых без серьезных системных изменений в управлении экономикой не приведет к существенным положительным результатам.

В данной группе также оказались меры, связанные с предстоящим созданием Национальной палаты предпринимателей. Не исключено, что эта структура может стать дополнительным ограничителем свободы действий субъектов частного предпринимательства. По крайней мере, предполагаемое обязательное членство последних в национальной палате создает именно такие ожидания. В любом случае, без полного устранения административных барьеров и коррупционных механизмов в сфере взаимоотношений государства и бизнеса реализация соответствующего мероприятия не приведет к серьезному социально-экономическому эффекту.

 

По уровню реалистичности успешного выполнения среди мероприятий экономического блока Стратегии «Казахстан-2050» лидируют:

  • Внесение изменений в законодательство, направленных на четкое разграничение понятий микро, малый, средний и крупный бизнес (4,91)
  • Принятие закона о Национальной палате предпринимателей, предусматривающего обязательное членство предпринимателей в данной Палате, а также делегирование ей части полномочий и функций государственных органов в сфере профессионально-технического образования, внешнеэкономической деятельности и поддержки малого бизнеса (4,88)
  • Упрощение и минимизация налоговой отчетности с поэтапным переходом хозяйствующих субъектов на полный режим электронной отчетности (4,86)
  • Введение повышенных налоговых ставок на земли, которые не осваиваются в течение определенного периода после их предоставления (4,62)
  • Передача в частный сектор отдельных государственных предприятий, квазигосударственных компаний и иных организаций нестратегического характера (4,35)
  • Обеспечение постоянного контроля за уровнем государственного долга страны и квазигосударственного сектора, в том числе за счет снижения бюджетного дефицита относительно ВВП с 2,1% в 2013 году до 1,5% в 2015 году (4,3)
  • Разработка Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана (4,24)

Примечательно, что в данном перечне присутствуют мероприятия признанные как наиболее, так и наименее актуальными. Это обстоятельство демонстрирует то, что уровень актуальности не является определяющим условием для успешного выполнения соответствующих мер.

При этом здесь преобладают меры, призванные усилить регулирующую роль государства в экономике и особенно в отношении бизнеса. Видимо, именно этот момент и обуславливает ожидания респондентов относительно перспектив их реализации.

Что касается наименее выполнимых мероприятий, то таковыми были признаны:

  • Введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса (2,77)
  • Совершенствование механизмов поддержки отечественных производителей, защиты и продвижения их интересов в рамках ЕЭП, а также предстоящего вступления в ВТО (3,23)
  • Разработка Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора (3,26)
  • Создание условий и предпосылок для активного роста и перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в категорию среднего бизнеса (3,35)
  • Принятие программы «Глобальная инфраструктурная интеграция», предусматривающей создание совместных предприятий в регионе и мире (3,41)
  • Реализация проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы (3,55)
  • Внедрение с 2020 года практики налогового кредитования (3,66)
  • Стимулирование развития транзитного потенциала в сфере информационных технологий в целях обеспечения к 2030 году пропуска через Казахстан не менее 2-3% мировых информационных потоков, а к 2050 г. — не менее 5% (3,7)

Обращает на себя внимание, что наибольшие сомнения относительно успешности реализации респонденты испытывают относительно мер, призванных улучшить условия для деятельности и развития частного бизнеса. Такое же отношение проявлено к мероприятиям, чья реализация зависит преимущественно от внешних факторов.

 

Общие выводы

В своем подавляющем большинстве (29 из 31) экономические меры отличаются довольно высокой степенью своей востребованности обществом и государством. Соответственно они были оценены по данному критерию на уровне выше среднего (5-6 баллов).

С другой стороны, 19 исследуемых мероприятий по уровню реалистичности успешного выполнения получили оценки ниже 4 баллов. При этом первые позиции среди них занимают те, кто лидирует среди наиболее актуальных мер:

  • Введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса;
  • Совершенствование механизмов поддержки отечественных производителей, защиты и продвижения их интересов в рамках ЕЭП, а также предстоящего вступления в ВТО;
  • Разработка Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора.

Критичным моментом представляется то, что на максимальную успешность своей реализации претендуют меры фактически регулятивно-ограничительного характера, касающиеся государственного участия в экономике. Тогда как меньше всего, по ожиданиям респондентов, на это могут рассчитывать мероприятия, призванные улучшить условия для развития частного предпринимательства и деятельности его субъектов.  

Кроме того, некоторые из исследуемых мероприятий отличаются нечеткой определенностью своего содержания и целей. Например, нет понимания, какой экономический и, что еще более важно, социальный эффект даст Концепция эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора? Представляется, что без обеспечения максимальной прозрачности и общественного контроля в соответствующих сферах данный документ не получит полноценной реализации. То же самое, кстати, касается и предстоящего проведения приватизации отдельных государственных и квазигосударственных предприятий.

Обращает также на себя внимание намерение руководства страны создать на законодательной основе условия для самостоятельного регулирования бизнесом вопросов контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг. Тот факт, что оно получило небольшую оценку относительно своего выполнения (3,8 баллов), подтверждает низкий уровень добросовестной клиентоориентированности и социальной ответственности значительной части представителей бизнес-сообщества Казахстана по отношению к потребителям своих товаров и услуг. Сомнительно, что, руководствуясь преимущественно стремлением получения прибыли, предприниматели будут реально обеспечивать и гарантировать потенциальным клиентам качество своей продукции. В связи с этим более оптимальным может стать акцент не на расширение соответствующей самостоятельности бизнесменов, а на смену государственного контроля в рассматриваемой сфере общественным контролем.

Подытоживая вышесказанное и учитывая, что в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050» Главой государства провозглашена экономическая политика нового курса, Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» ожидает от правительства республики более ответственного подхода к выполнению соответствующих мероприятий. При этом, заявив ряд серьезных шагов навстречу частному предпринимательству, власти стимулируют его активное участие в реализации данной экономической политики. Однако без вовлечения в этот процесс гражданского общества и его институтов он не будет результативным, особенно с точки зрения социального измерения. Поэтому государству следует также взять на себя роль арбитра и способствовать формированию и развитию гармоничных и партнерских отношений между бизнесом и гражданским обществом.

В целом, именно ответственность, сотрудничество и общественный контроль представляются теми тремя «китами», благодаря которым может и должна осуществляться экономическая политика нового курса.

Просмотров (494)

Казахский

Похожие исследования:
    Рейтинг мероприятий политического блока Стратегии «Казахстан-2050»
    Рейтинг мероприятий социального блока Стратегии «Казахстан-2050»
    Рейтинг стран-партнеров Республики Казахстан
    Рейтинг влиятельности и карьерной перспективности депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Тэги: , , , ,

Оставить комментарий

Нравится

Твиттер-лента

Рейтинг доступности цен на проезд в общественном транспорте в крупнейших городах Казахстана http://t.co/Dns00J3Z

Рейтинг.kz Рейтинг.kz