Рейтинг восприятия высокопоставленных представителей государственной элиты Казахстана № 4: уровень жесткости и бескомпромиссности

Автор: editor. Дата: . Опубликовано в Без рубрики, Политические, Рейтинги

В рамках серии исследований, направленных на оценку восприятия высокопоставленных представителей государственной элиты Казахстана, исследовательское агентство «Рейтинг.kz» проранжировало в этот раз соответствующих персон по уровню жесткости и бескомпромиссности при достижении определенных целей.

Очевидно, что в условиях Казахстана эти качества являются довольно неоднозначными для политиков. Их нельзя на 100% отнести ни к положительным, ни к отрицательным характеристикам. С одной стороны, мягкий политик, идущий на поводу у своих коллег, заведомо обречен на политическое фиаско. С другой стороны, политик, не проявляющий гибкости, способен спровоцировать различные социально-политические конфликты и потрясения. Наглядным примером такого политика может служить бывший старший зять главы государства Рахат Алиев.

Таким образом, полноценный казахстанский политик должен быть в меру жестким и принципиальным. Но в то же время эти качества не должны переходить в категорию крайностей. Особенно все это актуально в контексте будущего транзита (перехода) верховой власти в Казахстане. Судя по всему, в постназарбаевский период проявить себя в наибольшей степени смогут элитарии, способные выстраивать отношения с ведущими группами влияния и идти на определенные уступки. В особенности это касается фигуры будущего преемника Нурсултана Назарбаева. В этом контексте настоящий рейтинг представляет особенный интерес.

Самые жесткие и бескомпромиссные

 

Группу наиболее бескомпромиссных и жестких персоналий составили политические тяжеловесы, достаточно давно входящие в состав государственной элиты. Это объясняется тем фактом, что только сильный государственный деятель, имеющий серьезные рычаги влияния, может идти на прямую конфронтацию со своими оппонентами. Вместе с тем политики второго эшелона могут поплатиться за неуместную жесткость не только репутацией, но и положением в системе власти.

Уверенную лидерскую позицию в рейтинге занял Аслан Мусин. Он проявил свою жесткость и бескомпромиссность в период пребывания в должности руководителя Администрации Президента РК. Это выразилось как в конфронтации с другими представителями властвующей элиты, так и в давлении на оппозицию. Последняя, кстати, пришла в максимальный упадок именно в период пика влияния Мусина. На текущем посту председателя Счетного комитета он не менее проявляет свою жесткость, которая, правда, практически не приносит осязаемых политических побед. Однако ввиду сферы деятельности возглавляемого Мусиным органа подобного рода поведение не только уместно, но и в значительной степени конструктивно. На любой же другой позиции данные качества сыграют скорее разрушающую, чем созидательную роль, что и подтвердила практика предыдущей работы лидера рейтинга.

Второе место в рейтинге занял действующий аким Астаны Имангали Тасмагамбетов, не раз проявляющий свою жесткость и решительность для достижения тех или иных целей. В отдельных случаях это приводило к серьезным негативным последствиям. Самый яркий пример – известные события в микрорайонах «Шанырак» и «Бакай» в Алматы в 2006 году.

Третье место в рейтинге занял помощник Президента РК — секретарь Совета безопасности Кайрат Кожамжаров. Репутацию жесткого политика он заслужил в период руководства финансовой полицией. Последняя в данный период не только оказывала мощное давление на бизнес, но и параллельно производила беспрецедентный антикоррупционный «отстрел» отдельных высокопоставленных персон, представляющих конкурирующие группы влияния. Результатом такой практики стало нарастание конфронтации в элите и открытая борьба между различными силовыми ведомствами.

Булат Утемуратов на протяжении всего периода независимости Казахстана проявлял серьезную жесткость и бескомпромиссность как при ведении бизнеса, так и в процессе своей государственной деятельности. Обширные финансовые капиталы порой позволяют ему быть жестким, в частности, при политическом лоббировании своих бизнес-проектов.

Пятое место в рейтинге занял Нурлан Нигматулин. Столь высокое место можно объяснить характером его деятельности на текущей должности спикера Мажилиса Парламента. Ему постоянно приходится и удается держать депутатский корпус на «коротком поводке». Так, например, он позволяет себе обрывать запросы даже влиятельных депутатов, что неоднократно приводило к внутренним выяснениям отношений. Вместе с тем жесткость и бескомпромиссность Нигматулина представляется достаточно конструктивной, по крайней мере, на текущем посту.

Жесткость и бескомпромиссность Адильбека Джаксыбекова носит латентный характер и проявляется как в политической плоскости, так и в ходе ведении бизнеса. Скорее всего, сейчас ему приходится соответствовать положению руководителя самой ключевой из силовых структур страны. Тем не менее, пока Джаксыбекову удается дозировать свою непримиримость, что позволяет избегать случаев, когда она приводит к необратимым последствиям.

Седьмое и восьмое места в рейтинге занимают Дарига Назарбаева и ее сват Берик Имашев соответственно. Репутацию бескомпромиссных персон данные элитарии во многом заработали в период максимального влияния их родственника Рахата Алиева. Так, Назарбаева в соответствующий период зачастую прибегала в своей деятельности к таким же методам, как и ее бывший супруг. Что касается Имашева, то на его жесткость, скорее всего, повлияла работа в силовых структурах (прокуратура, налоговая полиция).

Девятое место в рейтинге занял аким Алматы Ахметжан Есимов. Его жесткость и бескомпромиссность объясняется негласным положением повышенной дозволенности. Последний случай ее открытого проявления – давление на критиковавшую раннее Есимова газету «Ашық алаң» («Трибуна»). При этом степень контроля над ситуацией в Алматы оставляет желать лучшего, а неумение Есимова работать на опережение может привести к катастрофическим последствиям в крупнейшем мегаполисе страны.

Десятку наиболее жестких и бескомпромиссных представителей государственной элиты замыкает генеральный прокурор Асхат Даулбаев. Именно под его руководством органы прокуратуры инициировали и санкционировали серию мер беспрецедентного давления на оппозицию и независимые СМИ.

Конструктивно жесткие и готовые к компромиссам

 

В отличие от представителей группы «непримиримых» во втором десятке представлены персоны, чья жесткость и бескомпромиссность, по мнению экспертов, не несет реальной взрывной угрозы. Они в состоянии проявлять в тех или иных случаях жесткость. Однако она редко носит немотивированный характер и обусловлена, как правило,  серьезной необходимостью. Представленных в этой части рейтинга персон можно охарактеризовать как государственных деятелей со стержнем.

Как и в первой группе, здесь представлены тяжеловесы, определяющие политическую повестку страны. Их должностное положение крайне разнообразно. Главное, что объединяет этих лиц – высокое доверие со стороны главы государства и хорошие политические перспективы.

К старой когорте верных соратников Президента из этой группы относятся Нуртай Абыкаев (11 место), Бердибек Сапарбаев (16 место) и Крымбек Кушербаев (17 место). Их отличает очень взвешенный подход. У всех этих лиц были периоды, когда они проявляли жесткость. Но в случае необходимости они готовы идти и на определенные уступки. Вероятно, за это их и ценит глава государства.

  

Хорошее положение в рейтинге занял премьер Серик Ахметов. Свою жесткость и бескомпромиссность он начал проявлять только на текущем посту. Ранее же он представлялся очень компромиссной фигурой, готовой идти на уступки даже по принципиальным вопросам. Как и его первый заместитель Бакытжан Сагинтаев, Ахметов является представителем сравнительно новой генерации казахстанских политиков, которые действуют по принципу «Мягко стелет, да жестко спать».

В этом он опередил даже своего предшественника на посту главы правительства Карима Масимова. В результате в провалах правительства сейчас виноват кто угодно, только не премьер. В целом, в течение последнего года Ахметов является самым динамично растущим политиком. До назначения на текущий пост его отмечали как независимого политика, равноудаленного от различных групп влияния. Однако всего за год он фактически сформировал свою собственную группу влияния.

Ожидаемо хорошую позицию в рейтинге занял Тимур Кулибаев. Он всегда имел репутацию фигуры, готовой к компромиссам. Впрочем, это вполне понятно для человека, чья профессиональная деятельность связана преимущественно со сферой бизнеса. К тому же, очевидно, что события в Жанаозене, выросшие из обычного трудового конфликта, стали хорошим уроком не только для Кулибаева, но и для всей элиты.

Жесткие из-за слабости

В третьей группе представлены государственные деятели, которые либо время от времени проявляют свою жесткость при достижении определенных целей, либо способны к подобному поведению. В отличие от первой двадцатки здесь присутствуют персоны, не относящиеся к числу представителей высшей государственной элиты. В связи с этим проявление ими соответствующих качеств представляется, скорее, следствием сравнительно слабых позиций данных лиц во властвующей элите и своего рода защитной реакцией в отношении внешней среды.

Самое высокое место в данном случае занял Бауыржан Байбек, успевший проявить себя в должности первого заместителя председателя НДП «Нур Отан» в качестве жесткого политика. По всей видимости, на нем сказывается опыт прежней работы в президентской администрации и беспрекословное лидерство клана  «болашаковцев».

Обращает на себя внимание также низкое положение в общем рейтинге главы МВД Калмуханбета Касымова, тогда как остальные руководители силовых ведомств расположились в рейтинге сравнительно высоко. Скорее всего, это можно объяснить тем, что Касымов не является политически самостоятельной фигурой. Поэтому проявления им жесткости и бескомпромиссности в определенных ситуациях представляются заданными со стороны вышестоящих и более влиятельных субъектов, как это имело место в жанаозенских событиях.

Не склонные к жесткости и бескомпромиссности

В данной группе оказались персоны, вышедшие, согласно экспертным оценкам, на уровень ниже среднего (ниже 4 баллов). Примечательно, что таковых оказалось большинство. При этом сюда попали многие региональные акимы, ряд первых руководителей центральных госорганов и даже вице-премьер Ербол Орынбаев.

Учитывая специфику и правила игры казахстанской политики, попадание в данную группу можно рассматривать как проявление политической слабости. Разве что только для главы МИДа Ерлана Идрисова, отвечающего за сферу международных отношений Казахстана, максимальная бесконфликтность является ценным качеством.

Не исключено, что многие из соответствующих государственных деятелей были бы рады быть жесткими и подчас бескомпромиссными. Однако они не имеют достаточных властных ресурсов для подобного рода поведения. А некоторые из них в принципе не способны отстаивать свои позиции. По всей видимости, перспективы таких деятелей крайне ограничены, и они недолго будут находиться на подступах к вершине «властного Олимпа».

Общие выводы и итоги

Как показывает политическая практика суверенного Казахстана, жесткостью и бескомпромиссностью при достижении определенных целей больше всего отличаются две категории высокопоставленных представителей государственной элиты:

- те, кто в силу своего служебного (должностного) либо семейно-родственного положения и сравнительно большого уровня влияния испытывают постоянно или в определенный момент времени ощущение вседозволенности;

- чиновники, имеющие большие амбиции и интересы, но недостаточные возможности и ресурсы для их продвижения. В этом случае проявление жесткости и бескомпромиссности фактически является для них компенсацией своей слабости в другом вопросе.

Вместе с тем неготовность к гибкости и поиску компромиссов часто используется против самих персон, проявляющих эти качества. В лучшем случае это чревато для них понижением в должности (Аслан Мусин, Имангали Тасмагамбетов и т.д.), в худшем – фактическим изгнанием из рядов «сильных мира сего» (Рахат Алиев, Бергей Рыскалиев и т.д.).

Еще более проблематичным для системы государственной власти и управления является то, что относительная мягкость и компромиссность ряда других высокопоставленных чиновников тесно сопряжены с их нерешительностью и безответственностью, особенно в критических ситуациях. И как показывают результаты настоящего исследования, именно люди с таковыми качествами по своей численности преобладают в высших кругах властвующей элиты.

В этих условиях сложнее всего приходится Президенту РК – Лидеру нации Нурсултану Назарбаеву. Очень часто он вынужден принимать на себя всевозможные удары, включая негативное отношение широкой казахстанской общественности и репутационные потери на международном уровне, как вследствие проявления одними из своих подчиненных откровенно волюнтаристских действий, так и явного бездействия и безответственности со стороны других.

В связи с этим жесткость и бескомпромиссность тех или иных высокопоставленных персон могут быть оправданными лишь в случаях, связанных с отстаиванием и продвижением национальных интересов Казахстана, проявлением государственнического подхода в своей деятельности, обеспечением соблюдения законности и порядка в вверенных им сферах. В то же время, чем меньше будет подобных случаев, тем более качественной и продуктивной станет деятельность данных лиц.

При этом такая конструктивная жесткость должна быть подкреплена, во-первых, готовностью соответствующих персон к определенным компромиссам. Именно такое качество сегодня особенно востребовано, причем не только в государственной элите, но и во всей политической среде республики.

Во-вторых, способностью, независимо от своего статуса и возможностей, брать на себя и нести всю полноту ответственности за свою деятельность и ее результаты. Государственная политика в рамках определенных сфер и направлений не должна быть безликой. В противном случае при вероятных критических ситуациях отстаивать официальный политический курс и интересы всей государственной элиты в очередной раз придется Главе государства и узкой группе его ближайших соратников.

Соответствующие показатели были получены путем проведения в июле-августе т.г. экспертного опроса 35 высококвалифицированных специалистов в области изучения политических и социально-экономических процессов в Казахстане. Для оценки исследуемых персон на основе предложенных критериев была использована 7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.  Просмотров (2029)

Похожие исследования:
    Рейтинг восприятия высокопоставленных представителей государственной элиты Казахстана № 3: уровень фигурирования в различных скандалах
    Рейтинг №1. Рейтинг восприятия высокопоставленных представителей государственной элиты Казахстана
    Рейтинг карьерной перспективности высокопоставленных представителей политической элиты Казахстана
    Комментарий к рейтингу карьерной перспективности высокопоставленных представителей политической элиты Казахстана
    Рейтинг эффективности государственной элиты Казахстана

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Нравится