РЕЙТИНГ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧАСТИЕМ КАЗАХСТАНА

Автор: admin. Дата: . Опубликовано в Политические

В 2012 году исполняется ровно 20 лет с тех пор, как Казахстан вышел на мировую арену в качестве нового самостоятельного и полноправного субъекта международных отношений.

Среди наиболее важных внешнеполитических событий 1992 года нужно, в частности, отметить вступление нашей страны в Организацию Объединенных Наций (ООН), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международную организацию тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), подписание с другими постсоветскими государствами Договора о коллективной безопасности (ДКБ), выступление с инициативой создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Сегодня Казахстан играет важную роль в качестве одного из ведущих участников международных политических и экономических отношений, а также инициатора различных межгосударственных и интеграционных проектов. Триумфальным событием в новейшей истории Казахстана и демонстрацией признания его политического веса и авторитета внешнеполитическими партнерами стало председательство нашей страны в ОБСЕ в 2010 году.

Вместе с тем следует понимать, что любые международные инициативы Казахстана должны приносить политические и экономические выгоды не только самой республике, но и, в первую очередь, ее гражданам. Особенно это актуально сегодня, когда республика совместно с Россией и Беларусью осуществляет интеграционные проекты в направлении создания к 2015 году Евразийского экономического союза. Очевидно, что соответствующие процессы проходят довольно сложно и вызывают неоднозначную реакцию среди различных слоев и групп казахстанского общества. Все это должно учитываться руководством Казахстана при дальнейшем выстраивании внешнеполитического курса республики в рамках как двухстороннего, так и многостороннего сотрудничества.

В связи с этим Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело во второй половине сентября этого года рейтинговое исследование, направленное на получение максимально объективных оценок относительно политических, экономических и иных выгод участия Казахстана в работе различных международных и межгосударственных организаций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что с точки зрения соответствия участия Казахстана в исследуемых международных и межгосударственных организациях его национальным интересам оценки респондентов находятся на уровне выше среднего (4 балла). Это позволяет утверждать о том, что участие нашей страны в данных организациях максимально отвечает ее национальным интересом.

При всем этом в пятерку лидеров такого соответствия попали:

  • Организация Объединенных Наций (ООН) (5,57 баллов)
  • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) (5,54)
  • Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (5,46)
  • Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) (5,13)
  • Таможенный союз / Единое экономическое пространство (ЕЭП) (5,06)

Несмотря на то, что в условиях современного мирового порядка ООН все больше утрачивает роль арбитра в отношениях между входящими в нее странами и ее ключевые цели и задачи носят формальный характер, она была и остается единственной организацией глобального масштаба с охватом практически всех аспектов деятельности мирового сообщества. Для Казахстана ООН является хорошей площадкой, где он может поднимать наиболее важные для себя вопросы и выгодно позиционировать себя на международном уровне.

ШОС и ОДКБ, скорее всего, рассматриваются Казахстаном с точки зрения наиболее потенциальных гарантов его национальной безопасности, с которой, в свою очередь, связана и защита национальных интересов республики.

ТЮРКСОЙ является для Казахстана одним из ключевых механизмов обеспечения его взаимодействия с другими тюркоязычными странами. Причем он получил свое политическое дополнение в лице созданного в 2009 году Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Наконец, что касается Таможенного союза и ЕЭП, то при всех сложных и неоднозначных моментах протекания в их рамках процесса евразийской интеграции, респонденты все-таки не склонны рассматривать участие Казахстана в данных межгосударственных образованиях как противоречащее его национальным интересам.

Менее всего отвечающими национальным интересам Казахстана признаны действующие под эгидой Организации Североатлантического договора (НАТО), Совет Евро-Атлантического партнерства и программа «Партнерство во имя мира» (4,35 баллов), а также Организация экономического сотрудничества (ОЭС) (4,5 баллов соответственно).

Очевидно, что региональный характер ОЭС, состоящей из 10 азиатских государств, и сравнительно узкий перечень вопросов для межгосударственного сотрудничества в ее рамках не позволяют выявить какие-либо масштабные выгоды со стороны данной организации для Казахстана. Что касается институтов НАТО, то без полноправного членства в самом этом военно-политическом блоке продвижение Казахстаном своих национальных интересов не находит серьезной поддержки с его стороны. К тому же явный приоритет во внешней политике Казахстана в пользу России и Китая минимизирует его взаимодействие с НАТО. 

Практически ни одна из рассматриваемых международных и межгосударственных организаций не оказывает заметного влияния во внутренней политике Казахстана. Не случайно поэтому, что соответствующие оценки респондентов не вышли на уровень от 5 баллов и выше. 

Тем не менее, наибольшие выгоды в данном случае респонденты наблюдают в контексте присутствия Казахстана в ШОС и ОБСЕ (4,39 и 4,29 баллов соответственно). При этом очевидно, что данные международные организации в силу своего состава и характера своей деятельности несут прямо противоположное влияние для внутриполитических процессов в республике. ШОС ориентирована на обеспечение региональной безопасности и заинтересована в связи с этим в поддержании политической стабильности в странах-участницах, включая недопущение так называемых «цветных революций». Не случайно также, что в последнее время эта организация акцентирует внимание на вопросах информационной безопасности. Тогда как ОБСЕ неизменно ассоциируется с точки зрения поддержки развитию в Казахстане демократии и улучшению ситуации с соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Наименьшие внутриполитические выгоды Казахстан имеет в рамках своего участия в ОЭС и институтах НАТО (2,76 и 2,85 баллов соответственно). Судя по всему, специфика общей деятельности данных международных организаций и сравнительно небольшой уровень участия Казахстана в их работе не позволяют ОЭС и НАТО влиять на его внутреннюю политику.

В сфере внешней политики наибольшие выгоды Казахстану дает его участие в ООН (5,68 баллов), ШОС (5,4 балла) и ОДКБ (5,11 баллов), что объясняется отмеченными выше моментами. Наименьшие же внешнеполитические преимущества Казахстан имеет от своего участия в ОЭС и ТЮРКСОЙ (3,32 и 4,17 баллов соответственно). Это обстоятельство обусловлено характером деятельности данных международных организаций, касающейся соответственно экономических и культурных вопросов.

Экономическое сотрудничество в многостороннем формате отмечено максимальными выгодами для Казахстана в рамках его участия в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) (4,85 баллов) и Таможенном союзе / ЕЭП (4,71 балл). Как видим, речь в данном случае идет об интеграционных проектах совместно с Россией и Беларусью. Эту тенденцию особенно отражают приводимые официальной статистикой совокупные показатели товарооборота Казахстана с этими странами. Тогда как ОЭС в соответствующем рейтинге занимает третье место (4,19 баллов).

По вопросам сотрудничества в сфере безопасности в тройку лидеров снова вышли ОДКБ (5,37 баллов), ШОС (5,06 баллов) и ООН (4,76 баллов). Лидирующая позиция ОДКБ во многом объясняется наличием у нее конкретных инструментов обеспечения безопасности в регионе своей ответственности в лице Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). При этом на данную оценку респондентов практически не повлияло приостановление в июне этого года Узбекистаном своего членства в рассматриваемой организации.

Второе место ШОС в данном рейтинге, скорее всего, обусловлено не столько ее общим потенциалом и наличием в ней Региональной антитеррористической структуры (РАТС), сколько совокупным объемом гарантий безопасности, которые в рамках двустороннего взаимодействия готовы предоставить Казахстану доминирующие в данной организации Китай и Россия.

ООН, несмотря на свой глобальный уровень и наличие в ее распоряжении такого важного инструмента для поддержания мира и международной безопасности, как миротворческие силы, отнесена респондентами на третье место после ОДКБ и ШОС. Это демонстрирует предпочтение Казахстаном региональных механизмов обеспечения безопасности международным.

Следует отметить, что из рассматриваемых международных и межгосударственных организаций, чья деятельность в той или иной степени связана с вопросами обеспечения безопасности, последнее место заняло Содружество Независимых Государств (СНГ) (3,91 балл). С одной стороны, СНГ имеет такие инструменты для осуществления соответствующей деятельности, как Совет министров обороны, Объединенная система ПВО и Антитеррористический центр. С другой стороны, само СНГ уже давно существует номинально и действует фактически в формате своего рода клуба президентов входящих в него стран.

Безусловными лидерами с точки зрения выгод культурно-гуманитарного сотрудничества для Казахстана стали Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (5,52 балла) и ТЮРКСОЙ (5,27 баллов).

 

ОБЩИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ

С учетом средневзвешенного индекса оценки сотрудничества Казахстана с исследуемыми международными и межгосударственными организациями наибольшие выгоды общего характера наша страна получает в отношениях со следующими из них:

  • ООН и ОДКБ – по 19,46 баллов;
  • ШОС — 18,91 балл;
  • СНГ — 17,12 баллов;
  • ОБСЕ и Таможенный союз / ЕЭП – по 17,06 баллов.

Попадание СНГ в этот перечень соответствующих организаций объясняется тем, что по всем рассматриваемым позициям, за исключением сферы безопасности, его оценки не вышли на уровень ниже среднего (4 балла). При этом нужно отметить сравнительно высокую оценку взаимодействия Казахстана с СНГ по культурно-гуманитарной линии (4,63 балла), учитывая, прежде всего, фактор беспрепятственного передвижения граждан стран-участниц СНГ по территории друг друга.

Отмеченную выше позицию ОБСЕ, скорее всего, следует связать с тем, что с завершением работы Казахстана в председательской тройке этой организации в 2009-2011 гг. приоритеты республики на международном уровне сместились в сторону других внешнеполитических партнеров.

Примечательно, что на одном уровне с ОБСЕ оказались интеграционные образования в лице Таможенного союза и ЕЭП. Хотя участие в них является сегодня одним из наиболее ключевых направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Казахстана. Тем не менее, по определенным вопросам торгово-экономического взаимодействия в рамках Таможенного союза и ЕЭП пока не наблюдается положительного для нашей страны решения. К тому же отрицательный фон в отношении них также создают недавние критические высказывания некоторых официальных лиц Казахстана относительно продвигаемой Россией идеи создания Евразийского парламента.

Самые низкие позиции в общем рейтинге заняли:

  • ОЭС — 13,36 баллов;
  • Совет Евро-Атлантического партнерства и программа «Партнерство во имя мира» НАТО — 14,34 балла;
  • СВМДА — 14,43 балла.

В последнем случае нужно отметить, что в силу ряда политических факторов СВМДА пока еще не вышло на уровень авторитетной и объединяющей все страны Азии организации и не в состоянии осуществлять свои заявленные цели и задачи. 

В целом, результаты настоящего исследования демонстрируют необходимость:

  • тщательного стратегического планирования внешнеполитического курса Казахстана в процессе его участия в различных международных и межгосударственных организациях и интеграционных проектах, включая четко обозначенные цели и задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу и прогнозируемые результаты их осуществления;
  • обсуждения планов и перспектив вступления Казахстана в определенное международное или межгосударственное образование (в частности, во Всемирную торговую организацию (ВТО)), а также дальнейшего развития его сотрудничества с соответствующими организациями среди широкой общественности и, прежде всего, наиболее заинтересованных целевых аудиторий с последующим учетом всех озвученных и обобщенных точек зрения;
  • обеспечения максимального соответствия участия Казахстана в тех или иных организациях и проектах в многостороннем формате его национальным интересам.

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» надеется, что результаты данного рейтингового исследования будут приняты во внимание заинтересованными государственными органами и станут полезны в процессе дальнейшего выстраивания политики Казахстана в отношениях с различными международными и межгосударственными организациями.

 

При полном или частичном использовании материалов агентства гиперссылка на сайт «Рейтинг.kz» обязательна.

Просмотров (3418)

Казахский

Похожие исследования:
    Рейтинг вероятных рисков для стабильного развития Казахстана
    Рейтинг транспарентности министерств и ведомств Казахстана
    Рейтинг карьерной перспективности высокопоставленных представителей политической элиты Казахстана
    Рейтинг качества крупнейших ВУЗ-ов Казахстана

Тэги: , , , ,

Оставить комментарий

Нравится