Рейтинг жалоб населения на государственные структуры Казахстана

Автор: admin. Дата: . Опубликовано в Политические, Рейтинги

В процессе своей жизнедеятельности многим гражданам и частным юридическим лицам Казахстана приходится периодически взаимодействовать с различными государственными органами, учреждениями и организациями по тем или иным вопросам. Зачастую они связаны с оказанием населению соответствующими государственными структурами определенных услуг.

Вместе с тем имеется достаточно случаев ненадлежащего, недобросовестного и неуважительного отношения различных госорганов и их сотрудников к гражданам. В том числе несвоевременное и некачественное предоставление им тех или иных услуг, нарушения их прав и законных интересов, необоснованные отказы или отписки в рассмотрении и решении каких-либо вопросов, вымогательство определенными чиновниками у обратившихся к ним граждан взяток за быстрое и положительное решение данных вопросов и т.д. Все это вынуждает граждан писать и направлять в различные инстанции, вплоть до Президента Республики Казахстан, жалобы и обращения на различные действия или бездействие должностных лиц соответствующих государственных органов, учреждений и организаций.

В связи с этим исследовательское агентство «Рейтинг.kz» в рамках сотрудничества с общественным объединением «Казпотребнадзор» провело исследование, направленное на выявление количественных и качественных показателей жалоб и обращений граждан в отношении государственных структур Казахстана.

За основу исследования были взяты соответствующие статистические показатели, представленные в ежегодных отчетах о деятельности Уполномоченного по правам человека РК (с данными документами можно ознакомиться на официальном сайте УПЧ — http://www.ombudsman.kz/publish/docs/doklad_zhyl/ — прим.). Следует отметить, что этот институт был учрежден Указом Президента от 19 сентября 2002 года. В его основные обязанности входит наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и принятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав и свобод.

Учитывая, что отчеты о деятельности Уполномоченного по правам человека РК публикуются с 2003 года, то приведенные в них данные позволяют продемонстрировать динамику соответствующих показателей жалоб и обращений граждан к рассматриваемому должностному лицу в период с 2003 по 2011 гг.

Исследование проводилось в отношении 13 групп вопросов, ставших предметами жалоб и обращений граждан на различные государственные структуры. В качестве рейтингового показателя взято округленное среднеарифметическое значение, полученное путем суммирования статистических показателей по каждой из групп вопросов и последующего деления полученного числа на количество лет, за которые

Таким образом, в число наиболее значимых вопросов, которые составили содержание жалоб и обращений граждан к Уполномоченному по правам человека на действия и/или бездействие различных государственных органов, учреждений и организаций в период с 2003 по 2011 гг., следует отнести:

  • Действия и бездействие правоохранительных органов (290,4)
  • Пенсии, пособия, материальная помощь, компенсации, социальные льготы, права инвалидов и военнослужащих, иные вопросы социального обеспечения (112,2)
  • Действия и бездействие акимов, иных должностных лиц органов исполнительной власти (110,8)
  • Жилищные вопросы (107,7)
  • Неисполнение судебных решений (63,2)
  • Действия и бездействие судебных органов (59,7)

В отношении правоохранительных органов предметы жалоб и обращений граждан в течение рассматриваемого периода практически остались неизменными:

При этом наибольшее количество жалоб поступает в отношении сотрудников внутренних дел. В частности, согласно отчету о деятельности Уполномоченного по правам человека РК за 2008 год, из общего количества поступивших в данном году соответствующих жалоб и обращений 130 подано на действия и/или бездействие сотрудников органов внутренних дел, 12 — финансовой полиции, 11 – прокуратуры, 10 – Комитета национальной безопасности РК.

По жалобам и обращениям к Уполномоченному по правам человека по вопросам социального обеспечения и социальной защиты населения их предметы выглядят следующим образом:

Очевидно, что, несмотря на определенные положительные достижения в результате принятых в течение рассматриваемого периода в сфере социальной политики государства мер, механизмы социальной защиты представителей социально уязвимых слоев населения Казахстана остаются несовершенными и создают в процессе своего функционирования те или иные проблемы для соответствующих граждан.

Характер действий и бездействия чиновников исполнительных органов власти, послуживших основанием обращений граждан к Уполномоченному по правам человека, также остается в целом без изменений. Изменения касаются только расширения конкретных моментов для выражения претензий граждан к работе соответствующих государственных органов и их должностных лиц:

При этом наибольшие недостатки и нарушения прав и законных интересов граждан как потребителей государственных услуг наиболее всего имеют место в работе местных исполнительных и представительных органов. Об этом свидетельствует динамика соответствующих показателей, взятых из отчетов Уполномоченного по правам человека, в 2007-2011 гг.:

Очевидно, что преобладание жалоб в отношении местных государственных органов обусловлено тем, что именно им в силу своего административно-территориального уровня приходится постоянно взаимодействовать с жителями соответствующих городских и сельских населенных пунктов. Вместе с тем, судя по приведенному выше общему количеству жалоб и обращений граждан на действия и бездействие сотрудников центральных исполнительных органов, уровень их взаимодействия с гражданами и оказания им государственных услуг выглядит не намного лучше.

 

Жалобы и обращения граждан к Уполномоченному по правам человека по жилищным вопросам, как правило, касаются, следующих моментов:

Очевидно, что в условиях наблюдаемого в Казахстане серьезного демографического роста положительное решение именно жилищного вопроса является наиболее актуальным. По официальным статданным, только за последние 5 лет численность населения республики увеличилась с 15,3 до 16,6 млн. человек. И это притом, что многие граждане в силу разных обстоятельств лишены нормальных жилищных условий и даже вообще собственного жилья. В этих условиях особенно недопустимо, чтобы решение жилищных вопросов в пользу тех или иных граждан тормозилось из-за ненадлежащей, некачественной и недобросовестной работы ответственных за это государственных органов и их должностных лиц.

Большой блок вопросов, отраженных в жалобах и обращениях граждан к Уполномоченному по правам человека, связан с работой судов и судебных исполнителей в процессе судопроизводства и исполнения судебных решений.

Следует отметить, что преимущественно неисполнение решений судов касается вопросов взыскания денежного долга, задолженности по алиментам на содержание детей, заработной плате, возмещения морального вреда и материального ущерба, причиненного здоровью граждан в результате преступления либо травмы, полученной на производстве, и т.д.

Наименьшие позиции в представленном рейтинге имеют жалобы и обращения граждан к Уполномоченному по правам человека в РК по таким вопросам, как:

  • Нарушение прав оралманов (7,9,)
  • Нарушение прав предпринимателей (7)
  • Право на благоприятную окружающую среду (3).

В первых двух случаях соответствующие рейтинговые показатели обусловлены недостаточной активностью представителями рассматриваемых категорий граждан относительно обращения к Уполномоченному по правам человека. Показательно, что от оралманов самое большее количество жалоб (14) поступило в 2005 году, а от предпринимателей – 16 в 2011 году. Скорее всего, предприниматели предпочитают по поводу решения возникших в процессе их деятельности проблем обращаться в другие государственные органы. Тогда как оралманы в своем большинстве могут просто не знать о своих правах и возможностях, связанных с обращением к Уполномоченному по правам человека.

Что касается обращений граждан по вопросам их права на благоприятную окружающую среду, то в основном они касаются непринятия местными исполнительными органами мер, способствующих, по мнению заявителей, причинению вреда здоровью граждан и загрязнению окружающей среды. Примечательно, что в отчетах Уполномоченного по правам человека в РК за 2003-2006 гг. вопросы права на благоприятную окружающую среду, несмотря на всю их важность для всего казахстанского общества и каждого гражданина республики, по непонятным причинам рассматривались в одной группе с обращениями по земельным вопросам. Хотя последние в основном касаются права собственности на землю. В результате это обстоятельство не позволяет выявить и привести более точную статистику относительно общего количества соответствующих жалоб и обращений граждан.   ВЫВОДЫ И ИТОГИ Несмотря на те меры, которые приняло, начиная с 2003 года, и продолжает принимать руководство республики в целях создания условий для улучшения уровня жизнедеятельности граждан Казахстана и повышения качества оказываемых им услуг со стороны различных госструктур, многие казахстанцы продолжают испытывать всевозможные бытовые, социальные и экономические проблемы, обусловленные негативными моментами в процессе их вольного или невольного взаимодействия с различными госструктурами и их представителями. Показательным в связи с этим является увеличение численности жалоб и обращений граждан в отношении различных действий или бездействия соответствующих государственных органов, учреждений и организаций, направленных ими к Уполномоченному по правам человека РК за 2010-2011 годы. В отношении правоохранительных органов – с 308 до 407, центральных и местных исполнительных органов – со 155 до 184, по неисполнению судебных решений – с 41 до 62, по вопросам социальной защиты населения – с 72 до 83 и т.д. Все это лишний раз демонстрирует необходимость для всех без исключения центральных, региональных и местных органов государственной власти и управления принять неотложные меры в направлении:
  • обеспечения максимальной прозрачности (транспарентности) в своей деятельности;
  • улучшения доступности и качества оказываемых ими услуг гражданам и частным юридическим лицам;
  • обеспечения внимательного и уважительного отношения сотрудников соответствующих государственных структур к своим посетителям, а также неукоснительного выполнения ими своих непосредственных служебных обязанностей.
Актуальным также является вопрос относительно возможного совершенствования принятого в 2007 году закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» в сторону повышения уровня его исполнения государственными структурами и их должностными лицами.   Общественное объединение «Казпотребнадзор» и исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерены продолжить осуществление мониторинга жалоб и обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Республике Казахстан и на основе его результатов обращать внимание различных государственных структур на необходимость улучшения их работы с гражданами как налогоплательщиками и потребителями государственных услуг.

__________________________________________________________

[1] С 2007 года учитываются совокупные показатели по вопросам «Социальное обеспечение по различным основаниям» и «Назначение и выплата пенсий». В отчете УПЧ за 2008 год приведены данные только по обращениям относительно пенсионного обеспечения

[2] С 2007 года рассматривается в совокупности с показателями по вопросу «Пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание»

[3] С 2007 года учитываются совокупные показатели по вопросам «Вопросы администрирования в центральных исполнительных органах» и «Вопросы администрирования в местных исполнительных и представительных органах». В отчете УПЧ за 2008 год приведены данные только по обращениям в отношении местных исполнительных органов

[4] До 2007 года рассматривалось в совокупности с показателями по вопросу «Право на благоприятную окружающую среду»

Просмотров (1330)

Казахский

Похожие исследования:
    Рейтинг транспарентности министерств и ведомств Казахстана
    Рейтинг вероятных рисков для стабильного развития Казахстана
    Рейтинг карьерной перспективности высокопоставленных представителей политической элиты Казахстана
    РЕЙТИНГ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧАСТИЕМ КАЗАХСТАНА

Оставить комментарий

Нравится