Рейтинг качества работы национальных компаний Республики Казахстан за 2013 год.

Автор: editor. Дата: . Опубликовано в Интересное, Политические

С 22 января по 6 февраля 2014 года Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» по заказу ОО «Казпотребнадзор» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно качества работы национальных компаний за прошедший 2013 год. Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 45 экспертов, представляющих сферу бизнеса, неправительственные организации и аналитическое сообщество.

В рамках исследования была учтена значимость 10 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы национальных компаний. Оценка проводилась с использованием 7-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов.  Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены  арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.

По результатам исследования, экспертами была предложена следующая градация критериев оценки качества работы национальных компаний по степени значимости:

               

Таким образом, с незначительным отрывом ключевым критерием при оценке качества работы национальных компаний эксперты признали успехи компании в реализации программ развития и отдельных отраслевых проектов, тогда как вторым по значимости критерием является качество работы с конечными потребителями услуг нацкомпании. Существенное значение имеют такие критерии как уровень коррупции в нацкомпании, транспарентное взаимодействие с институтами общественного контроля и авторитет руководителя в профессиональной среде. Во второй, менее значимой, пятерке представлены такие критерии как перспективы экономического развития компании, личные и профессиональные качества первого руководителя, наличие у компании прорывных проектов, реализация социальных программ, и качество взаимодействия с госорганами. Таким образом, менее значимыми, по мнению экспертов, являются те критерии, которые отражают не актуальное, а потенциальное состояние компаний в случае качественного менеджмента, что не всегда достижимо в казахстанских реалиях.

Отход на второй план критерия социальной ответственности также вполне объясним. В средствах массовой информации данный аспект деятельности национальных компаний практически не освещается, и зачастую данный аспект деятельности никак не влияет на качество внешней среды, в которой приходится работать компании.

В соответствии с этими критериями эксперты оценили качество работы национальных компаний в 2013 году:

                                     

Таким образом, согласно оценкам экспертов, сформировалась следующая пятерка лидеров:

- АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями («KEGOC») – 3,46

- АО «Национальная компания «КазМунайГаз» — 3,44

- АО «Национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук» — 3,21

- АО «Казатомпром» — 3,16

- ТОО «Объединенная химическая компания» — 3,08

По совокупности выбранных критериев лидерами рейтинга, с незначительным отрывом, стали две национальные компании – Казахстанская компания по управлению электрическими сетями и национальная компания «КазМунайГаз».

В 2013 году и успехи, и провалы Казахстанской компании по управлению электрическими сетями (KEGOC) связаны с работой программы «Народное IPO». Широко разрекламированный выход компании на открытый фондовый рынок не состоялся, что стало безусловным провалом менеджмента. Но не меньшую ответственность за сворачивание программы «Народного IPO» несут и другие профильные структуры в Правительстве и Фонде «Самрук-Казына». Вместе с тем подготовка компании к участию в «Народном IPO» заставила менеджмент провести существенную подготовительную работу: повысить прозрачность, провести аудит с привлечением ведущих международных агентств, максимально адаптировать компанию к работе на фондовом рынке.

Таким образом, сегодня плюсами компании являются: монопольное положение  на рынке, ежегодный рост тарифов, высокие кредитные рейтинги, слабое влияние внешних факторов, таких как колебания международных рынков.

В тоже время в 2013 году в компании произошло снижение прибыли, что связано с уменьшением объемов оказываемых услуг и доходов от основной деятельности по передаче электрической энергии крупным промышленным потребителям, энергоснабжающим организациям, а также транзита российской электроэнергии.

В настоящий момент НК «КазМунайГаз» обеспечивает более 26% нефтедобычи в Казахстане, более 83% переработки нефти и около 67% — транспортировки нефти. В планах компании – увеличение добычи нефти с нынешних 21 миллиона тонн до 35 миллионов тонн. При этом программа развития компании предполагает доведение объемов запасов компании до 1,4 миллиарда тонн нефти, против нынешних 800 миллионов тонн.

В активе компании – увеличение доли местного содержания в закупках товаров, работ и услуг. К примеру, по итогам закупок товаров, работ и услуг по проекту модернизации Атырауского НПЗ было привлечено 78 субподрядных организаций, в том числе в 72 из них фонд оплаты труда и казахстанское содержание составляет 100%.

В пассиве НК «КазМунайГаз» — большое количество нерешенных социальных вопросов в регионах присутствия компании. Отрицательное давление на показатели компании оказывает необходимость существенных отчислений в рамках корпоративной социальной ответственности. В связи с этим в 2013 году руководство компании заявило о намерении провести доразведку месторождения Узень в Мангистауской области. Увеличение прогнозных запасов позволит привлечь дополнительные инвестиции, в том числе и в социальную сферу Жанаозена.

Третье место среди нацкомпаний заняла Национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук». В силу относительной «молодости» компания пока лишь набирает вес в структуре предприятий горнодобывающего сектора. В активе менеджмента компании в 2013 году — разработка стратегии развития до 2022 года, а также запуск завода аффинажного золота в Астане. Кроме того, ФНБ «Самрук-Казына» перевел в уставной капитал своей дочерней компании 29,8% доли участия в ТОО «Казцинк».

В тоже время неблагоприятная внешняя конъюнктура сужает возможности менеджмента по привлечению инвестиций в добывающий сектор. Против роста капитализации компании работают и общая непрозрачность «правил игры» в горнодобывающей отрасли Казахстана.

Четвертое место в рейтинге заняло АО «Казатомпром». Данная национальная компания сохранила позиции в списке мировых лидеров добычи урана. Однако, как и у большинства крупных государственных компаний, основные проблемы «Казатомпрома» — провалы при реализации дорогостоящих проектов, рост количества непрофильных активов, коррупция.

В 2013 году компания предпринимала усилия по оптимизации расходов в силу колебаний на мировых рынках урановой руды. Существенно сокращены расходы на программы корпоративной социальной ответственности в регионах присутствия компании. Не удалось продвинуться компании в развитии производства ядерного топлива.

Компания фигурировала и в сегменте трудовых конфликтов. В 2013 году разгорелся скандал с увольнением ряда менеджеров дочернего ТОО «МАЭК-Казатомпром», протестовавших против возвращения Сакена Утебаева на позицию генерального директора.

Замыкает группу лидеров ТОО «Объединенная химическая компания», которая смогла привлечь в 2013 году финансирование ДБ АО «Сбербанк» для начала строительства завода по производству полимерной пленки в Атырауской области. Кроме того, на юге Казахстана НК создает четыре производства, на сегодняшний день составляется их технико-экономическое обоснование. Основная продукция будет ориентирована на потребности аграрного сектора.

Но в целом, тот факт, что компания ориентирована на узкую группу потребителей, существенно сокращает степень общественного внимания к реализуемым проектам.

В средней группе находятся следующие компании:

- АО «Национальная компания  «Kazsatnet» — 3,06

- АО «Казгеология» — 3,05

- АО «Эйр Астана» — 3,05

- АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» — 3,05

- АО «Национальная компания «Казахстан Инжиниринг» — 3,05

- АО «Казахтелеком» — 3,03

В прессе за редким исключением практически не упоминается деятельность обозначенных национальных компаний, что, очевидно, свидетельствует о закрытости менеджмента компаний для общественного мониторинга.

АО «Национальная компания «Kazsatnet» работает сейчас с небольшим кругом потребителей, но потенциально, как создатель и оператор системы «электронного правительства», компания со временем будет приобретать все большую социальную значимость.

Главными проблемами, на которые обратили внимание эксперты, является закрытость компании для общественного контроля, обусловленная спецификой деятельности. Кроме того, росту компании препятствует пока сохраняющийся невысокий уровень доступа рядовых казахстанцев к интернет-сетям, а, следовательно, и возможностям, предоставляемым системой «электронного правительства».

АО «Казгеология» — новичок в списке казахстанских национальных компаний, была создана в 2013 году. Данная компания находится на начальном этапе своего становления, чем и обусловлено ее  нынешнее нейтральное положение в списке.

Среди основных направлений ее деятельности будет обработка и комплексная интерпретация геолого-геофизических, скважинных и геохимических данных, интегрированный анализ, компьютерное моделирование и оценка прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых по международным стандартам. Кроме того, компания займется лабораторно – аналитическими, геохимическими исследованиями, а также пилотными, опытно-промышленными и научно-экспериментальными работами.

АО «Эйр Астана» не смогла пробиться на более высокие позиции в рейтинге в силу целого комплекса причин. Статус монополиста на рынке внутренних авиаперевозок был использован менеджментом авиакомпании для неоправданного повышения тарифов на авиабилеты. Рост цен объяснялся импортом авиатоплива и ростом стоимости услуг «Казаэронавигации». Однако у других авиаперевозчиков цены на билеты ниже при одинаковой стоимости топлива и услуг навигации.

При этом рост стоимости авиабилетов не сказался на таких важнейших показателях работы компании как количество задержек вылетов, качестве обслуживания пассажиров, и, самое главное, — появлении у национального перевозчика собственных самолетов. Ведь весь авиапарк компании в свою очередь взят в лизинг у других компаний, и зарегистрирован в офшорах.

Национальный управляющий холдинг «КазАгро» занял четвертое место в группе «середняков». В 2013 году менеджмент холдинга обеспечил более половины кредитования проектов в аграрной сфере. Несмотря на то, что одним из главных критериев остается охват кредитованием мелких и средних фермеров, доступность кредитов холдинга остается проблематичной.

В числе проблем менеджмента – слабая координация работы холдинга с министерством сельского хозяйства, отсутствие анализа обоснованности выдаваемых займов, затягивание сроков реализации заявленных проектов.

НК «Казахстан Инжиниринг» в 2013 году смог обеспечить запуск двух новых проектов, связанных с производством и модернизацией военного оборудования. В тоже время значительное количество ранее анонсированных проектов не работает. Стремление придать импульс деятельности компании побудило Министерство обороны сменить председателя совета директоров в 2013 году.

Невысокий рейтинг компании объясняется и закрытым характером ее деятельности, не позволяющим обеспечить должный уровень мониторинга расходов, связанных с повышением обороноспособности страны.

Завершает группу «середнячков» АО «Казахтелеком». В 2013 году в целях развития и модернизации сети телекоммуникаций компания продолжила работу по следующим проектам: внедрение и построение сети связи стандарта 4G, развитие магистральной сети, модернизация и развитие местных сетей. Также был проведен ряд мероприятий по снижению тарифов на услуги телекоммуникаций. В целом, в 2013 году «Казахтелеком» увеличил доходы на 12%.

По итогам 2013 года Международное рейтинговое агентство «FitchRatings» улучшило прогноз по кредитным рейтингам АО «Казахтелеком» с «Негативного» на «Стабильный». Улучшение прогноза обусловлено снижением долговой нагрузки компании в результате погашения долга за счет собственных денежных средств, а также уменьшением и пересмотром плана капитальных затрат компании.

Традиционно, главные упреки в отношении АО «Казахтелеком» со стороны рядовых граждан вызывают: качество связи, плохая оперативность подключения к стационарной сети новых абонентов. Кроме того, вызывает ряд вопросов завышенная стоимость стационарной связи, непрозрачность тарифообразования.

Что касается пятерки компаний, которые замыкают по общему баллу список национальных компаний Казахстана, то среди них:

- АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» — 3,02

- АО «Казпочта» — 2,97

- ТОО «СК-Фармация» — 2,88

- АО «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» — 2,82

- НК «Қазақстан Ғарыш Сапары»  — 2,82.

Открывает группу компаний-аутсайдеров НК «Казахстан темир жолы». Компания в 2013 году получила чистый доход в 117 млрд. тенге, что на 3,2% выше плана. На сегодняшний день в компании реализуется масштабная программа «Казахстан – новый Шелковый путь», в рамках которой осуществляются крупные инфраструктурные проекты, направленные на повышение транзитного потенциала, формирование внутренней и зарубежной транспортно-логистической системы. Также в 2013 году компания обеспечила курсирование 14 регулярных контейнерных поездов сообщением Европа-Азия.

В мае 2013 года между «Казахстан темир жолы» и китайской корпорацией CSR было подписано рамочное соглашение по сотрудничеству в области выпуска маневровых тепловозов и железнодорожных грузовых вагонов.

В числе основных проблем, которые не удалось решить руководству КТЖ в 2013 году, — износ подвижного состава, составляющий 64%, незавершенность структурных преобразований в компании, низкое качество предоставляемых услуг на отдельных направлениях, большое количество непрофильных активов. В тоже время компания стала заложником практики передачи в аутсорсинг некоторых ключевых функций, которые существенно сказываются на текущем удорожании услуг, а, соответственно, и тарифов.

АО «Казпочта» проигрывает конкуренцию на внутреннем рынке ведущим мировым почтовым агентам, не обеспечивает оперативности обработки корреспонденции и посылок. Более того, после повышения тарифов в прошлом году услуги компании стали дороже, чем у частных курьерских организаций.

В тоже время следует признать высокую социальную значимость работы компании в отдаленных населенных пунктах, сельских районах. В актив руководства компании в 2013 году можно вписать и расширение линейки услуг, связанных с электронной коммерцией.

Третье место в списке аутсайдеров принадлежит ТОО «СК-Фармация». Несмотря на то, что вокруг компании постоянно витает множество скандалов, Министерство здравоохранения не торопится предпринимать кардинальных мер для исправления ситуации. Между тем социальная значимость работы компании чрезвычайно велика – количество скандалов, связанных с нехваткой жизненно важных лекарств не уменьшается. Остроту в 2013 году сохраняли вопросы обеспечения инсулином больных диабетом, лекарств для больных гепатитом.

Неопределенность подпитывалась и судебным разбирательством между компанией и ФНБ «Самрук-Казына» относительно входа на казахстанский рынок иностранных фармкомпаний. Даже выдвигались обвинения в лоббировании интересов иностранных компаний в ущерб отечественным производителям лекарств. Очевидно, что «СК-Фармация» оказалась в эпицентре скандалов, связанных с переделом отечественного лекарственного рынка.

Предпоследнее место в рейтинге заняла Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация». Существенное снижение рейтинговых показателей компании произошло из-за ареста 28 июня 2013 года бывшего председателя правления Бейбитхана Кабдрахманова. В ходе расследования вскрыто хищение средств в размере 12,5 млрд. тенге с 2007 по 2013 годы.

Помимо обвинений в коррупции менеджменту компании не удается наладить взаимодействие со всеми заинтересованными участниками зернового рынка. Стремясь максимизировать прибыль, и снизить риски, компания стремится работать преимущественно с крупными производителями зерна, что ущемляет интересы средних и мелких фермеров.

Особое внимание следует обратить на последнее место в рейтинге НК «Қазақстан Ғарыш Сапары». Компания отличается достаточно узким списком потребителей. Однако ее работе уделяется большое внимание в силу большой инновационной нагрузки, в том числе и со стороны Президента. В 2013 году компания продолжала осуществлять целый ряд долгосрочных проектов: создание системы высокоточного позиционирования, подготовка к запуску «KazSat-3», создание Казахстанской системы дистанционного зондирования Земли.

Вместе с тем, в 2013 году финансовой полицией Казахстана был арестован президент компании Габдуллатиф Мурзакулов за получение взятки в особо крупном размере. Он обвиняется в том, что пролоббировал интересы ТОО «СК «Кулагер» при проведении конкурсов на строительство сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов на сумму более 15 миллиардов тенге, за что получил от председателя правления этого предприятия Егенбаева через доверенное лицо — Асылбекова взятку в сумме 272 тысячи долларов и 75 миллионов 300 тысяч тенге.

Общие выводы

Главный вывод из оценок экспертов – деятельность национальных компаний на сегодняшний день едва ли можно назвать эффективной. Сводный балл по представленным десяти критериям эффективности деятельности – 3,46, что едва лишь превышает половину от возможной максимальной оценки эффективности той или иной национальной компании.

В лидерах рейтинга оказались компании в меньшей степени работающие с массовым потребителем. И наоборот, нацкомпании работающие с рядовыми гражданами, а также компании, фигурирующие в коррупционных скандалах, оказались в числе аутсайдеров. В целом, результаты 2013 года показывают, что правоохранительным органам необходимо усилить антикоррупционную деятельность в отношении менеджмента нацкомпаний.

В числе других выводов можно выделить:

- Не оправдалась обычная практика введения в советы директоров нацкомпаний независимых директоров с целью обеспечения независимого контроля и транспарентности принимаемых решений. На практике независимые директора обслуживают интересы нанимателей, и их присутствие не обеспечивает непредвзятый аудит работы нацкомпаний. Таким образом повлиять на снижение уровня коррупции в нацкомпаниях они не смогли. В тоже время при монопольном положении нацкомпаний на рынке общественный контроль просто необходим.

- При организации работы менеджмента компании очень важен такой критерий как «авторитет руководителя в профессиональной среде». На практике же в руководстве нацкомпаний преобладают люди с экономическим бэкграундом. Проблема заключается в том, что только руководители, прошедшие все ступени в компании, и знакомые со всеми нюансами работы, могут реально повышать эффективность управления. К слову, в целом ряде ключевых компаний, где необходим реальный практический результат, на первых позициях Президент предпочитает видеть не «экономистов», а отраслевых специалистов.

- Взаимодействие нацкомпаний с госорганами остается не на должном уровне, причем во многом по вине самих госорганов. Постоянное вымывание квалифицированных и опытных кадров обескровило отраслевые министерства, которые уже не могут соперничать с нацкомпаниями в качестве привлекаемых экспертов. Соответственно, госорганы не могут отслеживать деятельность нацкомпаний на должном уровне, влиять на повышение качества и эффективности их работы, проводить экспертизу программ и проектов, предоставляемых нацкомпаниями.

- Сейчас практически все нацкомпании поставили перед собой цель увеличения прибыли. Но достижение этой цели соответствующим образом приводит к удорожанию тарифов нацкомпаний. Необходима смена парадигмы развития – во главу угла должны быть поставлены интересы поддержания социальной стабильности, а не кратковременное увеличение прибыли. Нацкомпании создавались на средства налогоплательщиков, во многих сферах экономики они являются монополистами, а потому не могут рассматриваться только как бизнес-проекты.

- Реализация социальных и экологических программ оказалась на последнем месте в списке приоритетов нацкомпаний. По примеру иностранных инвесторов, нацкомпании ограничили сферу своей социальной ответственности либо узкими внутренними программами, либо имиджевыми проектами. Но на нацкомпаниях лежит более существенная социальная ответственность в силу характера их влияния на экономику и социальную сферу. В отличие от транснациональных корпораций они должны более строго относиться к профилактике трудовых и социальных конфликтов, брать на себя функции инструмента для оперативного решения назревающих социальных проблем. В этом заключается их государственная миссия.

Таким образом, несмотря на достаточно высокие финансовые вложения со стороны государства  для развития деятельности национальных компаний страны, их деятельность не является, по мнению экспертов, на сегодняшний день эффективной. Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено и дальше отслеживать работу национальных компаний. Следующий отчет – по результатам работы национальных компаний в первом квартале 2014 года, — будет представлен в апреле.Просмотров (1544)

Похожие исследования:
    Рейтинг качества работы акиматов областей и городов республиканского подчинения
    Рейтинг премьер-министров Республики Казахстан
    Казахстан-2013: И снова рейтинг — бессмысленный и беспощадный
    Рейтинг стран-партнеров Республики Казахстан
    Рейтинг влиятельности и карьерной перспективности депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Нравится