Рейтинг качества крупнейших ВУЗ-ов Казахстана

Автор: admin. Дата: . Опубликовано в Рейтинги, Социальные

Ежегодно в казахстанские ВУЗ-ы поступает более 100 тыс. выпускников школ. Все они, так или иначе, сталкиваются с проблемой выбора подходящего ВУЗ-а, а после получения высшего образования – с трудностями трудоустройства.

Настоящее исследование, проведенное исследовательским агентством «ИА «Рейтинг.kz» в мае-июне 2012 года,  призвано помочь потенциальным абитуриентам сделать правильный  выбор и подобрать тот ВУЗ, который даст им наиболее качественное образование.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было призвано выявить, насколько успешно трудоустраивается среднестатистический выпускник того или иного казахстанского ВУЗ-а. В соответствие с этим оно проводилось в рамках трех следующих этапов.

1. Прежде всего, был составлен следующий список крупнейших ВУЗ-ов Казахстана:

1 Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ)
2 Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева (КазНТУ)
3 Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ)
4 Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва (ЕНУ)
5 Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ)
6 Казахский экономический университет имени Т. Рыскулова (КазЭУ)
7 Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана (КазУМОиМЯ)
8 Университет КИМЭП
9 Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ)
10 Международная академия бизнеса (МАБ)
11 Университет «Туран»
12 Университет международного бизнеса (UIB)
13 Центрально-Азиатский университет (ЦАУ)
14 Алматинский университет энергетики и связи (АИЭС)
15 Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева (КазАТК)
16 Казахский гуманитарно-юридический университет (КазГЮУ)
17 Карагандинский государственный университет имени Букетова (КарГУ)
18 Карагандинский государственный технический университет (КарГТУ)
19 Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (ПГУ)
20 Атырауский институт нефти и газа (АИНГ)
21 Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Даулета Серикбаева (ВКГТУ)
22 Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова (ВКГУ)
23 Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева (СКГУ)
24 Южно-Казахстанский государственный университет имени М.О. Ауэзова (ЮКГУ)
25 Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова (КГУТИ)
26 Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана (ЗКАТУ)
27 Университет им. Сулеймана Демиреля (СДУ)

 

Отбор ВУЗ-ов производился оценочным методом на основании мнений специалистов «ИА «Рейтинг.kz». В список не были включены военные учебные учреждения, а также узкоспециализированные учреждения образования, например, медицинские ВУЗ-ы.

2. Посредством использования специальных анкет был произведен опрос 72 руководителей и специалистов в сфере HR крупнейших отечественных и международных компаний. В том числе Корпорация «Казахмыс», АО «Евразийский банк», ДО АО Банк ВТБ (Казахстан), «31 канал», «DHL», «Imperial Tobacco», «Ernst&Young» и т.д.

Респондентам было предложено на основании своего опыта по подбору персонала обозначить ВУЗ-ы, которые дают наиболее качественное образование, а также ответить на несколько вопросов относительно политики работы соответствующей компании по приему на работу выпускников ВУЗ-ов.

По итогам оценок HR-специалистов и руководителей компаний и организаций был составлен рейтинг качества казахстанских ВУЗ-ов. Положение ВУЗ-а в рейтинге определялось по количеству его выделений респондентами: чем большее количество таковых, тем более высокое место в рейтинге занял ВУЗ.

3. Завершающим этапом исследования стало проведение опроса среди выпускников казахстанских ВУЗов 2007-2009 годов. Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, позволяющих оценить качество полученных ими знаний и навыков и их влияния на общий уровень профессиональной успешности. Посредством использования социальных сетей была осуществлена уникальная выборка, позволившая выявить и пригласить к участию в опросе более 18 тыс. человек. При общей неактивности респондентов это обстоятельство все же позволило провести данный опрос и получить вполне объективную картину.

При общей неактивности респондентов это обстоятельство все же позволило провести данный опрос и получить вполне объективную картину (поступило 1500 анкет респондентов).

ОЦЕНКА HR-СПЕЦИАЛИСТОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ

Нижеследующие данные составлены по результатам опроса 72 руководителей крупных компаний и специалистов их HR отделов. Главный вопрос, по результатам ответов на который был составлен рейтинг, звучал следующим образом: «Опираясь на свой опыт, отметьте, пожалуйста, из приведенного ниже списка ВУЗов те, которые, по Вашему мнению, дают наиболее качественное образование в сфере деятельности Вашей компании».

ВУЗы, отмеченные респондентами большее количество раз, заняли более высокое положение в таблице. Мнение экспертов распределилось следующим образом:

Таким образом, наибольшим доверием среди HR-специалистов и руководителей компаний пользуются Университет КИМЭП, Казахстанско-Британский технический университет, Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, Международная академия бизнеса и Казахский национальный университет им. аль-Фараби.

Примечательно, что две позиции в лидирующей тройке заняли частные ВУЗы, стоимость обучения в которых является одной из самых высоких по стране. Это предполагает, что вложение значительных средств в высшее образование повышает шансы на успешное трудоустройство.

Судя по результатам исследования, частные образовательные учреждения пользуются большим авторитетом среди работодателей, чем государственные ВУЗы. В связи с этим государственно-частная модель высшего образования оказалась оправданной в Казахстане.

Большинство региональных ВУЗов имеют низкий авторитет среди крупных компаний как потенциальных работодателей их выпускников. Так, четыре ВУЗа (ЗКАТУ им. Жангир-хана, КГУТИ им. Ш. Есенова, ЮКГУ, и ВКГУ) вообще не получили оценок со стороны респондентов. Отчасти это можно объяснить тем фактом, что большинство из HR-специалистов ведут свою основную профессиональную деятельность в Алматы и Астане, а значит, редко встречаются с претендентами на работу, окончившими региональные ВУЗы.

Подавляющее большинство HR-специалистов и руководителей компаний (67%) используют практику приема на работу вчерашних выпускников ВУЗов. При этом почти треть компаний (30%) предпочитают обновлять свой штат за счет набора опытных сотрудников.

Данные показатели во много объясняют существующую проблему первичного трудоустройства выпускников. Руководство многих компаний не чувствует своей ответственности за пополнение рынка труда новыми квалифицированными специалистами.

Большинство респондентов (53%) ответили, что при приеме на работу выпускники авторитетных для них ВУЗ-ов имеют определенное преимущество перед другими претендентами. При этом значительная часть опрошенных (40%) заверяют, что все претенденты при приеме на работу находятся в равных условиях вне зависимости от полученного образования.

Абсолютное большинство респондентов (69,4%) отметили, что их компании не сотрудничают с казахстанскими ВУЗами в процессе подготовки специалистов. Данный факт подтверждает отсутствие заинтересованности большинства компаний работающих в Казахстане в долгосрочном вложении средств в развитие их кадрового потенциала. Отчасти это обстоятельство можно объяснить переизбытком молодых кадров с высшим образованием.

Единственным ВУЗом, с которым сотрудничает заметное число компаний, чьи представители приняли участие в опросе, был признан КИМЭП (13,9%). Необходимо отметить, что по данному критерию лидируют ВУЗы, администрация которых проводит методическую работу по налаживанию сотрудничества с ключевыми профильными компаниями. Это обстоятельство является важным показателем, характеризующим с лучшей стороны качество образования в таком ВУЗе.

По мнению абсолютного большинства респондентов (69,4%), наиболее качественное образование в сфере деятельности их компаний за рубежом дают российские ВУЗы. Хорошее качество образования в России, видимо, можно объяснить ментальной близостью наших стран, а также схожестью моделей бизнеса в них.

Вопреки распространенному мнению о хороших перспективах трудоустройства по окончанию ВУЗов дальнего зарубежья, участники опроса оценили качество обучения в них сравнительно не высоко. Второе место по качеству образования заняли британские (44,4%), а третье – американские (36,1%) ВУЗы.

Такие результаты ставят под сомнение эффективность обучения казахстанских студентов за рубежом и во многом объясняют существующие проблемы с трудоустройством казахстанских выпускников иностранных ВУЗов у себя на родине, особенно, в негосударственных компаниях.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ВЫПУСКНИКОВ КАЗАХСТАНСКИХ ВУЗОВ

Для оценки фундаментальности образования полученного выпускниками ВУЗов сравнительно последних лет им был задан вопрос о распространенности практики чтения первоисточников мировых классиков в соответствующих ВУЗах. Результаты опроса подтвердили факт утраты большинством ВУЗов советских традиций фундаментального образованиятолько треть респондентов (34%) обязывали читать первоисточники.

В разрезе ВУЗов лучшие результаты по данному критерию показали два государственных университета – КарГУ им. Букетова (г. Караганда) и КазНПУ им. Абая (г. Алматы). Большинство выпускников этих ВУЗов ответили на вопрос о чтении первоисточников утвердительно.

Установка уполномоченного органа на распространение образования, ориентированного на овладение практическими навыками, дает неплохие результаты. Большинство из опрошенных выпускников (86%) так или иначе, проходили производственную практику.

Вместе с тем определенную тревогу вызывает тот факт, что каждый седьмой-восьмой выпускник (13%) не получил практического закрепления своих знаний по результатам обучения в ВУЗе. Причем критическая ситуация фиксируется в двух государственных ВУЗах – КазНУ им. аль-Фараби и КарГУ им. Букетова, где практику не проходило почти треть опрошенных выпускников (около 30%). Вероятно, практика в данных ВУЗах на отдельных факультетах либо носила формальный характер, либо опрошенные выпускники не довольны ее качеством.

Несмотря на перманентные меры уполномоченного органа по улучшению обучения иностранным языкам в ВУЗах, результаты опроса фиксируют низкие показатели по данному критерию. Только пятая часть опрошенных выпускников (21%) подтвердили, что обучение в ВУЗе помогло им улучшить знание иностранного языка настолько, что они могут свободно излагать свои мысли на нем. Ещё треть (34%) выпускников казахстанских ВУЗов могут свободно излагать свои мысли на иностранном языке, но обучение в ВУЗе этому не способствовало. Вместе с тем достаточно высок показатель выпускников, которые, закончив ВУЗ, не могут свободно излагать свои мысли на иностранном языке (32%).

Лидирующие позиции по качеству обучения иностранным языкам занимают негосударственные ВУЗы, в которых это обучение в той или иной мере ведется на соответствующем иностранном языке (КИМЭП, КБТУ, СДУ). От 69 до 81 % опрошенных выпускников этих ВУЗов могут свободно излагать свои мысли на иностранном языке, благодаря полученному образованию.

По результатам исследования подтвердилось распространенное мнение о невысокой доле выпускников, работающих по специальности. Только половина из респондентов на данный момент работают в своей профессиональной сфере. Среди людей, мотивированных на трудоустройство по специальности, наибольшие проблемы при поиске работы испытывают выпускники КазЭУ им. Рыскулова, ответившие «пытался найти работу по специальности, но не удалось этого сделать» (30%).

Результаты исследования также показали, что для многих выпускников полученные ими по окончанию ВУЗов дипломы фактически не имеют большого смысла в процессе их дальнейшей жизнедеятельности. Более четверти респондентам полученный диплом ни разу не помог при трудоустройстве.

В отдельных ВУЗах данный показатель близок к 50%. При этом лучшие показатели по результатам ответов на данный вопрос фиксируются среди ВУЗов-лидеров совокупного рейтинга по оценкам HR-специалистов и руководителей компаний – КИМЭП и КБТУ (90 и 86 % соответственно).

Интересно, что большинство выпускников казахстанских ВУЗов, принявших участие в опросе, несмотря на низкое качество полученного многими из них образования, имеют, достаточно высокий личный совокупный доход. Так, по четверти респондентов зарабатывают в месяц от 50 до 100 тыс. и от 100 до 150 тыс. тенге. Доходы свыше 150 тыс. тенге имеют около 30% респондентов. Ежемесячный заработок менее 50 тыс. тенге имеет около 10% опрошенных. Примерно столько же на данный момент не имеют на текущий момент постоянного заработка.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В целом, настоящее исследование позволило выявить, что основным критерием оценки качества высшего образования в том или ином ВУЗе Казахстана является успешность трудоустройства его выпускников.

Вместе с тем наибольшее влияние на эту успешность оказывают не столько статус и сформированный, причем в большинстве случаев еще с советского времени, имидж отечественных ВУЗов, а также качество полученного обучившимися в них гражданами образования, сколько уровень восприятия соответствующих ВУЗов потенциальными работодателями.

Выбор последних в пользу Университета КИМЭП, Казахстанско-Британского технического университета и Международной академии бизнеса дает основание предполагать, что определенная часть казахстанских работодателей соответствующего уровня в процессе найма новых кадров делают ставку на них не только как на специалистов в той или иной сфере, но и как на самодостаточных и сравнительно благополучных в материальном отношении граждан.

Иначе говоря, факторы, позволяющие характеризовать выпускников различных ВУЗов в социально-психологическом отношении, способны оказать большее влияние на их трудоустройство на более-менее престижную и хорошо оплачиваемую работу, нежели приобретенная ими специальность и факт ее получения в конкретном ВУЗе.

Еще более важным результатом настоящего исследования является выявление предпочтений потенциальных работодателей в пользу выпускников ВУЗов, готовящих специалистов по различным техническим специальностям (КБТУ, КазНТУ им. К.И. Сатпаева, ВКГТУ им. Даулета Серикбаева, Атырауский институт нефти и газа и Алматинский университет энергетики и связи). Это обстоятельство подтверждает необходимость увеличения уровня профессиональной подготовки инженерно-технических кадров для различных отраслей экономики страны.

Сравнительно низкие места в полученном рейтинге таких региональных ВУЗов, как Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Даулета Серикбаева, Атырауский институт нефти и газа, Карагандинский государственный университет имени Букетова, Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова и т.д., не означают их неконкурентоспособность по отношению к другим ВУЗам. Как правило, выпускники данных ВУЗов вполне способны найти относительно подходящую работу в соответствующих регионах.

При всем этом с руководства большинства отечественных ВУЗов никто не снимает ответственности за качество образования и уровень профессиональной подготовки своих студентов. Исходя из результатов настоящего исследования, основной акцент в работе администрации данных ВУЗов следует сделать на:

  • повышение требования к преподавателям и студентам относительно обязательного ознакомления последних с первоисточниками мировых классиков по выбранной ими профессии;
  • обеспечение прохождения студентами производственной практики в соответствующих приобретаемой ими специальности государственных и негосударственных структурах;
  • повышение уровня преподавания в данных ВУЗах иностранных языков.

В целях же положительного решения вопроса относительно занятости выпускников отечественных ВУЗов представляется целесообразным:

  1. Развивать взаимоотношения ВУЗов, независимо от формы их собственности, с компаниями и организациями квазигосударственного (холдинги, национальные компании и т.д.) и частного секторов с целью стимулирования заинтересованности и участия в той или иной форме (например, своего рода шефство) данных компаний и организаций в подготовке ВУЗами специалистов в соответствующих сферах (отраслях) при обязательном трудоустройстве таковых по завершению ими обучения в ВУЗах.
  2. Установить квоты  в государственных органах, а также на предприятиях и в организациях с государственным участием, для обеспечения трудоустройства выпускников государственных высших учебных заведений.
  3. Стимулировать заинтересованность самих ВУЗов предоставлять рабочие места своим выпускникам в качестве своих преподавателей.

Будем рады ответить на все интересующие Вас вопросы

С уважением,

руководитель направления потребительских исследований

ОФ «Исследовательское агентство «Рейтинг.kz»

Алибек Тажибаев

+7 (701) 888-92-63

Просмотров (15796)

Казахский

Похожие исследования:
    Рейтинг качества алматинских супермаркетов
    Рейтинг карьерной перспективности высокопоставленных представителей политической элиты Казахстана

Тэги: , , , ,

Оставить комментарий

Нравится