Комментарий ИАЦ МГУ к рейтингу «Эффективности»
В начале января этого года в казахстанских изданиях было опубликован рейтинг эффективности государственной элиты РК. Этот материал вызвал большой интерес не только в Казахстане, но и в России.
Причина этого интереса в очень подробном анализе внутриполитической ситуации в стране, которая является нашим главным стратегическим партнером. Это оценка и анализ были даны через призму персональных рейтинговых индексов, анализируя которые становится предметно ясной картина аппаратных раскладов, которые за 2012 год претерпели очень серьезные изменения.
Что бросается в глаза? Предсказуемое первое место в списке эффективных политиков руководителя Администрации президента Карима Масимова. Причем сами авторы рейтинга ставят в заслугу Масимову подготовку новой стратегической программы «Казахстан-2050». В то же время, независимые эксперты в качестве главного достижения бывшего главы правительства указывают на особую степень доверия к нему со стороны Президента Казахстана, его умение четко выстраивать и модерировать отношения с ближним кругом Елбасы. Более того, теперь можно сказать, что и сам Масимов является неотъемлемой частью этого ближнего круга.
В то же время, обращает на себя внимание загадочная фраза авторa исследования: «Слабые стороны в работе действующего Правительства обуславливает ответственность за него Масимова, несмотря на то, что он уже не является премьер-министром». Без четкого понимания подтекста этого утверждения его крайне сложно комментировать.
Тем более что позицию №2 в рейтинге уверенно занимает нынешний премьер Серик Ахметов, которому дается не менее любопытная характеристика: «Серик Ахметов продолжает оставаться в положении вице-премьера, разве что с расширенными полномочиями». Есть над чем задуматься.
Вполне ожидаемое четвертое место занимает Крымбек Кушербаев. Ожидаемо оно в том плане, что вице-премьер умело строит свои отношения с медийным и экспертным сообществом, хотя на взгляд из России, по степени влияния на внутриполитические процессы в стране спикер Мажилиса Нурлан Нигматуллин ничуть не уступает Кушербаеву и заслуживает явно большего, чем отведенное ему место в середине списка. То же самое можно сказать и об Умирзаке Шукееве, которому авторы рейтинга ставят в минус высокий уровень непрозрачности ФНБ «Самрук-Казына» и неясные критерии при приеме на работу. Тут резонно задать вопрос: а что подобная ситуация сложилась в момент прихода в Холдинг господина Шукеева, а как же тогда быть с историей про «зайчиков» и «живчиков».
Но с другой стороны, изнутри эта ситуация выглядит как-то по-другому. Некоторые фигуры из топ-чиновников либо вообще не упомянуты в данном списке, либо отнесены в категорию неэффективных чиновников, как например, господин Марченко, которого, похоже, невзлюбили не столько за его «неэффективность», сколько за трудный характер. Но мы-то на российском опыте прекрасно знаем, что для финансиста и банкира личные черты далеко не самое главное. А вот с компетентностью и порядочностью у господина Марченко, пожалуй, все в порядке.
Что касается остальных «фигурантов списка двоечников», то в нем в основном присутствуют те фигуры, которые на протяжении всего года подвергались резкой критике со стороны СМИ и экспертного сообщества. Как например, министр внутренних дел К. Касымов и министр сельского хозяйства. Впрочем, и здесь авторы исследования «нагнали тумана», формулируя критерии неэффективности. Например, в упрек Касымову поставили следующее: «неспособность оперативно и адекватно реагировать на слухи и непроверенные данные и «вбросы» информации о ходе и подробностях резонансных чрезвычайных происшествий »
Дайте хоть один пример оперативного реагирования на слухи, и вы станете самым богатым человеком на земле. Наверное, все-таки не надо ставить в вину человеку ту проблему, которая не решена ни в одном силовом (да и не только) ведомстве.
А вот с чем полностью можно согласиться, так это с тем, что эффективность представителя государственной элиты во многом обусловлена политической поддержкой и мандатом доверия со стороны Н.А.Назарбаева. Но опять-таки продолжение этой мысли вновь порождает у читателя впечатление, что авторы исследования изначально имеют некую сверхзадачу, под которую в той или иной форме подводят нужную аргументацию. И вот оно логическое завершение: необходима новая конституционная реформа, призванная расширить полномочия и повысить эффективность работы Правительства, а также Парламента.
Рекеда Сергей, ИАЦ МГУ
Просмотров (310)Трекбэк с Вашего сайта.