Начинать надо с контроля над чиновниками
Результаты опроса, опубликованного агентством «Рейтинг.kz», по теме реализации стратегии «Казахстан-2050» оказались благодатной почвой для комментирования. В прошлом номере газеты мы опубликовали комментарии от политолога Дастана Кадыржанова. В этот же раз предлагаем читателям точку зрения председателя Совета экспертов Исследовательского агентства «Рейтинг.kz» Андрея Чеботарёва.
Напомним, что некоторые из полученных в результате опроса данных показались нам шокирующими. Так, например, респонденты на первое место по актуальности поставили «введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса», и этот же самый пункт был назван самым невыполнимым в стратегии. Т.н. перевернутую пирамиду образовали и другие пункты программы. Чем можно объяснить такой скепсис экспертов?
- Андрей Евгеньевич, по результатам исследования на первое место по актуальности среди экономических мер респонденты поставили «введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса». Согласны ли Вы с этим мнением?
– Поскольку рейтинг был составлен на основе оценок экспертов, а большинство из них посчитали самой актуальной именно эту меру, то я это принимаю. Кстати, в феврале агентство представило составленный по той же схеме рейтинг мероприятий политического блока стратегии «Казахстан-2050». И там на второе место по степени актуальности вышло принятие закона по усилению защиты прав собственности, гарантированию защиты договорных обязательств и ужесточению ответственности за их нарушение. Так что в обоих рейтингах на первые позиции вышли меры, ориентированные на защиту прав и законных интересов частных предпринимателей.
Действительно, когда идет реализация ФИИР и ряда других государственных программ социально-экономического характера, участие бизнес-сообщества в этом процессе может положительно отразиться на его темпах и результатах. Так что государству следует это участие стимулировать. А для этого прежде всего надо устранить всевозможные административные барьеры и оставить исключительно рациональные и общепринятые механизмы государственного регулирования деятельности предпринимателей. Однако нередко на месте одних упраздненных адмбарьеров возникают новые. Поэтому респонденты, признав востребованность соответствующих мер обществом, вместе с тем вынуждены сомневаться в том, что они будут властями успешно реализованы. Что касается перспектив на 2050 год, то все будет зависеть от того, какая вообще политическая система будет в Казахстане к этому времени.
- Кроме мер ответственности, в семерку наиболее актуальных вошли: поддержка отечественных производителей, разработка концепции эффективного управления природными ресурсами, развитие АПК, стимулирование сельскохозяйственных производств, разработка концептуально новой системы денежно-кредитной политики и удержание приемлемого уровня инфляции… Какой из этих пунктов, по-вашему, лишний? И какая актуальная цель не включена в топовую семерку стратегии?
– Лично я бы включил сюда еще внедрение с 2015 года практики освобождения от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование. Здесь пересекаются и социальная, и экономическая значимость. Впрочем, лишнего в данной семерке наиболее актуальных экономических мер, на мой взгляд, нет. Другое дело, что такую из них, как принятие концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора, властям следовало бы расшифровать. То есть что именно она предполагает, что даст стране и ее гражданам и т.д.
- Согласно результатам опроса, наиболее реалистичными названы такие цели стратегии, как: внесение изменений в законодательство, направленных на четкое разграничение понятий микро-, малый, средний и крупный бизнес; принятие закона о Национальной палате предпринимателей, предусматривающего обязательное членство предпринимателей в данной палате. Эти же цели названы среди наименее актуальных. В чем причина таких «зеркальных» оценок?
– Очевидно, что среди мер, представленных президентом по всем блокам своего послания народу, есть необходимые как обществу, так и государству, и те, в которых заинтересована главным образом сама власть. Поэтому респонденты, естественно, посчитали, что с реализацией последних каких-либо особых проблем и сбоев не будет. Чего не скажешь про первые… Бюрократия, особенно местная, свои позиции просто так не сдаст, невзирая на всевозможные упреки и замечания из Акорды.
- Какие меры должно предпринять руководство страны, чтобы устранить разрыв между актуальностью и выполнимостью целей стратегии «Казахстан-2050»?
– Следует отдать приоритет осуществлению тех экономических, как, впрочем, социальных и политических мероприятий, которые в первую очередь востребованы обществом. Кроме того, я солидарен с авторами исследования еще по мероприятиям политического блока, которые предлагают руководству:
а) разработать и внедрить индикаторы оценки деятельности центральных и местных государственных органов, ответственных за выполнение соответствующих мероприятий;
б) принять жесткие дисциплинарные меры, вплоть до освобождения от занимаемой должности и увольнения с государственной службы, должностных лиц государственных органов, которые вследствие своих действий либо бездействия получат самые низкие оценки своей работы с учетом предлагаемых индикаторов;
в) обеспечить участие заинтересованных представителей институтов гражданского общества, бизнес-сообщества и независимых экспертов в процессе разработки и продвижения практических рекомендаций и предложений по реализации рассматриваемых мер;
г) стимулировать создание и функционирование системы общественного контроля за деятельностью центральных и местных государственных органов по реализации стратегии «Казахстан-2050».
Все это также применимо к экономическим и социальным мерам. Конечно, это далеко не весь перечень возможных действий для устранения рассматриваемого разрыва. Но начать вполне можно и с них.
«Республика», № 9, 29.03.2013 г.
Таисия Афиниди
Просмотров (470)Трекбэк с Вашего сайта.