Где дешевле закупаться на Новый год
Невысокий уровень жизни большинства граждан обуславливает сегодня важность такого конкурентного преимущества торговой точки, как «цена». В последние годы на рынке появилось множество сетевых супермаркетов, которые для привлечения максимального числа клиентов, позиционируют себя, как доступные. Многие алмаатинцы становятся жертвами этих маркетинговых уловок. В результате в обществе сформировалось множество мифов относительно соотношения цен в супермаркетах и на рынках Алматы.
Базары вне конкуренции
Средняя цена новогоднего стола на трех взрослых человек в торговых точках Алматы, охваченных исследованием, составляет 21236 тенге. Для сравнения, величина прожиточного минимума в стране лишь немного превышает порог в 18000 тенге. Очевидно, что тысячи граждан, «выживающих» на такую сумму, не смогут достойно отпраздновать Новый год.
Результаты исследования наглядно демонстрируют причину сохраняющейся популярности базаров среди алматинцев. «Алтын-Орда» и «Оптовка» на ул. Розыбакиева по результатам исследования стали абсолютными лидерами рейтинга. Покупки к новогоднему столу на «Алтын-Орде» обойдутся:
- почти на пятую часть (17%) дешевле, чем в среднем в супермаркетах, охваченных исследованием;
- почти на треть (30%) дешевле, чем в самом дорогом супермаркете.
Цены на «Алтын-Орде» и «Оптовке» на все группы товаров (мясо, десерт, закуски и т.д. – см. методологию) ниже, чем в любом из рассматриваемых супермаркетов. Исключение составляют товары из группы бакалея. Здесь лидером с незначительным отрывом от базаров является Magnum.
Популярный среди алматинцев «Зеленый базар» по результатам исследования оказался существенно дороже других рынков города, но дешевле большинства супермаркетов (6 место).
Помимо сравнительно низких цен на большинство товаров, базары имеют и другие конкурентные преимущества относительно супермаркетов:
- гибкость цен (возможность поторговаться);
- наличие конкуренции между продавцами;
- больший выбор товаров и продукции.
Очевидно, что покупки на базарах наряду с преимуществами доставляют множество неудобств:
- антисанитария;
- повышенная вероятность намеренного обмана на сдаче;
- неточность весов у многих торговцев;
- отсутствие специализированных помещений для хранения товаров (результат – замерзшие овощи и фрукты);
- карманные воры;
- избыток недоброкачественных и поддельных товаров;
- временные затраты;
- затрудненность парковки и т.д.
Очевидно, что число граждан, готовых платить дополнительные средства за комфортную процедуру покупки продуктов питания, с каждым годом увеличивается. Это происходит за счет роста числа постоянных клиентов супермаркетов.
Совокупные цены в большинстве супермаркетов практически равны
Результаты исследования продемонстрировали, что совокупная стоимость новогодней продовольственной корзины в большинстве крупных супермаркетов, отличается незначительно. Суммарный разброс цен в пяти супермаркетах-лидерах составил около 1300 тенге (около 6%).
По результатам исследования зафиксирована незначительная разница в стоимости продуктов к новогоднему столу в трех супермаркетах-лидерах рейтинга: Green (20 321 тенге), Magnum (20 712 тенге), A-Store (20 754 тенге). Такой же перечень продуктов в Metro и «Рамсторе» обойдется примерно на 5% дороже, чем в самом дешевом супермаркете (21 389 и 21 538 тенге соответственно). Безусловными аутсайдерами рейтинга ожидаемо стали «Юбилейный» и «Столичный» (24 911 и 25 160 тенге соответственно). Здесь цены намного выше, чем в супермаркетах эконом сегмента.
В отличие от совокупных цен, цены на отдельные позиции различаются в супермаркетах и на базарах весьма существенно. Вероятно, это является результатом маркетинговой политики супермаркетов для обеспечения рекламного эффекта, а также результатом эксклюзивных условий поставки товаров от фирм-поставщиков. Например, популярный среди алматинцев коньяк марки «Казахстан» от компании «Бахус» в большинстве исследованных торговых точек стоит дороже 700 тенге, в то время как на «Алтын-Орде» и в «Рамсторе» (!!!) его цена составляет 500 и 505 тенге соответственно (на 50% дешевле, чем в среднем в других торговых точках). Другой пример, минимальная цена на популярные в канун новогодних праздников конфеты Raffaello зафиксирована в супермаркете Green — 544 тенге. При этом максимальная цена была отмечена в «A-Store» – 738 тенге. Разброс цен на данный продукт достигает 35%.
Таким образом, при оптовых покупках можно существенно сэкономить за счет покупки отдельных позиций в различных торговых точках города.
Ассортимент
При формировании перечня товаров к новогоднему столу ставилась задача включить в него все наиболее популярные марки каждого из товаров, которые представлены в большинстве торговых точек города. Тем не менее, во всех без исключения торговых точках не оказалось полного ассортимента товаров. В нижеследующей таблице представлено число позиций отсутствовавших в торговых точках во время сбора данных.
Также как и по критерию «цена», лидерами рейтинга по наличию товаров стали базары. Очевидно, что это является результатом высокой конкуренции между торговцами и большой проходимостью товаров.
Абсолютный лидер среди супермаркетов по ассортименту – Magnum. Здесь на момент проведения исследования на полках отсутствовала только красная икра «Обкомовская». Наиболее дефицитный товар в исследованных торговых точках – мякоть конины (жая). На момент сбора данных она отсутствовала в половине исследованных торговых точек.
Выводы и советы потребителям:
1. Выбор торговой точки для покупок к новогоднему столу следует делать, исходя из уровня вашего материального благосостояния. Можно существенно сэкономить, если совершать покупки на базарах или по акциям в крупных супермаркетах эконом сегмента. Однако в таком случае придется терпеть множество неудобств и потратить много времени. Если вы к этому не готовы, оптимальным для вас будет закупить продукты к новогоднему столу в ближайшем супермаркете, не относящемуся к категории элитных. Как видно из результатов исследования, суммарные цены в них отличаются незначительно, и ехать в другую часть города в надежде на существенную экономию, бессмысленно. Существует реальный риск потратить на бензин больше, чем сэкономить на стоимости покупок. Совершая покупки в элитных супермаркетах, следует быть готовым к существенной переплате за сэкономленное время и более качественный сервис.
2. На базарах выгоднее всего покупать мясные продукты. Как показали результаты исследования, на этом можно существенно сэкономить. Например, мякоть говядины на «Алтын-Орде» стоит 1 400 тенге, в то время как в супермаркетах цена на него начинается с 2 000 тенге (разница — 42%).
3. Результаты исследования показали, что вопреки распространенному мнению, цены на овощи и фрукты на базарах сопоставимы с ценами в большинстве супермаркетов.
4. Сравнительно низкие цены характерны не для всех базаров города. В данном случае показателен пример «Зеленого базара», где совокупная цена продуктов к новогоднему столу примерно такая же, как в большинстве супермаркетов. Кроме того, далеко не все товары выгодно покупать на базаре. Например, картофель и репчатый лук на трех базарах, где собирались данные, существенно дороже, чем во всех без исключения супермаркетах.
5. В предпраздничные и выходные дни цены на базарах существенно повышаются. Поэтому, если вы намерены покупать продукты к новогоднему столу на рынке, следует по возможности сделать это заранее.
В последнее время видные политическое деятели, общественные организации и СМИ регулярно поднимают вопрос о несоответствии прожиточного минимума нормам здравой логики. Настоящее исследование подтверждает невозможность нормального существования на определенную государством минимальную сумму: продукты на достаточно скромный новогодний стол на три человека стоят больше месячной нормы потребления на одного казахстанца. Кроме того, в сумму прожиточного минимума не входят например затраты на медицинское обслуживание, коммунальные услуги и др. Про необходимость включения плат за блага цивилизации в прожиточный минимум мы уже сообщали в рейтинге цен на коммунальные услуги в областных центрах Казахстана.
«Казпотребнадзор» поздравляет всех казахстанцев с наступающим Новым годом. Желаем, чтобы в будущем году цены на основные продукты питания и услуги ЖКХ росли медленнее, чем в этом. Надеемся, что в 2013 году прожиточный минимум для граждан будет пересмотрен сторону увеличения. В таком случае доля казахстанцев, имеющих возможность достойно встретить 2014 год значительно возрастет.
МЕТОДОЛОГИЯ |
На выбор торговой точки для предновогодних покупок влияет множество факторов: месторасположение, качество парковки, удаленность от дома, размер очередей, время совершения покупки и т.п. Для многих граждан все приведенные факторы вторичны – главное цена. Именно этот критерий был взят для ранжирования супермаркетов и базаров города. Исследованием были охвачены семь крупнейших супермаркетов (A-Store, Green, Magnum, Metro, «Рамстор», «Столичный», «Юбилейный») и три рынка города и пригорода («Алтын-Орда», «Оптовка» на ул. Розыбакиева и «Зеленый базар»). В сетевых супермаркетах сбор данных производился в самом крупном из магазинов той или иной сети. Перечень традиционных продуктов к новогоднему столу был сформирован на основании выборочного опроса граждан. Список включает следующие категории продуктов: напитки (алкогольные и безалкогольные), закуски, бакалея, мясная продукция, морепродукты, овощи, фрукты и десерт. В указанные категории вошли 32 наименования продуктов наиболее популярных марок и фирм производителей. Количество и объем товаров каждой из категории для подсчета суммарной стоимости новогодней продовольственной корзины был определен в соответствии с традиционными новогодними блюдами. В случае если в торговой точке отсутствовало то или иное наименование товара, цена на него выставлялась исходя из среднего показателя в других торговых точках. В таблице такие ячейки выделены красным цветом. Сбор данных для анализа производился 10 и 11 декабря 2012 года. Соответственно, к моменту публикации рейтинга цена на отдельные позиции могла измениться. Для максимальной информативности и во избежание обвинений в предвзятости мы полностью публикуем таблицу с ценами на 32 позиции товаров во всех десяти торговых точках, которые были охвачены исследованием. Эти данные могут использоваться потребителями для практической экономии своих средств и проверки достоверности результатов. |
Если Вы еще не закупали продукты для новогоднего стола и планируете в ближайшее время посетить с этой целью торговые точки, «Казпотребнадзор» предлагает воспользоваться рейтингом цен на 32 позиции товаров в супермаркетах и на рынках города.
Цены на 32 позиции товаров
в супермаркетах (A-Store, Green, Magnum, Metro, «Рамстор», «Столичный», «Юбилейный») и на рынках («Алтын-Орда», «Оптовка» на ул. Розыбакиева и «Зеленый базар»)
Просмотров (1657)Тэги: дешево, закупать, Новый год