Рейтинг стран-партнеров Республики Казахстан
Рейтинг стран-партнеров Казахстана направлен на составление объективной картины существующих приоритетов внешнеполитического курса страны.
1. Методология исследования
Исследование было проведено посредством сбора и обобщения общедоступной информации.
Список стран, представленных в рейтинге, составлен из числа государств, с официальными и неофициальными представителями которых Президент РК Н.А. Назарбаев встречался в течение последнего года. На этой основе были отобраны 34 страны.
К данному списку были также добавлены 5 стран, которые имеют высокие показатели по двум другим рассматриваемым критериям - товарообороту и объему инвестиций в Казахстан. Это Нидерланды, Швейцария, Италия, Виргинские острова и Израиль. При этом, ввиду отсутствия встреч представителей этих стран с Президентом РК в течение последнего года, им было присвоено последнее — 35 место.
Таким образом, в общий рейтинг было включено 39 стран.
Ранжирование стран-партнеров по тесноте взаимодействия с Казахстаном произведено на основании трех нижеследующих критериев:
1. Частота встреч на высшем уровне за последний год (с июля 2011 года по июль 2012 года), выявленная на основе контент-анализа.
В рамках данной части исследования в соответствующую таблицу были включены все внешнеполитические мероприятия, в которых принимал участие Президент РК. Сбор данной информации осуществлялся на официальном веб-сайте Президента РК — www.akorda.kz в разделе «События / Внешнеполитические мероприятия» и других разделах.
Таблица имеет следующие графы: дата, формат, ФИО и должности участников от других стран, страна проведения, краткое описание, количество баллов (см. приложение).
Затем каждому внешнеполитическому событию были присвоены баллы по странам согласно следующей таблице:
При этом баллы не присваивались за участие в пленарных заседаниях глобальных мероприятий (например, Саммит по ядерной безопасности), поскольку в таком случае в число стран-партнеров Казахстана попали бы большинство государств мира. Вместе с тем двух-трех сторонние встречи Президента РК с лидерами других государств, состоявшиеся в рамках соответствующих саммитов, вошли в событийный ряд.
Баллы каждой страны суммируются. Чем больше сумма баллов, тем выше положение страны по критерию «Частота встреч на высшем уровне».
2. Объем товарооборота между Казахстаном и страной-партнером.
Данный критерий составлен на основе официальных статистических данных за январь-апрель 2012 года.
3. Объем инвестиций в Казахстан.
Данный критерий составлен на основе официальных статистических данных за 2011 год.
Итоговое положение страны-партнера в рейтинге было определено согласно ее среднеарифметическому месту по трем рассматриваемым критериям: чем меньше среднее значение, тем выше положение страны в итоговом рейтинге.
2. Рейтинг стран-партнеров Казахстана по частоте встреч Президента РК с их представителями за последний год
Подсчет периодичности встреч Президента РК Н.А. Назарбаева с официальными и неофициальными представителями стран-партнеров позволил количественно оценить существующие внешнеполитические приоритеты республики.
Следует учитывать, что присвоение баллов за внешнеполитическое мероприятие или встречу производилось на основании «сухих» официальных сводок. Хотя они часто не отражают качественные характеристики состоявшихся встреч: глубину взаимодействия, общий тон мероприятия, качество достигнутых соглашений.
Безусловным лидером рейтинга стала Российская Федерация. В течение года Президент Казахстана провел четыре двусторонних встречи с Президентами России (бывшим Д. Медведевым и нынешним В. Путиным) на высшем уровне в рамках официальных визитов. С первыми руководителями других стран таких встреч было максимум две (Кыргызстан, ОАЭ).
В числе лидеров в данном рейтинге оказались преимущественно страны-участницы СНГ, в основном за счет высокой периодичности встреч их первых руководителей в рамках интеграционных объединений (СНГ ЕЭП, ОДКБ, ШОС и т.д.). Помимо России, это, в частности, Таджикистан и Армения (4 и 5 места соответственно), несмотря на отсутствие двусторонних встреч их лидеров с Президентом РК на высшем уровне в течение года.
В тоже время нужно отметить, что даже участие в совместных многосторонних встречах может способствовать значительному продвижению двусторонних взаимоотношений. Например, в рамках неформального саммита СНГ вполне могут заключаться масштабные устные договоренности, не озвучиваемые через официальные каналы, но серьезно влияющие на динамику двустороннего взаимодействия тех или иных стран.
Анализируя рейтинговые показатели стран-участниц СНГ, следует также отметить неоправданно низкое положение двух стран-соседей Казахстана – Узбекистана и Туркменистана (11 и 13 места соответственно). Все встречи Президента РК с их представителями проходили в рассматриваемый период исключительно в рамках многосторонних мероприятий. В целом, низкая интенсивность политического взаимодействия Казахстана с Узбекистаном и Туркменистаном затрудняет развитие экономических связей с ними.
Тройка лидеров стран-партнеров дальнего зарубежья по критерию «частота» визитов выглядит следующим образом:
1. ОАЭ;
2. КНР;
3. Германия.
Наиболее неожиданным в данном списке представляется лидерское положение ОАЭ (6 место). Хотя данное государство нельзя отнести в число ведущих внешнеполитических партнеров Казахстана.
Таким образом, основные внешнеполитические интересы Казахстана ограничиваются кругом стран ближнего зарубежья, в первую очередь Россией. Особое положение во внешней политике Казахстана также занимает Китай. Правда, параллельно с этим руководство республики стремится развивать сотрудничество с крупными экономическими державами Европы и Азии.
Рейтинг стран партнеров Казахстана по объему товарооборота за январь-апрель 2012 года
Тройку лидеров по товарообороту с Казахстаном составляют КНР, РФ и Италия. Остальные страны на порядок отстают по этому показателю. При этом уровень товарооборота с Китаем и Россией находится на практически одинаковом уровне. Если высокие показатели Казахстана по товарообороту с данными странами обусловлены, прежде всего, большим объемом приграничной торговли, то высокие результаты по этому показателю с Италией можно объяснить тесным сотрудничеством в нефтегазовой сфере, особенно по Кашаганскому проекту.
Высокие показатели товарооборота фиксируются также с такими странами, как Нидерланды, Франция, Украина, Швейцария, Турция, Австрия и Канада.
Примечательно, что в десятку лидеров по товарообороту вошли только две страны-участницы СНГ и два приграничных государства. С одной стороны, это косвенно свидетельствует о большом объеме контрабанды через границу Казахстана с этими странами (Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан). Но, с другой стороны, демонстрирует потенциал роста товарооборота.
Стоит также отметить низкий уровень товарооборота Казахстана со странами Юго-восточной Азии-Малайзией и Индонезией, которые Президент РК посещал с официальными визитами в течение последнего года. Приоритет на сотрудничество с этими странами вероятно обусловлен заинтересованностью казахстанских властей в их успешном экономическом опыте.
Рейтинг стран партнеров Казахстана по объему инвестиций за январь-декабрь 2011 года
Дуэт стран-лидеров по объему инвестиций в казахстанскую экономику в 2011 году составили Нидерланды и Российская Федерация с практически одинаковыми показателями. В отличие от других стран, занимающих высокие позиции в данном рейтинге, инвестиции из России идут не только в добывающий, но и в производственный сектор. Определенное положительное влияние на этот процесс оказывают интеграционные процессы в рамках ТС и ЕЭП.
Тройку лидеров со значительно меньшим результатом замыкает Великобритания. Инвестиции из этой страны приходятся преимущественно на добычу нефти.
Примечательно, что КНР по объему инвестиций в экономику Казахстана заняла только 5 место. Это расходится с распространенным мнением об экспансии Китая в казахстанскую экономику. При этом следует иметь в виду, что рассматриваемая статистика не учитывает структуру внешнего долга национальных компаний Казахстана, многие из которых развиваются за счет китайских кредитов. Хотя эти поступления в определенном смысле тоже можно рассматривать как инвестиции.
Стоит также отметить сравнительно низкий объем инвестиций из США: в 3,5 раза меньше, чем из России. Причем в первые годы независимости Казахстана именно США были основным инвестором его экономики. Это подтверждает факт пересмотра внешнеэкономических приоритетов руководством Казахстана.
Рассматриваемые результаты демонстрируют, что существует всего 10-15 стран-партнеров Казахстана, инвестиции из которых являются значительными.
5. Общий рейтинг стран-партнеров Казахстана
Общие результаты настоящего исследования подтвердили неоднократно озвучиваемые руководством страны внешнеполитические приоритеты Казахстана.
Безусловным лидером рейтинга стран-партнеров Казахстана стала Российская Федерация. Ее итоговый балл почти в три раза превосходит результат страны, занявшей второе место. Примечательно, что ни по одному из трех критериев страна-лидер не опустилась ниже второго места. По экономическим показателям (товарооборот и инвестиции) Россия лишь незначительно отстала от стран, занявших первые места (Китай и Нидерланды соответственно).
Второе место вполне ожидаемо заняла Китайская Народная Республика. Значительное отставание Китая от России в итоговом рейтинге обусловлено в первую очередь невысоким результатом (8 место) по периодичности встреч Президента РК с представителями этой страны.
Неожиданное третье место в списке стран-партнеров Казахстана заняла Украина. Ее высокое положение в рейтинге связано с отсутствием провалов ни по одному из трех критериев (7, 6 и 11 места).
В первую десятку внешнеполитических партнеров Казахстана вошли также Германия, Франция, США, Кыргызстан, Турция, Нидерланды и Республика Корея.
Наиболее неожиданным в данном перечне представляется высокое положение Нидерландов. Данный результат, достигнут в результате лидерства по объему инвестиций и высокого объема товарооборота. При этом Президент РК за последний год ни разу не встречался с официальными лицами этого государства (35 место). Этот парадокс, скорее всего, объясняется статусом оффшора, прочно укоренившимся за Нидерландами. Очевидно, что многие недобросовестные казахстанские бизнесмены проводят сделки через эту европейскую страну для уклонения от уплаты налогов. А затем вывезенные деньги возвращаются в Казахстан уже в виде формальных зарубежных инвестиций.
Результаты исследования подтверждают, что частота встреч Президента РК с представителями стран-партнеров не всегда соответствует глубине экономического взаимодействия с ними. В рамках этого обстоятельства можно выделить следующие закономерности:
- Степень политического взаимодействия Казахстана с большинством стран ближнего зарубежья многократно превышает глубину экономического взаимодействия. Исключение составляют только – Россия, Украина и отчасти Узбекистан.
- Экономическое партнерство Казахстана со многими странами дальнего зарубежья в достаточной мере не подкрепляется политическими контактами. В особенности это видно на примере Франции, Италии, Швейцарии, Великобритании, Канады и Австрии.
Стоит отметить, что это связано, прежде всего, с позицией самих стран дальнего зарубежья, а не приоритетами руководства Казахстана.
В приведенные закономерности не вписываются результаты Объединенных Арабских Эмиратов по трем критериям. По глубине политического взаимодействия с Казахстаном данная страна занимает 6 место, что является самым высоким показателем среди стран дальнего зарубежья. При этом экономическая статистика показывает достаточно низкие результаты взаимодействия между двумя странами.
Учитывая темпы интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП, неожиданно низкое 11 место в рейтинге заняла Беларусь. Высокая степень политического взаимодействия (3 место), несмотря на усилия лидеров двух стран, пока не приносит ожидаемого экономического результата (21 место по товарообороту и 20 место по инвестициям).
Следует также отметить, что три из пяти приграничных с Казахстаном стран – Россия, Китай и Кыргызстан вошли в число десяти его ближайших внешнеполитических партнеров. При этом, в отличие от РФ и КНР, в отношениях с Кыргызстаном Казахстан выступает в качестве явного лидера. Вместе с тем существует тенденция утраты влияния нашей страны в Кыргызстане за счет восстановления позиций России в Центральной Азии. В свою очередь, усилению этой тенденции способствует возвращении Владимира Путина на пост Президента РФ.
Значительно менее тесные взаимоотношения зафиксированы у Казахстана с двумя другими соседними странами – Узбекистаном и Туркменистаном (12 и 25 места соответственно). Примечательно, что все встречи Президента РК с представителями этих стран в течение последнего года проходили исключительно в рамках многосторонних мероприятий. Тогда как ни одной двусторонней встречи с их лидерами официально не зафиксировано.
Это обстоятельство косвенно подтверждает факт наличия противоречий между Казахстаном и двумя упомянутыми государствами. В случае с Туркменистаном данный факт объясняется закрытым характером политической системы этой страны. С Узбекистаном ситуация обстоит значительно сложнее: негласные противоречия связаны со стремлением Президента РУ Ислама Каримова закрепить за страной статус регионального лидера.
Среди стран-участниц СНГ аутсайдерами общего рейтинга стали Молдова, Армения и Грузия (29, 32 и 33 места соответственно). Все эти страны имеют крайне низкие показатели по степени экономического взаимодействия с Казахстаном. Данное обстоятельство предопределяет, прежде всего, географический фактор, а также сравнительно маленький размер экономик указанных стран.
В целом, анализируя полученные результаты, нужно отметить, что Казахстан имеет тесные политико-экономические отношения примерно с 20-ю странами. В это круг входят, прежде всего, страны-участницы СНГ, Китай, европейские державы и США. Тогда как усилия руководства республики по укреплению партнерских отношений со странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии пока не приносят значительных экономических результатов.
Скачать дополнение: Событийный ряд 2011-2012 гг.
Тэги: казахстан, партнеры, политический, рейтинг, стратегический