Рейтинг доступности цен на проезд в общественном транспорте в крупнейших городах страны
За период с июня 2011 года по сентябрь 2012 года стоимость проезда в общественном транспорте повысилась в 12 из 16 крупнейших городов Казахстана. В связи с этим ИА «Рейтинг.kz» совместно с Общественным Объединением «Казпотребнадзор» в соответствии с меморандумом о сотрудничестве провело исследование. Оно было направлено на определение стоимости проезда в общественном транспорте относительно существующего уровня потребления в крупнейших городах Казахстана.
Исследование позволило выявить обоснованность резкого повышения тарифов на проезд в общественном транспорте, произошедшего в большинстве городов Казахстана в течение последнего года. Данный рейтинг является пилотным в серии исследований тарифов и цен на общественно значимые товары в областных центрах Республики Казахстан.
Методология. На первом этапе сотрудниками ИА «Рейтинг.kz» был произведен сбор информации о текущей стоимости проезда в общественном транспорте, а также тарифах, действовавших в июне 2011 года. Первичный сбор данных производился через интернет источники. После этого вся полученная информация проверялась посредством телефонного интервьюирования жителей каждого из городов. Для соблюдения чистоты исследования анализировалась информация о стоимости одной поездки внутри города на крупногабаритном автобусе (маршрутки и электротранспорт в расчет не брались).
Для проведения итогового ранжирования, «доходы населения, использованные на потребление на одного жителя по областям за 2011 год»[1] делились на стоимость проезда в этом городе. Полученный результат показывает среднее возможное количество поездок на общественном транспорте для одного жителя того или иного города. Чем больше возможное количество поездок на общественном транспорте, тем выше место города в итоговом рейтинге. Таким образом, вычислена доступность общественного транспорта для жителей каждого из городов.
Результаты исследования
На 1 сентября текущего средняя цена на проезд в общественном транспорте в крупнейших городах Казахстана составит 51,25 тг. При этом в июне 2011 года она была всего 41,56 тг, то есть, чуть больше чем за год она выросла почти на четверть (23,3%).Для сравнения по данным Агентства по статистике рост цен на основные товары и услуги с июля 2011 года по июль 2012 года составил всего 4,7%. Таким образом, динамика роста цен на общественный транспорт в крупнейших городах Казахстана почти в 5 раз превышает средние темпы роста цен на товары и услуги. Это косвенно подтверждает необоснованность роста цен, происходящего в течение года.
Лидером рейтинга доступности цен на общественный транспорт стал город Талдыкурган. На сумму среднемесячного расхода на потребление житель города может совершить 745 поездок. Это на 69% больше, чем средний житель Шымкента (последнее место).
В нижеприведенной таблице представлены результаты каждого города по итогам ранжирования, текущая и ранее действовавшая цена на проезд в общественном транспорте, а также количество возможных поездок на средний доход одного жителя области, использованный на потребление.
Стоит отметить, что цены на проезд за год не поднялись только в четырех из рассматриваемых городов Казахстана: Караганда, Астана, Костанай и Уральск. Скорее всего, это объясняется не социальной ответственностью местных властей, а действующим ограничением на пересмотр тарифа на проезд в общественном транспорте в сторону повышения чаще одного раза в три года. То есть для жителей перечисленных городов повышение тарифа только предстоит.
Общеизвестно, что тарифы на проезд в общественном транспорте утверждают местные Маслихаты. В ходе произошедшей серии повышения цен на общественный транспорт не было ни одного прецедента, чтобы Маслихат отказал в повышении тарифа. Из этого можно сделать вывод, что новоизбранные депутаты (все они были избраны во время парламентских выборов 16 января 2012 года) большинства городов Казахстана действуют в интересах коммерческих структур, а не в интересах своих избирателей.
Политика ценообразования
При сопоставлении данных о стоимости проезда и численности населения города видно, что на стоимость проезда в общественном транспорте не влияет объем рынка пассажирских перевозок (см. таблицу). К примеру, стоимость проезда в Атырау (60 тг) на 20% выше, чем в Костанае и Петропавловске (50 тг в обоих городах), притом, что численность населения во всех трех городах примерно одинаковая.
Очевидно, что на ценообразование в сфере общественных перевозок влияет множество факторов. Все они учтены в формуле Министерства транспорта и коммуникаций, используемой для «расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам»[2]:
- граждане с уровнем дохода ниже среднего;
- социально незащищенные слои населения;
- работники бюджетной сферы (учителя, врачи);
- граждане, которые не могут водить авто в силу своего возраста (пожилые люди и дети).
[1] Доходы населения, использованные на потребление, рассчитываются в рамках программы выборочного обследования домохозяйств в качестве основополагающего критерия для оценки уровня благосостояния населения, расчета показателей бедности и неравенства. Представляют собой сумму денежных доходов, использованных на потребление (без капиталовложений в производственную деятельность и накопление), стоимости потребленной продукции собственного производства и трансфертов в натуральной форме. Доходы, использованные на потребление, исчисляются на базе расходов населения. [2] Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 13 октября 2011 года № 614 Об утверждении Методики расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам
Тэги: казахстан, проезд, рейтинг