МВД обходится казахстанцам дороже всех остальных министерств и ведомств
Наиболее дорогостоящим органом в структуре правительства по прямым и непрямым капитальным расходам является Министерство внутренних дел. Таковы результаты рейтинга министерств и ведомств Казахстана по уровню затрат на их содержание, составленного исследовательским агентством «Рейтинг.kz» в сотрудничестве с ОО «Казпотребнадзор».
За основу рейтинга были взяты размеры прямых капитальных расходов данных госорганов, установленных Законом РК «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы» от 23 ноября 2012 года в рамках республиканского бюджета на 2013 год. Самыми дорогостоящими министерствами по прямым капитальным затратам для налогоплательщиков Казахстана оказались:
- Министерство внутренних дел (5 437 701 тыс. тенге);
- Министерство финансов (1 751 716 тыс. тенге);
- Министерство юстиции (1 698 190 тыс. тенге);
Дешевле всего по прямым капитальным затратам бюджету обходятся:
- Национальное космическое агентство (6 437 тыс. тенге);
- Агентство по делам спорта и физической культуры (12 376 тыс. тенге);
Следует отметить, что в этот рейтинг не вошли:
a) Министерство регионального развития в силу его создания в январе этого года и, как следствие, отсутствия его прямых капитальных расходов в республиканском бюджете на этот год;
b) Министерство обороны из-за отсутствия у него в рамках республиканского бюджета на 2013 год прямых капитальных расходов.
В то же время относительно результатов настоящего исследования важно учитывать не столько суммы соответствующих статей расходов, сколько рассматриваемую негативную тенденцию вокруг их увеличения. Причем вопреки поручениям и установкам Президента РК, а также правам и законным интересам налогоплательщиков, чьи деньги и идут на содержание государственного аппарата.
Показательным в этом отношении является рост финансовых средств на содержание некоторых министерств и агентств по сравнению с 2012 годом. Так, например, капитальные расходы Министерства юстиции, согласно данным приложения к Закону РК «О республиканском бюджете на 2012- 2014 годы» от 24 ноября 2011 года, составляли в 2012 году 1 193 412 тыс. тенге. В связи с этим в 2013 году они увеличились на 504 778 тыс. тенге. А у Минфина соответствующие показатели составили 1 577 894 и 173 822 тыс. тенге. При этом для широкой общественности нет ясности относительно конкретных нужд данных госорганов, на удовлетворение которых было произведено увеличение размеров бюджетных денег.
ЛИДЕРЫ ПО НЕПРЯМЫМ КАПИТАЛЬНЫМ ЗАТРАТАМ
Отдельной темой являются непрямые капитальные расходы, которые ориентированы на содержание подотчетных различным министерствам и агентствам структур. Хотя юридически данные статьи расходов касаются головных госорганов, распределяются они руководством между «дочками».
Результаты настоящего исследования показывают, что наиболее дорогостоящим органом по непрямым капитальным расходам опять-таки выступает ведомство Калмуханбета Касымова — Министерство внутренних дел. Сумма соответствующих бюджетных средств, выделенных данному органу в 2013 году, составляет 22 967 773 тыс. тенге.
Второе место по непрямым капитальным расходам занимает Министерство обороны, которое возглавляет Адильбек Джаксыбеков. Судя по всему, данный орган старательно завуалировал суммы бюджетных средств, предназначенных на его непосредственные нужды и интересы, в общей совокупности капитальных расходов Вооруженных Сил РК. Сумма соответствующих бюджетных средств, выделенных данному органу в 2013 году, составляет 16 853 639 тыс. тенге.
Третье место в рейтинге по объему непрямых капитальных расходов занимает Министерство здравоохранения (6 761 200 тыс. тенге), возглавляемое Салидат Каирбековой. Четвертое — Министерство по чрезвычайным ситуациям (5 188 003 тыс. тенге) Владимира Божко. Пятое — Министерство образования и науки (3 404 517 тыс. тенге) Бакытжана Жумагулова.
По итогам на текущий год ситуация по непрямым капитальным расходам выглядит следующим образом:
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
С одной стороны, на фоне общих сумм статей расходов республиканского бюджета на 2013 год, касающихся каждого из центральных исполнительных органов власти, затраты на их собственное содержание выглядят сравнительно небольшими по своим размерам.
Но, с другой стороны, во-первых, рассматриваемые статьи расходов составляются и выносятся на рассмотрение парламентариев без какого-либо четкого обоснования. В том числе это имеет место и в случае их увеличения по сравнению с предыдущим бюджетным годом.
Во-вторых, граждане Казахстана как налогоплательщики не имеют возможности получать информацию относительно того, на удовлетворение каких именно нужд того или иного министерства либо агентства были направлены соответствующие бюджетные средства. Сами же органы, входящие в структуру правительства, инициативу обеспечения открытости этой информации проявлять явно не собираются.
В-третьих, на основании результатов многочисленных проверок Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и других контрольно-надзорных органов, в системе исполнительной власти наблюдается очень низкий уровень обеспечения финансовой дисциплины. В свою очередь это выражается главным образом в нерациональном и нецелевом использовании бюджетных средств, включая и капитальные расходы. Кстати, по данным Министерства финансов, на 1 августа 2012 года лидером настоящего рейтинга по уровню затрат на свое содержание — МВД — не были освоены 7,2 млрд. тенге, в том числе предназначенные на покрытие капитальных расходов внутренних войск и органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (см. http://www.caravan.kz/article/51042/print).
В связи с этим нет никаких гарантий, что это и другие ведомства будут соблюдать финансовую дисциплину относительно капитальных расходов и в текущем году. К тому же не исключено, что за счет денежных средств, предназначенных для подведомственных структур, те или иные госорганы решают вопросы своего собственного материально-технического обеспечения.
В-четвертых, среди самых затратных доминируют министерства, чьи руководители оказались в числе 20 самых неэффективных высокопоставленных чиновников (МВД, Минобороны, Минздрав, МОН) в «Рейтинге эффективности государственной элиты Казахстана» (см. http://agencyrating.kz/rating-effectivnosti/). В свою очередь, соответствующие оценки стали отражением недостатков и провалов в работе самих указанных ведомств. В связи с этим получается, что самыми дорогостоящими являются госорганы, которые в силу своих критически оцениваемых действий либо необоснованного бездействия нисколько не оправдывают выделенные на их содержание бюджетные средства.
С учетом всего этого как никогда актуальны слова Президента РК, сказанные им на 28 ноября 2012 года на совещании по развитию регионов: «Государственный служащий содержится на налоги населения Казахстана, они вас наняли, включая меня, чтобы мы им служили, а не для того, чтобы они вам служили!». Представляется, что любой орган исполнительной власти должен неукоснительно руководствоваться данной установкой Главы государства и интересами налогоплательщиков как в своей постоянной работе в целом, так и при составлении сметы расходов на свое содержание, в частности.
ПРЕДПОСЫЛКИ К СОСТАВЛЕНИЮ РЕЙТИНГА
Одним из серьезных показателей противоречий между политикой руководства Казахстана и ее реализацией на практике исполнительными органами власти всех уровней является рост финансовых средств из государственного бюджета на содержание данных органов.
Очевидно, что Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев заинтересован в рациональном и целевом использовании бюджетных средств, в том числе путем их экономии в процессе обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Об этом свидетельствуют следующие заявления и решения Главы государства.
В частности, 26 декабря 2011 года в ходе совещания с руководством Администрации Президента, правительства и НДП «Нур Отан» Глава государства в условиях ожидания вероятной второй волны мирового финансово-экономического кризиса заявил следующее: «…нам нужно быть особенно рачительными, прежде всего, это касается расходов госорганов и нацкомпаний. Они должны отказаться от проведения дорогостоящих, шумных мероприятий, презентаций, международных конференций. Нужно все это прекратить».
27 января 2012 года на расширенном заседании с участием членов правительства, акимов, руководства центральных госорганов, Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» и НДП «Нур Отан» Президент поручил Министерству финансов пересмотреть бюджетные расходы, выявив среди них не обеспечивающие экономический рост и занятость населения. При этом он вновь потребовал сократить расходы «на проведение многозатратных, но, по сути, бесполезных мероприятий».
Глава государства коснулся также сферы государственных закупок. По его словам: «Сегодня госорганы без конкурса закупают по многократно завышенным ценам товары и услуги у своих же подведомственных предприятий. Если обеспечить только 20%-ое снижение цен на товары и услуги госучреждений, то можно сэкономить около 500 миллиардов тенге». В связи с этим Президент поручил пересмотреть систему госзакупок.
Наконец, в интересах экономии бюджета, а также антикоррупционной работы, Глава государства поручил снизить численность управленческого аппарата в холдингах, национальных компаниях и госпредприятиях. При этом он запретил использовать высвободившиеся ресурсы на увеличение зарплат оставшихся управленцев.
На этом же мероприятии Президент упрекнул чиновников за то, что они покупают для служебного пользования автомашины зарубежных марок, игнорируя отечественные. Тем самым Глава государства выступил в интересах не только казахстанских машиностроителей, но и экономии бюджетных средств. Однако дальнейшее развитие ситуации показало, что его подчиненные не спешат выполнять данную установку. В связи с этим 3 июля 2012 года в ходе телемоста, посвященного Дню индустриализации, Глава государства вновь поднял тему выполнения госорганами его поручения обеспечить закуп отечественных автомобилей. По его словам, кроме КНБ, Минобороны и МЧС, соответствующие контракты никто больше не заключил, продолжая закупать технику за границей.
С точки зрения бюджетной культуры и экономии средств Президент РК выступил и на прошедшем 23 января этого года совещании, посвященном итогам 2012 года и задачам по реализации Стратегии «Казахстан-2050». В этот раз он высказал нарекание в адрес региональных акимов по поводу их увлечения строительством дорогостоящих больших объектов в сферах культуры, образования и здравоохранения. Тогда как в аварийном состоянии продолжают оставаться 189 школ и 68 объектов здравоохранения. В связи с этим Глава государства поручил строительство новых объектов не начинать, а выделенные средства направлять на капитальные и текущие ремонты социальных объектов.
Вместе с тем, несмотря на все это, различные исполнительные органы и их руководство совершают действия, направленные на увеличение бюджетных средств на свое содержание. Так, имея фактически неограниченные права в сфере законотворческой деятельности, правительство республики использует это преимущество для включения в проект республиканского бюджета на тот или иной год интересующей его суммы денег на капитальные расходы. Парламентарии же, как правило, идут навстречу правительству в данном вопросе.
К примеру, по оценкам интернет-издания «Total.kz», капитальные затраты государственного бюджета в первом квартале 2012 года увеличились на 31,7% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Главным образом, это произошло за счет увеличения расходов на приобретение земли и нематериальных активов и трат на капитальный ремонт (см. http://total.kz/economics/2012/08/20/kazahstanskie_chinovniki_podoroz).
Следует отметить, что согласно статье 38 Бюджетного кодекса Республики Казахстан: «К капитальным расходам относятся расходы, направленные на создание либо укрепление материально-технической базы, проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов, кроме бюджетных инвестиций».
Как видим, даже ключевой законодательный акт, устанавливающий основы и механизмы функционирования бюджетной системы Казахстана, не дает четкого определения и не устанавливает конкретных рамок относительно капитальных расходов. Данное обстоятельство лишний раз позволяет правительству действовать в процессе бюджетной политики в соответствие со своими интересами.
Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» и ОО «Казпотребнадзор» намерены в последующем проводить мониторинг исследуемой ситуации в бюджетной сфере Казахстана, включая составление во второй половине этого года аналогичного рейтинга министерств и ведомств страны на основе проекта республиканского бюджета на 2014-2016 гг.
Просмотров (896)Тэги: МВД обходится дорого