Рейтинг №1. Рейтинг восприятия высокопоставленных представителей государственной элиты Казахстана
Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело в июле-августе этого года экспертный опрос, направленный на выявление восприятия высокопоставленных представителей государственной элиты Казахстана на основе определенных оценочных критериев.
Последние при этом были разделены на следующие две группы по 4 критерия в каждой:
1. Положительные критерии:
● Компетентность
● Профессиональный опыт и образование
● Ориентация в процессе своей профессиональной деятельности на достижение государственных целей
● Ориентация в процессе своей профессиональной деятельности на интересы широких слоев населения
2. Отрицательные критерии:
● Жесткость и бескомпромиссность при достижении определенных целей
● Стремление в процессе своей профессиональной деятельности к личному обогащению
● Наличие явных провалов в процессе своей профессиональной деятельности
● Фигурирование в различных скандалах.
Рейтинговое исследование проводилось в отношении 67 представителей государственной элиты Казахстана, являющихся преимущественно руководителями государственных органов центрального и регионального уровней.
В рамках исследования путем анкетирования было опрошено 35 человек, являющихся высококвалифицированными специалистами в области изучения политических и социально-экономических процессов в республике.
Для оценки соответствующих персон на основе предложенных критериев была использована 7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов.
Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.
ИА «Рейтинг.kz» будет представлять вниманию широкой общественности и СМИ результаты рейтинговых оценок по одному положительному и одному отрицательному критерию.
Служение народу против провалов в работе
Согласно оценкам экспертов, по уровню направленности своей профессиональной деятельности на интересы широких слоев населения в первую десятку вошли следующие персоны:
1. Крымбек Кушербаев, аким Кызылординской области (4,12 баллов).
2. Бердибек Сапарбаев, аким Восточно-Казахстанской области (3,92).
3. Имангали Тасмагамбетов, аким города Астана (3,84).
4. Бакытжан Сагинтаев, первый вице-прмьер и министр регионального развития (3,83).
5. Дарига Назарбаева, председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК (3,8).
6. Ерлан Арын, аким Павлодарской области (3,72).
7. Алик Айдарбаев, аким Мангистауской области (3,71).
8. Бактыкожа Измухамбетов, аким Атырауской области (3,68).
9. Ахметжан Есимов, аким города Алматы (3,67).
10. Карим Масимов, руководитель Администрации Президента РК (3,63).
Преобладание среди этих лиц акимов разных регионов вполне объяснимо. В силу своего официального статуса и обусловленных им служебных обязанностей именно акимам приходится больше, по сравнению с представителями госорганов центрального уровня, взаимодействовать с населением вверенных им регионов, а результаты их работы представляются более явными и конкретными. К тому же акимы несут ответственность за создание и поддержание в регионах атмосферы, положительно влияющей на социальное самочувствие населения.
Крымбек Кушербаев хотя и возглавляет родной ему регион с января этого года, но за это время проявил себя здесь исключительно с положительной стороны. В его актив, в частности, вошли инициирование разработки и принятия стратегии развития Кызылординской области до 2020 года, принятие мер по наведению порядка в сфере строительства важных объектов (привлечение к ответственности недобросовестных подрядчиков и проектировщиков, выплата задолженностей по зарплате рабочим компаниям «Жылыойстройсервис» и «Импреза» и т.д.), а также жесткая позиция акима в ситуации с падением ракеты «Протон-М» на космодроме «Байконур» с обращением внимания правительства республики к последствиям данной аварии.
Бердибек Сапарбаев пятый год возглавляет большой в географическом и достаточно сложный в социально-экономическом и экологическом отношениях регион. Очевидно, что в силу различных обстоятельств каких-либо достижений прорывного характера в развитии ВКО в последнее время не наблюдалось. Вместе с тем, имея большой опыт руководящей работы регионального и центрального уровней, Сапарбаев делает все возможное для сглаживания тех или иных проблем области и недопущения их обострения. В результате ВКО сохраняет сравнительно стабильную динамику по основным показателям своего развития.
Имангали Тасмагамбетов демонстрирует высокий уровень администратора крупного мегаполиса. Особенно это проявляется по линии активного строительства в Астане новых объектов. Правда, вызывает сомнение обоснованность больших финансовых затрат на некоторые из них (например, строительство театра «Астана Опера» (54 млрд. тенге), подземного пешеходного перехода возле ТРЦ «Хан Шатыр» (около 1,4 млрд. тенге) и т.д.). К тому же за время руководства Тасмагамбетова Астана стала очень дорогим городом. С другой стороны, именно ему доверено подготовить столицу к проведению «ЭКСПО-2017». В любом случае, более половины успешных результатов работы акима Астаны можно отнести к заслугам фактора личного патронажа со стороны главы государства.
В отличие от предыдущих номинантов Бахытжану Сагинтаеву достался очень объемный и ответственный участок в масштабе всей республики. Как известно, сюда входят вопросы развития моногородов, жилищного строительства, модернизации ЖКХ, обеспечения населения качественной питьевой водой, развития предпринимательства, содействия занятости и т.д. При этом Сагинтаев оказался в довольно выгодном для себя положении, поскольку основной груз провалов в процессе реализации вверенных ему государственных программ ложится на региональных акимов. Тогда как любые серьезные достижения в соответствующих сферах могут быть включены в актив Минрегионразвития и его главы.
С учетом заметного опыта прежней партийной работы и очень активной текущей депутатской деятельности Дарига Назарбаева выглядит едва ли не единственным в парламенте защитником интересов широких слоев населения. Особенно это проявляется на фоне откровенно антинародных мер и всевозможных провалов правительства в социальной сфере.
Для Ерлана Арына как выходца из сферы науки и образования руководство важным в индустриальном отношении регионом является делом новым. Тем не менее, он демонстрирует хорошие качества администратора, в том числе в процессе осуществления контроля за реализацией проектов в рамках Карты индустриализации. Беспрецедентным стало также присвоение акиму Павлодарским отделом Союза сибирских казаков звания почетного атамана. Это событие свидетельствует о его способностях обеспечивать стабильность и благоприятную атмосферу в многоэтнической по своему составу области.
Алик Айдарбаев и Бактыкожа Измухамбетов руководят ключевыми в промышленном отношении регионами страны, будучи при этом профессиональными нефтяниками. Прежний опыт первого из них во время руководства АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», связанный с решением актуальных проблем и снятием напряженности в трудовых коллективах подведомственных предприятий после жанаозенских событий, оказался востребованным в масштабе Мангистауской области.
Что касается Измухамбетова, то его приход в Атыраускую область, уроженцем которой он является, обусловлен необходимостью навести порядок и устранить негативные последствия деятельности прежнего руководства региона, а также успокоить региональные элиты, фактически бросившие в прошлом году вызов центральной власти в виде выступления в защиту экс-акима Бергея Рыскалиева. Таким образом, Айдарбаев и Измухамбетов фактически осваивают опыт кризис-менеджеров. Относительно хорошим результатам в этом процессе способствует взвешенный подход обоих акимов по отношению к местным элитам и, как следствие, получение определенной поддержки с их стороны.
Неожиданное попадание в десятку лидеров рассматриваемого рейтинга Ахметжана Есимова, скорее всего, можно объяснить его способностями позиционировать себя в глазах многих алматинцев в качестве открытого, доступного, понимающего актуальные проблемы города и его жителей. Бесспорной заслугой акима является создание Алатауского района, что позволило снять проблемы «Шанырака» и других проблемных микрорайонов Алматы. Наблюдаемые в последнее время плохое администрирование и нерешенность ряда проблем в развитии города Есимову удается сглаживать, в частности, неформальным форматом личного участия в различных публичных мероприятиях типа велопробегах, созданием атмосферы праздника и массовых гуляний в различные знаменательные даты, проведением сельскохозяйственных ярмарок и т.д.
Завершает десятку Карим Масимов, чья соответствующая позиция в рейтинге народности, видимо, во многом обусловлена результатами его прежней работы на посту премьер-министра. Особенно это касается длительности его пребывания на данном посту, преодоления финансово-экономического кризиса, разработки, принятия и начала реализации ключевых государственных программ, а также масштабных проектов типа строительства трансмагистрали «Западная Европа -Западный Китай», способных дать серьезный импульс для развития разных регионов страны. В своем же настоящем статусе Масимов и руководимая им Администрация Президента РК выступают в качестве инстанции, контролирующей реализацию правительством данных программ и проектов. Единственно, что с переходом из правительства в АП он стал более закрытой персоной.
Прямо противоположным стало ранжирование тех же самых персон по уровню провалов в их работе. Лидерами данного антирейтинга, показатели которого определяются со знаком «-», стали:
1. Ербол Орынбаев, вице-премьер (-5,98 баллов).
2. Григорий Марченко, председатель Национального банка (-5,34).
3. Калмуханбет Касымов, министр внутренних дел (-5,31)
4. Бакытжан Жумагулов, министр образования и науки (-5,29).
5. Нурлан Ногаев, аким Западно-Казахстанской области (-5,28).
6. Салидат Каирбекова, министр здравоохранения (-5,21).
7. Архимед Мухамбетов, аким Актюбинской области (-5,19).
8. Кайрат Келимбетов, вице-премьер (-4,85).
9. Асет Исекешев, вице-премьер и министр индустрии и новых технологий (-4,85).
10. Серик Ахметов, премьер-министр (-4,82).
В данном случае обращает на себя внимание то, что, во-первых, большинство из этих персон заняли самые нижние позиции по степени ориентации своей профессиональной деятельности в интересах народа.
Во-вторых, если среди лидеров предыдущего рейтинга преобладали акимы разных регионов, то рассматриваемую десятку составили главным образом члены правительства и иных центральных госорганов.
Ербол Орынбаев встал во главе рассматриваемого антирейтинга, во многом благодаря своей бездействующей позиции относительно непосредственно курируемого им в правительстве социального блока. Ему удалось грамотно уйти от удара за все принятые в последнее время непопулярные меры (сокращение «декретных» выплат, увеличение пенсионного возраста для женщин и т.д.), переведя его на экс-министра труда и социальной защиты населения Серика Абденова. Хотя как курирующий вице-премьер он несет не меньшую, а где-то даже и большую ответственность за это. К тому же в отличие от других своих коллег Орынбаев ведет себя очень незаметно, не проявляя должного внимания к курируемым им сферам.
Свою роль в инициировании непопулярной пенсионной реформы и создании вокруг нее негативного общественного резонанса сыграл и тоже не понес никакой ответственности за это Григорий Марченко. Главный банкир страны также не сумел этим летом четко объяснить казахстанцам ситуацию на финансовом рынке в связи с опасениями возможной девальвации и повышением курса доллара по отношению к тенге. Наконец, против него сыграл беспрецедентный скандал вокруг увольнения группы менеджеров Нацбанка, которые пытаются в судебном порядке оспорить законность такого решения руководства данного органа.
Не лучшим образом проявили себя еще два вице-премьера Кайрат Келимбетов и Асет Исекешев. Первый из них курирует сферы, ситуация в которых довольно часто становится критической: финансовый сектор (сомнительная с точки зрения экономического и социального эффекта инициатива вице-премьера по созданию Единого пенсионного фонда), налоговая политика (необоснованное намерение повысить налоги на автотранспорт и жилье), регулирование естественных монополий, защита прав потребителей, тарифная политика (провал программы «Тарифы в обмен на инвестиции», периодическое необоснованное повышение компаниями-монополистами тарифов на коммунальные услуги), космическая деятельность (инциденты вокруг космодрома «Байконур»), торговая политика (тенденция снижения торгового оборота (по состоянию на январь т.г. – на 13,1%, на июль – на 1,8%)).
Исекешев отметился рядом провальных проектов в рамках реализации программы ФИИР, низкой активностью в процессе увеличения казахстанского содержания при закупках товаров, работ и услуг предприятиями и организациями, а также отсутствием прогресса в деле развития туризма, несмотря на выделение астрономических сумм. К тому же в последнем случае имеют место отдельные проекты типа строительства горнолыжного курорта «Кок-Жайляу», которые встретили большой негативный резонанс в обществе.
При этом складывается ощущение, что, если отмеченные выше недостатки в работе Асета Исекешева связаны преимущественно с ошибками и просчетами, то провальные инициативы Кайрата Келимбетова носят во многом преднамеренный характер. К тому же последнему из них удается перекладывать всю ответственность на курируемые им министерства и ведомства. Тогда как Исекешев вынужден так или иначе держать ответ за деятельность возглавляемого им министерства.
Калмуханбет Касымов несет прямую ответственность за сохранение в стране тенденции роста преступности. Так, по данным Генеральной прокуратуры РК, только за 7 месяцев 2013 года в Казахстане совершенно 210 249 преступлений. При этом их уровень вырос на 31,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Против главы МВД также сказывается напряженность, наблюдаемая в вверенной ему уголовно-исполнительной системе, включая недавние события в колониях Актау и Уральска.
Бакытжан Жумагулов и Салидат Каирбекова тоже не могут похвастаться какими-либо заметными достижениями во вверенных им сферах. Первый из них на днях в ходе республиканского педагогического совещания обратил внимание, в частности, на такие проблемы, как поборы в школах, низкое качество среднего технического и профессионального образования, а также заочного образования в вузах. Хотя данные проблемы в сфере образования имеют место давно и, судя по всему, не решаются. Что касается сферы здравоохранения, то наиболее серьезным показателем антинародной деятельности руководства Минздрава и его подведомственных структур стало заражение в июле в Национальном научном центре материнства и детства более 30 детей гепатитом С. Многочисленные коррупционные скандалы в Минздраве и Министерстве образования также надо отнести к явным провалам. Таким образом, две наиважнейшие социальные сферы оказались в руках министров, которые не занимаются их развитием.
В данной десятке также оказались два акима Нурлан Ногаев и Архимед Мухамбетов. Первый из них дал добро на строительство комплекса по переработке нефтяных отходов (нефтемогильника) на территории Кирсановского заповедника. Выступление против этого шага со стороны местной общественности привело в июле этого года к инциденту с обвинением Ногаева со стороны бизнесмена Барлыка Мендыгазиева в превышении служебных полномочий и связи с криминалом. Последующие жесткие меры областных властей в отношении Мендыгазиева демонстрируют отсутствие гибкости у акима ЗКО и его ближайшего окружения в отношениях с местным населением и бизнес-сообществом.
Относительно Мухамбетова следует отметить негативное влияние фактора деятельности на территории вверенной ему области «СНПС-Актобемунайгаз» и других компаний с участием китайского капитала. Частые конфликты между работниками данных предприятий из числа местных жителей и представителями администрации в лице граждан КНР фактически проходят без должного внимания со стороны региональных властей. Например, в июне этого года о притеснении со стороны руководства заявили работники буровой компании «Китайская стена». В результате в Актюбинской области при откровенном попустительстве властей сохраняются риски проявления социальной и межэтнической напряженности. При всем этом у обеих рассматриваемых областей Западного Казахстана за последнее время не наблюдается каких-либо явных достижений в развитии.
Завершает десятку лидеров антирейтинга премьер-министр Серик Ахметов. Очевидно, что против него говорят совокупные показатели провальных и непопулярных в обществе результатов деятельности подчиненных ему членов правительства. За менее чем год пребывания Ахметова на посту премьера возглавляемое им правительство своими соответствующими действиями способствовало серьезному ухудшению социального самочувствия населения Казахстана. При этом откровенное проявление безответственности главы правительства за провалы в работе своих подчиненных проецируется на главу государства с риском нарастания критики и недовольства в его адрес.
Общие итоги и выводы
Примечательно, что по степени служения интересам народа только аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев вышел на уровень выше среднего (от 4 баллов). Остальные исследуемые персоны разделились в рамках данного критерия на две равные группы (по 33 человека), набравших 2-2,99 и 3-3,92 баллов.
Вместе с тем по степени наличия провалов в процессе своей работы 33 представителя государственной элиты заняли позиции, соответствующие показателям от – 4 до – 5,98 баллов. Причем в их число попали и некоторые лидеры предыдущего рейтинга, что свидетельствует о неоднозначном восприятии их персональной деятельности.
В целом, результаты проведенного исследования показывают, что провалы в процессе профессиональной деятельности ряда высокопоставленных чиновников фактически являются отражением низкого уровня ориентации данной деятельности на интересы широких слоев населения.
Причем наиболее всего это характерно для представителей центрального звена системы государственной власти и управления. Как показывает практика, последним легко возложить ответственность за всевозможные провалы и инциденты на руководство подчиненных им территориальных подразделений или подведомственных структур, оставаясь самим в стороне. Особенно это касается большинства вице-премьеров, кураторство которых над ключевыми направлениями политики государства в экономике и социальной сфере фактически размывают их персональную ответственность за положение дел в данных направлениях.
Нужно признать, что определенную дистанцированность от населения, его нужд и интересов демонстрируют также некоторые региональные акимы. В свою очередь, это отрицательно отражается как на их работе и ее результатах, так и на развитии руководимых ими регионов. Вместе с тем такое положение дел относительно всего корпуса соответствующих акимов, судя по представленным оценкам экспертов, является скорее исключением из правил, нежели самим правилом.
В ближайшее время Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» представит вниманию широкой общественности результаты Рейтинга восприятия высокопоставленных представителей государственной элиты Казахстана по другим оценочным критериям.
Просмотров (1860)