Рейтинг жалоб населения на государственные структуры Казахстана
В процессе своей жизнедеятельности многим гражданам и частным юридическим лицам Казахстана приходится периодически взаимодействовать с различными государственными органами, учреждениями и организациями по тем или иным вопросам. Зачастую они связаны с оказанием населению соответствующими государственными структурами определенных услуг.
Вместе с тем имеется достаточно случаев ненадлежащего, недобросовестного и неуважительного отношения различных госорганов и их сотрудников к гражданам. В том числе несвоевременное и некачественное предоставление им тех или иных услуг, нарушения их прав и законных интересов, необоснованные отказы или отписки в рассмотрении и решении каких-либо вопросов, вымогательство определенными чиновниками у обратившихся к ним граждан взяток за быстрое и положительное решение данных вопросов и т.д. Все это вынуждает граждан писать и направлять в различные инстанции, вплоть до Президента Республики Казахстан, жалобы и обращения на различные действия или бездействие должностных лиц соответствующих государственных органов, учреждений и организаций.
В связи с этим исследовательское агентство «Рейтинг.kz» в рамках сотрудничества с общественным объединением «Казпотребнадзор» провело исследование, направленное на выявление количественных и качественных показателей жалоб и обращений граждан в отношении государственных структур Казахстана.
За основу исследования были взяты соответствующие статистические показатели, представленные в ежегодных отчетах о деятельности Уполномоченного по правам человека РК (с данными документами можно ознакомиться на официальном сайте УПЧ — http://www.ombudsman.kz/publish/docs/doklad_zhyl/ — прим.). Следует отметить, что этот институт был учрежден Указом Президента от 19 сентября 2002 года. В его основные обязанности входит наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и принятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав и свобод.
Учитывая, что отчеты о деятельности Уполномоченного по правам человека РК публикуются с 2003 года, то приведенные в них данные позволяют продемонстрировать динамику соответствующих показателей жалоб и обращений граждан к рассматриваемому должностному лицу в период с 2003 по 2011 гг.
Исследование проводилось в отношении 13 групп вопросов, ставших предметами жалоб и обращений граждан на различные государственные структуры. В качестве рейтингового показателя взято округленное среднеарифметическое значение, полученное путем суммирования статистических показателей по каждой из групп вопросов и последующего деления полученного числа на количество лет, за которые
Таким образом, в число наиболее значимых вопросов, которые составили содержание жалоб и обращений граждан к Уполномоченному по правам человека на действия и/или бездействие различных государственных органов, учреждений и организаций в период с 2003 по 2011 гг., следует отнести:
- Действия и бездействие правоохранительных органов (290,4)
- Пенсии, пособия, материальная помощь, компенсации, социальные льготы, права инвалидов и военнослужащих, иные вопросы социального обеспечения (112,2)
- Действия и бездействие акимов, иных должностных лиц органов исполнительной власти (110,8)
- Жилищные вопросы (107,7)
- Неисполнение судебных решений (63,2)
- Действия и бездействие судебных органов (59,7)
В отношении правоохранительных органов предметы жалоб и обращений граждан в течение рассматриваемого периода практически остались неизменными:
При этом наибольшее количество жалоб поступает в отношении сотрудников внутренних дел. В частности, согласно отчету о деятельности Уполномоченного по правам человека РК за 2008 год, из общего количества поступивших в данном году соответствующих жалоб и обращений 130 подано на действия и/или бездействие сотрудников органов внутренних дел, 12 — финансовой полиции, 11 – прокуратуры, 10 – Комитета национальной безопасности РК.
По жалобам и обращениям к Уполномоченному по правам человека по вопросам социального обеспечения и социальной защиты населения их предметы выглядят следующим образом:
Очевидно, что, несмотря на определенные положительные достижения в результате принятых в течение рассматриваемого периода в сфере социальной политики государства мер, механизмы социальной защиты представителей социально уязвимых слоев населения Казахстана остаются несовершенными и создают в процессе своего функционирования те или иные проблемы для соответствующих граждан.
Характер действий и бездействия чиновников исполнительных органов власти, послуживших основанием обращений граждан к Уполномоченному по правам человека, также остается в целом без изменений. Изменения касаются только расширения конкретных моментов для выражения претензий граждан к работе соответствующих государственных органов и их должностных лиц:
При этом наибольшие недостатки и нарушения прав и законных интересов граждан как потребителей государственных услуг наиболее всего имеют место в работе местных исполнительных и представительных органов. Об этом свидетельствует динамика соответствующих показателей, взятых из отчетов Уполномоченного по правам человека, в 2007-2011 гг.:
Очевидно, что преобладание жалоб в отношении местных государственных органов обусловлено тем, что именно им в силу своего административно-территориального уровня приходится постоянно взаимодействовать с жителями соответствующих городских и сельских населенных пунктов. Вместе с тем, судя по приведенному выше общему количеству жалоб и обращений граждан на действия и бездействие сотрудников центральных исполнительных органов, уровень их взаимодействия с гражданами и оказания им государственных услуг выглядит не намного лучше.
Жалобы и обращения граждан к Уполномоченному по правам человека по жилищным вопросам, как правило, касаются, следующих моментов:
Очевидно, что в условиях наблюдаемого в Казахстане серьезного демографического роста положительное решение именно жилищного вопроса является наиболее актуальным. По официальным статданным, только за последние 5 лет численность населения республики увеличилась с 15,3 до 16,6 млн. человек. И это притом, что многие граждане в силу разных обстоятельств лишены нормальных жилищных условий и даже вообще собственного жилья. В этих условиях особенно недопустимо, чтобы решение жилищных вопросов в пользу тех или иных граждан тормозилось из-за ненадлежащей, некачественной и недобросовестной работы ответственных за это государственных органов и их должностных лиц.
Большой блок вопросов, отраженных в жалобах и обращениях граждан к Уполномоченному по правам человека, связан с работой судов и судебных исполнителей в процессе судопроизводства и исполнения судебных решений.
Следует отметить, что преимущественно неисполнение решений судов касается вопросов взыскания денежного долга, задолженности по алиментам на содержание детей, заработной плате, возмещения морального вреда и материального ущерба, причиненного здоровью граждан в результате преступления либо травмы, полученной на производстве, и т.д.
Наименьшие позиции в представленном рейтинге имеют жалобы и обращения граждан к Уполномоченному по правам человека в РК по таким вопросам, как:
- Нарушение прав оралманов (7,9,)
- Нарушение прав предпринимателей (7)
- Право на благоприятную окружающую среду (3).
В первых двух случаях соответствующие рейтинговые показатели обусловлены недостаточной активностью представителями рассматриваемых категорий граждан относительно обращения к Уполномоченному по правам человека. Показательно, что от оралманов самое большее количество жалоб (14) поступило в 2005 году, а от предпринимателей – 16 в 2011 году. Скорее всего, предприниматели предпочитают по поводу решения возникших в процессе их деятельности проблем обращаться в другие государственные органы. Тогда как оралманы в своем большинстве могут просто не знать о своих правах и возможностях, связанных с обращением к Уполномоченному по правам человека.
- обеспечения максимальной прозрачности (транспарентности) в своей деятельности;
- улучшения доступности и качества оказываемых ими услуг гражданам и частным юридическим лицам;
- обеспечения внимательного и уважительного отношения сотрудников соответствующих государственных структур к своим посетителям, а также неукоснительного выполнения ими своих непосредственных служебных обязанностей.
__________________________________________________________
[1] С 2007 года учитываются совокупные показатели по вопросам «Социальное обеспечение по различным основаниям» и «Назначение и выплата пенсий». В отчете УПЧ за 2008 год приведены данные только по обращениям относительно пенсионного обеспечения
[2] С 2007 года рассматривается в совокупности с показателями по вопросу «Пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание»
[3] С 2007 года учитываются совокупные показатели по вопросам «Вопросы администрирования в центральных исполнительных органах» и «Вопросы администрирования в местных исполнительных и представительных органах». В отчете УПЧ за 2008 год приведены данные только по обращениям в отношении местных исполнительных органов
[4] До 2007 года рассматривалось в совокупности с показателями по вопросу «Право на благоприятную окружающую среду»
Просмотров (1330)