Рейтинг представленности регионов* во власти
 Методология. Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» в рамках проекта по выявлению характеристик и состава политической элиты Казахстана предоставляет общественности «Рейтинг представленности регионов во власти».
Методология. Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» в рамках проекта по выявлению характеристик и состава политической элиты Казахстана предоставляет общественности «Рейтинг представленности регионов во власти».
Исследование проведено посредством обобщения и анализа общедоступной информации о регионах рождения действующих политиков. Сбор данных производился из открытых интернет — источников. С таблицей информации о месте рождения политиков можно ознакомиться в приложении.
Результаты настоящего исследования высчитаны на основании информации о месте рождения 232 политиков различного ранга. За каждого уроженца области, представленного в высших эшелонах власти, региону начислялось определенное количество баллов (от 1 до 20). Количество баллов зависело от значимости текущей должности политика (см. таблицу).
- Представленность региона-лидера (Алматинская область) во власти с учетом численности населения в 9,5 раз выше, чем региона-аутсайдера (Мангистауская область).
- Западный регион представлен во власти преимущественно политиками из Атырауской и Актюбинской области; уроженцев ЗКО и Мангистауской области в высших эшелонах практически нет.
- Все северные регионы (СКО, Павлодарская и Костанайская области) и ВКО в настоящее время входят в число аутсайдеров по представленности во власти относительно численности населения.
- В количественном выражении число политиков, родившихся в России (9 политиков), во власти больше, чем уроженцев: Мангистауской области (2 политика), ЗКО (5 политиков), СКО (5 политиков) и города Астана (3 политика) и столько же, сколько от ВКО, Костанайской и Павлодарской областях (по 9 политиков в каждом из трех регионов).
 Высокое место Алматинской области объясняется, главным образом, происхождением действующего президента из этого региона. Подтверждением этого служит тот факт, что многие из политиков-уроженцев алматинской области родились с Президентом в одном районе. Стремление Главы государства окружить себя соратниками с малой Родины представляется логичным. В той или иной мере данная практика используется лидерами многих странах мира. К примеру, в России, после прихода к власти Путина, в разы увеличилась доля уроженцев Санкт-Петербурга в высших эшелонах власти.
Из числа влиятельных уроженцев Алматинской области во власти следует выделить, прежде всего, Председателя КНБ Нуртая Абыкаева и Спикера Сената Кайрата Мами (влиятельность должностей обоих политиков оценена в 10 баллов). Текущие должности указанных политиков свидетельствуют об очень высоком доверии к ним со стороны Президента. Уроженцами Алматинской области являются также: Управляющий делами Президента, Председатель счетного комитета, аким Алматы и четыре действующих министра.
Высокое положение Атырауской и Актюбинской области обусловлено рад факторов:
Высокое место Алматинской области объясняется, главным образом, происхождением действующего президента из этого региона. Подтверждением этого служит тот факт, что многие из политиков-уроженцев алматинской области родились с Президентом в одном районе. Стремление Главы государства окружить себя соратниками с малой Родины представляется логичным. В той или иной мере данная практика используется лидерами многих странах мира. К примеру, в России, после прихода к власти Путина, в разы увеличилась доля уроженцев Санкт-Петербурга в высших эшелонах власти.
Из числа влиятельных уроженцев Алматинской области во власти следует выделить, прежде всего, Председателя КНБ Нуртая Абыкаева и Спикера Сената Кайрата Мами (влиятельность должностей обоих политиков оценена в 10 баллов). Текущие должности указанных политиков свидетельствуют об очень высоком доверии к ним со стороны Президента. Уроженцами Алматинской области являются также: Управляющий делами Президента, Председатель счетного комитета, аким Алматы и четыре действующих министра.
Высокое положение Атырауской и Актюбинской области обусловлено рад факторов:
- Покровительством Главы АП Аслана Мусина ряда политиков из этих регионов;
- Происхождением из регионов нескольких относительно самостоятельно сформировавшихся влиятельных политиков (прежде всего Имангали Тасмагамбетова и Марата Тажина);
- Невысокой численностью населения этих областей;
- Негласной квотой для уроженцев западного региона во власти (как видно из результатов исследования, представленность группы западных регионов во власти обеспечивается в основном за счет Актюбинской и Атырауской области, а Мангистау и ЗКО почти не имеют представительства на центральном уровне).
 Город Алматы представлен в высших эшелонах власти преимущественно молодыми политиками (исключение составляет Глава МЧС Владимир Божко). Многие из коренных алматинцев во власти являются детьми советской элиты. Их происхождение способствовало получению хорошего образования и воспитания. Сравнительно малый средний возраст алматинцев во власти обуславливает их высокий политический потенциал в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Многие из них на данном этапе занимают должности среднего уровня. Например, три из 10 действующих руководителей Агентств РК являются уроженцами Алматы. Подобные должности могут стать хорошим трамплином для дальнейшего карьерного роста. При этом стоит учитывать, что многие из уроженцев Алматы во власти, имеют корни в алматинской области, например заместители руководителя АП Бауыржан Байбек и Бахыт Султанов. Данный факт во многом обуславливает круг их политических соратников и динамику продвижения по вертикали власти. Следует ожидать, что доля алматинцев во власти с течением времени будет увеличиваться.
В ходе анализа информации, неординарная и уникальная ситуация прослеживается вокруг политиков из Акмолинского региона. Область является безусловным лидером по представленности в Парламенте. При этом в высшем руководстве центральных исполнительных органов нет ни одного уроженца данного региона.
Город Алматы представлен в высших эшелонах власти преимущественно молодыми политиками (исключение составляет Глава МЧС Владимир Божко). Многие из коренных алматинцев во власти являются детьми советской элиты. Их происхождение способствовало получению хорошего образования и воспитания. Сравнительно малый средний возраст алматинцев во власти обуславливает их высокий политический потенциал в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Многие из них на данном этапе занимают должности среднего уровня. Например, три из 10 действующих руководителей Агентств РК являются уроженцами Алматы. Подобные должности могут стать хорошим трамплином для дальнейшего карьерного роста. При этом стоит учитывать, что многие из уроженцев Алматы во власти, имеют корни в алматинской области, например заместители руководителя АП Бауыржан Байбек и Бахыт Султанов. Данный факт во многом обуславливает круг их политических соратников и динамику продвижения по вертикали власти. Следует ожидать, что доля алматинцев во власти с течением времени будет увеличиваться.
В ходе анализа информации, неординарная и уникальная ситуация прослеживается вокруг политиков из Акмолинского региона. Область является безусловным лидером по представленности в Парламенте. При этом в высшем руководстве центральных исполнительных органов нет ни одного уроженца данного региона.
 Широко представлены во власти Кызылординская, Карагандинская и Жамбылская области (6,7 и 8 места соответственно). Уроженцы данных регионов присутствуют, как в структуре центральной исполнительной власти, так и в представительных органах.
Уроженцы других регионов представлены во власти значительно меньше. Объективные причины такой ситуации есть только в случае с Астаной. Город имеет особый статус сравнительно недавно и до переноса столицы не мог рассматриваться в качестве «кузницы кадров» для республиканской элиты.
Широко представлены во власти Кызылординская, Карагандинская и Жамбылская области (6,7 и 8 места соответственно). Уроженцы данных регионов присутствуют, как в структуре центральной исполнительной власти, так и в представительных органах.
Уроженцы других регионов представлены во власти значительно меньше. Объективные причины такой ситуации есть только в случае с Астаной. Город имеет особый статус сравнительно недавно и до переноса столицы не мог рассматриваться в качестве «кузницы кадров» для республиканской элиты.
 Вопреки распространенному мнению, результаты исследования фиксируют не высокую, а среднюю представленность ЮКО в высших эшелонах власти. Это объясняется выбранной методикой, которая основана не на абсолютных, а относительных значениях с учетом численности населения (в ЮКО она самая высокая среди всех регионов). Еще одно объяснение неожиданного результата ЮКО – не учет в рамках настоящего исследования происхождения управленцев из структуры ФНБ «Самрук Казына» и национальных компаний. В околополитической среде распространено мнение о том, что после назначения в «Самрук» Умирзака Шукеева, большинство ключевых должностей в Фонде заняли уроженцы ЮКО и Костанайской области аффилированные с Шукеевым. В рамках будущих исследований ИА «Рейтинг.kz» намеренно проверить эту информацию и обнародовать результаты.
Вопреки распространенному мнению, результаты исследования фиксируют не высокую, а среднюю представленность ЮКО в высших эшелонах власти. Это объясняется выбранной методикой, которая основана не на абсолютных, а относительных значениях с учетом численности населения (в ЮКО она самая высокая среди всех регионов). Еще одно объяснение неожиданного результата ЮКО – не учет в рамках настоящего исследования происхождения управленцев из структуры ФНБ «Самрук Казына» и национальных компаний. В околополитической среде распространено мнение о том, что после назначения в «Самрук» Умирзака Шукеева, большинство ключевых должностей в Фонде заняли уроженцы ЮКО и Костанайской области аффилированные с Шукеевым. В рамках будущих исследований ИА «Рейтинг.kz» намеренно проверить эту информацию и обнародовать результаты.
 Стоит отметить, что в число регионов с низким уровнем представленности во власти входят все северные области (СКО, Костанайская и Павлодарская области), ВКО, а также ЗКО и Мангистауская область.
Представительство двух последних областей на центральном уровне ограничивается только депутатами Парламента. В обоих регионах местную исполнительную власть возглавляют выходцы из других регионов.
Стоит отметить, что в число регионов с низким уровнем представленности во власти входят все северные области (СКО, Костанайская и Павлодарская области), ВКО, а также ЗКО и Мангистауская область.
Представительство двух последних областей на центральном уровне ограничивается только депутатами Парламента. В обоих регионах местную исполнительную власть возглавляют выходцы из других регионов.
 
 Судя по полученным результатам, при рекрутировании элит региональный фактор учитывается в недостаточной степени. Это создает множество рисков для политической стабильности.
В мировой практике были многократные случаи, когда недооценка регионального фактора при формировании политической элиты, приводила к расколу в обществе. Например, засилье питерцев во власти стало одной из причин снижения рейтинга тандема Путин-Медведев в последние годы в России.
Кроме того, низкое представительство региона во власти:
Судя по полученным результатам, при рекрутировании элит региональный фактор учитывается в недостаточной степени. Это создает множество рисков для политической стабильности.
В мировой практике были многократные случаи, когда недооценка регионального фактора при формировании политической элиты, приводила к расколу в обществе. Например, засилье питерцев во власти стало одной из причин снижения рейтинга тандема Путин-Медведев в последние годы в России.
Кроме того, низкое представительство региона во власти:
- Является предпосылкой для роста сепаратистских настроений в соответствующих областях;
- Осложняет процесс оперативного решения насущных проблем региона;
- Способствует обособлению региональных элит;
- Снижает легитимность действующего политического режима в «обделенных» регионах;
- Провоцирует рост миграционных настроений (в Казахстане это особенно актуально для северных регионов и ВКО).

 
 
 



