Новейшие школы идеалистической философии
Существует преемственная связь между выступлениями Герцена против эмпиризма, за прочный союз философии и естествознания и работами Чернышевского, направленными против естествоиспытателей, попадающих в тенета агностицизма, о котором Чернышевский говорпл, что это «чепуха, залетевшая в головы простофиль-натуралистов пз идеалистических систем философии». Чернышевский пошел дальше своих предшественников в России. Он безоговорочно считал философский материализм единственным мировоззрением, подтвержденным наукой и жизнью.
В. И. Ленин выделяет эту черту, отмечая, что «Чернышевский называет метафизическим вздором всякие отступления от материализма и в сторону идеализма и в сторону агностицизма». Он говорит о борьбе Чернышевского против «жалкого вздора неокантианцев, позитивистов, махистов и прочих путаников». Он говорит о борьбе Чернышевского против «жалкого вздора неокантианцев, позитивистов, махистов и прочих путаников».
Эта характеристика, данная в «Материализме и эмпириокритицизме», весьма важна: она указывает главпые школы идеализма, в борьбе против которых марксисты выступили вместе с другими сторонниками материалистического мировоззрения. Можно без преувеличения сказать, что лишь в России материалисты из числа немарксистов в конце XIX века смогли выступить против этих новейших школ идеалистической философии.