Рейтинг качества работы акиматов областей, городов республиканского подчинения и акиматов областных центров (скоординированный)

Автор: editor. Дата: . Опубликовано в Политические, Социальные

В апреле 2014 года Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно качества работы акиматов областей и городов республиканского подчинения за первый квартал 2014 года. Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 40 экспертов, представляющих сферу бизнеса, неправительственные организации и аналитическое сообщество.

В рамках исследования была учтена значимость 11 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов. Оценка проводилась с использованием 11-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «11» (наибольший) баллов.

Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены  арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.

По результатам исследования, экспертами была предложена следующая градация критериев оценки качества работы акиматов по степени значимости:  

Факторы

Поддержание политической стабильности, минимизация социальной и трудовой конфликтности
Успехи в экономическом развитии региона
Развитие малого бизнеса
Реализация региональных социальных программ
Развитие потенциала региона  (инновационный потенциал, транзитный потенциал, приграничное  сотрудничество, туризм и др.)
Способность к взаимодействию с центральными органами власти
Поддержание «обратной связи» с населением региона, уровень доверия населения
Транспарентное взаимодействие с институтами общественного контроля
Личные и профессиональные качества акима
Фигурирование региона в коррупционных скандалах
Перспективы дальнейшего карьерного роста акима
 

По сравнению с прошлым отчетом за 2013 год градация критериев оценки работы акимов по степени значимости факторов не изменилась – эксперты продолжают считать поддержание политической и социальной стабильности, а также экономическое развитие регионов главными индикаторами работы акимов.

В соответствии с этими критериями качество работы областных акиматов в первом квартале 2014 года было оценено следующим образом:  

Таким образом, согласно оценкам экспертов, сформировалась следующая пятерка лидеров:

 

  1. г. Астана (Имангали Тасмагамбетов) – 4,10 балла.
  2. Восточно-Казахстанская область (Бердибек Сапарбаев)– 4,02 балла.
  3. Кызылординская область (Крымбек Кушербаев) – 4,01 балла.
  4. г. Алматы (Ахметжан Есимов) – 3,97 балла.
  5. Павлодарская область (Канат Бозумбаев) – 3,80 балла.
 

По результатам работы в первом квартале 2014 года акимат города Астаны вышел на первое место. Этот рост был достигнут за счет таких показателей как «успехи в экономической развитии региона» и «реализация региональных социальных программ». Астана сегодня переживает инвестиционный и строительный бум, сопоставимый с докризисными 2006 и 2007 годами. Фактически весь город превратился в самую большую строительную площадку страны, поражая динамикой роста.

На эффективности работы акимата не сказались общие экономические трудности первого квартала 2014 года. Однако критику горожан вызвала низкая готовность городских служб к реагированию на весенний паводок. Их бездействие при подтоплении домов привело даже к акции протеста, в ходе которой горожанами был на некоторое время перекрыт мост через реку Ишим. Отметили эксперты и все еще сохраняющиеся проблемы в решении вопросов дольщиков – более того, жесткое реагирование силовых структур на несанкционированный митинг жильцов комплекса «Махаббат» было растиражировано всеми республиканскими СМИ и нанесло существенный удар по имиджу акимата. Позднее обострилась другая проблема – качество дорожного покрытия на многих городских магистралях пришло в неудовлетворительное состояние из-за отсутствия системы контроля при укладке покрытия в прошлом году. В целом акиму города Имангали Тасмагамбетову необходимо сделать выводы из возникающих провалов в работе акимата. К слову и апрельская критика со стороны Президента также фиксировала внимание на этих проблемах.  

Восточно-Казахстанская область незначительно «просела» в рейтинге и отошла на второе место. Главный упрек работе акимата – трудовой конфликт на Артемьевском руднике корпорации «Казахмыс». Решение конфликта было достигнуто только после личного вмешательства акима области Бердибека Сапарбаева. Соответственно, должны быть сделаны соответствующие организационные и кадровые выводы – аким области должен предпринимать такие действия в исключительных случаях. Оперативность реагирования сотрудников акимата на возникающие социальные и трудовые конфликты должна быть повышена. В идеале необходима их профилактика до выхода в острую фазу. Разрешение конфликта в очередной раз подчеркнуло профессиональные качества акима области, но продемонстрировало недостатки в региональной системе мониторинга трудовых конфликтов и споров.  

Третью строчку в рейтинге удерживает акимат Кызылординской области. Команде Крымбека Кушербаева удалось сохранить темпы социально-экономического развития региона, несмотря на негативные макроэкономические события. Акимат продолжил работы по реконструкции аэропорта «Коркыт ата», завершаются подготовительные работы к запуску ряда социально-значимых объектов. Продолжено развитие площадок для малого бизнеса вдоль основных транспортных коридоров области. Определенные риски для акимата представляла угроза сезонного паводка, однако, в отличие от северных областей страны, его масштабы оказались невелики.  

Четвертую строчку в рейтинге занял акимат города Алматы. Несмотря на то, что основные проблемы развития города далеки от решения (экология, транспортная инфраструктура и т.п.), акимат в первом квартале 2014 года смог добиться ряда важных результатов:

  • Территория города была увеличена на 23 тысячи гектаров;
  • Акимат, совместно с силовиками, смог быстро блокировать радикальные оппозиционные акции, вызванные девальвацией тенге, и установить рациональный контроль, несмотря на то, что обстановка в городе после девальвации была самой сложной в стране;
  • В течение всего зимнего периода нареканий к работе городских коммунальных служб было меньше, а с завершением отопительного сезона резко интенсифицировался ремонт аварийной инфраструктуры;
  • Акимат продемонстрировал открытость и последовательность в обсуждении инициативы по созданию горнолыжного курорта «Кок Жайлау».

Все вместе это указывает на достаточно прочные позиции акима Ахметжана Есимова, наличие взаимопонимания между акиматом Алматы и «Ак Ордой». В последние месяцы акимат демонстрирует открытость, готовность обсуждать с людьми самые сложные вопросы. В тоже время отрыв от ближайших преследователей остается незначительным, и в случае снижения темпов работы команды акима эксперты могут понизить и рейтинговые показатели.  

Павлодарская область продемонстрировала самый динамичный рост рейтинга в первом квартале 2014 года – с 13 на 5 место. Назначение Каната Бозумбаева и арест Ерлана Арына оздоровили работу акимата. Существенно повысилась динамика принятия административных решений, транспарентность работы акимата. В актив новому акиму пошло и достижение взаимопонимания с корпорацией ENRC по увеличению средств, направляемых на корпоративную социальную ответственность в регионе.

В тоже время процесс реанимации области еще только набирает обороты. Областному акимату необходимо решить множество вопросов: от дефицита квалифицированных управленческих кадров в районах, до повышения интенсивности приграничного сотрудничества в рамках Таможенного союза.  

Среднюю группу региональных акиматов сформировали:

  1. Мангистауская область (Алик Айдарбаев) – 3,78 балла.
  2. Атырауская область (Бактыкожа Измухамбетов) – 3,76 балла.
  3. Южно-Казахстанская область (Аскар Мырзахметов) – 3,75 балла.
  4. Карагандинская область (Бауржан Абдишев) – 3,56 балла.
  5. Алматинская область (Ансар Мусаханов) – 3,55 балла.
  6. Западно-Казахстанская область (Нурлан Ногаев) – 3,46 балла.
 

Акимат Мангистауской области возглавил группу «середнячков», несмотря на отдельные эпизоды социальных и трудовых конфликтов:

  • Забастовка сотрудников ТОО «Techno Trading»;
  • Митинг жителей села Жетыбай с требованием предоставления работы в нефтедобывающих компаниях.

Оперативное реагирование команды акима, и лично Алика Айдарбаева, на возникающие конфликты стало своеобразной «визитной карточкой» региона. В тоже время необходимо понимать, что ситуативное реагирование не решает базовых причин возникновения протестности. А потому должно быть уделено внимание их профилактике.

В активе команды акимата – повышение транспарентности, реализация ряда социально-психологических программ для пострадавших в результате жанаозенских событий. В феврале было впервые проведено онлайн-интервью акима области с населением.  

Атыраускому областному акимату не удалось обеспечить рост рейтинговых показателей. Область до сих пор преодолевает негатив от работы команды Бергея Рыскалиева. Кроме того, сложности в первом квартале 2014 года были связаны с забастовкой работников подрядной организации «Тенгизшевройл». Определенные сложности возникают и с задержкой коммерческой добычи нефти на проекте Кашаган, с которой связывался ряд целевых параметров развития области – в первую очередь появления новых рабочих мест.

В текущей ситуации акимату удается обеспечивать социальную стабильность за счет перераспределения высвобождающейся рабочей силы на другие проекты.  

Акимат Южно-Казахстанской области также не продемонстрировал роста рейтинговых показателей. Более того, по итогам первого квартала 2014 года эксперты признали акимат лидером наиболее негативного критерия — «фигурирование региона в коррупционных скандалах», хотя в количественном отношении (- 4,12 балла) отрыв от Павлодарской области получился небольшим (- 4,07 балла).

В первом квартале 2014 года было зафиксировано несколько всплесков социальной напряженности:

  • Перебои с подачей газа потребителям в период отопительного сезона;
  • Блокирование здания акимата области гражданами с требованием выдачи актов на земельные участки, ранее предоставленные для жилищного строительства.

Команде акима удалось достаточно оперативно решить эти вопросы. Однако сама причина появления данных проблем кроется в недоработках акимата, и они могли бы быть сняты до обострения. Представляется, что в перспективе команде акимата необходимо изменить принципы работы, ведь создание Шымкентской агломерации (в соответствии с поручением Президента) потребует принятия управленческих решений на новом качественном уровне.  

Снижение позиции акимата Карагандинской области объясняется факторами чрезвычайного порядка – трагедией в поселке Кокпекты из-за прорыва дамбы. Кроме того за первый квартал в регионе было зафиксировано несколько социальных и трудовых споров:

  • Акция протеста против повышения тарифов общественного транспорта;
  • Забастовка водителей автобусов в Караганде;
  • Забастовка сотрудников ТОО «KZ ELTO».

Продолжает оставаться сложной проблемой социальная ситуация в многочисленных моногородах области. Акиматом предпринимаются усилия по разработке программ перепрофилирования производств, но получить отдачу от них можно будет только в долгосрочной перспективе. На социальный фон области оказывает негативное влияние и сохраняющаяся обстановка на мировых рынках черных и цветных металлов. Основные доноры Карагандинской области – корпорации «Казахмыс» и «АрселорМиттал Темиртау», — вынуждены сокращать издержки в первую очередь через сокращения штатов.  

Акимат Алматинской области опустился на одну строчку в рейтинге. Сказалось влияние на социальную обстановку сезонного характера региональной экономики – в зимний период сложно ожидать экономических успехов в сельском хозяйстве, строительстве и дорожно-инфраструктурных проектах. Также сохраняется низкая динамика в развитии центра приграничной торговли «Хоргос». Регион явным образом нуждается в появлении новых точек роста, которые могли бы вывести областной акимат из-под «тени» статуса всего лишь «пригородных территорий Алматы». Кстати, на это областному акимату неявным образом намекнула и «Ак Орда», когда передала Алматы 23 тысячи гектаров, по всей видимости, сочтя, что городской акимат сможет развивать их более эффективно, чем областной. Особенно с учетом возможностей города и программы стратегического развития Алматинской агломерации.  

Акимат Западно-Казахстанской области смог мобилизоваться в первом квартале 2014 года и вырваться из группы аутсайдеров. Необходимо отметить, что обстановка в области в этот период продолжала оставаться сложной: был убит известный бизнесмен, акимы пяти сельских округов были заподозрены в растрате бюджетных средств. Да и сам аким области оказался в эпицентре информационных атак.

Тем не менее, был предпринят ряд шагов, позволивших переломить ситуацию: произведено омоложение команды акимата, убийство бизнесмена было оперативно раскрыто, минимизированы риски чрезвычайных ситуаций в период паводка. Все это позволило вырваться из группы отстающих регионов.  

И, наконец, аутсайдеры рейтинга областных акиматов:

  1. Жамбылская область (Карим Кокрекбаев) – 3,41 балла.
  2. Костанайская область (Нуралы Садуакасов) – 3,39 балла.
  3. Акмолинская область (Косман Айтмухаметов) – 3,38.
  4. Актюбинская область (Архимед Мухамбетов) – 3,38 балла.
  5. Северо-Казахстанская область (Самат Ескендиров) – 3,37 балла.
 

Открывает группу аутсайдеров акимат Жамбылской области. После смены акима необходимо время, чтобы работа акимата восстановилась в прежнем темпе. Перед регионом продолжают стоять достаточно острые социальные проблемы: высокая доля самозанятых, неразвитость социальной инфраструктуры и вытекающий отсюда дефицит квалифицированной рабочей силы.

Определенным успехом акимата может считаться достижение договоренности с ФНБ «Самрук-Казына» о создании в Жамбылской области химического кластера.  

Костанайская область также потеряла одну строчку в рейтинге. За первый квартал 2014 года акимат области не смог отмобилизоваться. К числу основных проблем региона следует отнести высокий износ коммунальной инфраструктуры. Сохраняется низкая динамика реализации региональных проектов в рамках ГП ФИИР, что становится особенно заметным на фоне сезонного спада в традиционно сильном агропроме области. Акимат по-прежнему недостаточно эффективно использует потенциал приграничного сотрудничества.  

Существенно понизились показатели акимата Акмолинской области. В числе основных причин:

  • сильная зависимость от сезонного фактора в сельском хозяйстве;
  • взрыв на руднике в Степногорске;
  • волна информационных атак на акима области.

В условиях однобокой аграрной специализации региона акимату необходимо сделать ставку на диверсификацию региональной экономики: туристический кластер, обслуживание транспортных потоков (замкнутых на Астану), стимулирование частного строительства. Для такого рывка местным властям необходимо пересмотреть отношение к малому и среднему бизнесу, предоставить соответствующие стимулы. Кроме того, область просто не может игнорировать фактор Астаны – столица уже сейчас сопоставима с областью по демографическому потенциалу. Она становится серьезным рынком для региональных производителей: от сельхозпродукции, до строительных материалов.  

Акимат Актюбинской области не смог подняться с предпоследнего места в рейтинге. Несмотря на то, что область обладает серьезнейшим потенциалом практически во всех секторах экономики, эффективность его использования оказывается не на высоком уровне.

Кроме того, необходимо учитывать и специфику проектов, реализуемых в области. Большинство из них относится к крупным промышленным производствам, сроки запуска которых, как правило, занимают от 3 до 5 лет, характеризуются высокой капиталоемкостью и предполагают длительные сроки окупаемости. Соответственно, акимату необходимо выравнивать дисбаланс между макропроектами и поддержкой малого и среднего бизнеса.

Кроме того, команде акимата необходимо кардинально менять стиль работы в условиях предполагаемого формирования агломерации на базе города Актобе, которая должна будет стать локомотивом развития для всего запада страны.  

Акимат Северо-Казахстанской области вновь оказался на последнем месте в рейтинге по итогам первого квартала 2014 года. В условиях сезонного спада в сельском хозяйстве основное внимание экспертов было привлечено к реализации других региональных проектов: карты индустриализации, программы жилищного строительства, развитию транзитного потенциала области, приграничному сотрудничеству.

Определенный негатив в первом квартале был связан с развитием жилищно-коммунальной сферы: были зафиксированы факты коррупции при взаимодействии с подрядчиками, митинг жителей Петропавловска, не согласных с размерами компенсации за изымаемые под государственные нужды земельные участки.

Учитывая скромный потенциал региона акимату необходимо форсировать вопросы развития малого предпринимательства, усилить работу по борьбе с коррупцией и профилактику социальных конфликтов.  

Определенной новацией данного рейтинга является параллельное исследование эффективности работы акиматов областных центров. В рамках данного проекта было опрошено 70 экспертов, преимущественно представляющих регионы страны.

В рамках исследования была учтена значимость 7 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов областных центров. Оценка проводилась с использованием 7-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов.

Обработка результатов проводилась при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены  арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.

В качестве основных факторов, определяющих качество работы акиматов областных центров, эксперты обозначили:  

Факторы

Ваша оценка

Организация муниципального управления

5,7

Реализация городских социальных программ

5,2

Успехи в экономическом развитии города (МСБ, производство, туризм, т.д.)

5,1

Профессиональные качества акима (образование, опыт и т.д.)

4,6

Уровень доверия населения

4,4

Фигурирование в коррупционных скандалах

4,1

Транспарентное взаимодействие с институтами общественного контроля

3,8

 

Требования, выдвигаемые к акиматам областных центров, несколько отличаются от требований к акиматам областей. Специфика работы команд городских акиматов заключается в постоянном контакте с населением городов. Фактически по деятельности городских чиновников рядовые обыватели формируют свое представление о вертикали государственной власти в целом. Вторая важнейшая особенность – существенные различия между самими областными центрами: от полумиллионного Шымкента, до 150-тысячного Талдыкоргана. Меняющийся масштаб порождает существенные различия в организации работы акиматов. Потому критерий «организация муниципального управления» определен экспертами как самый главный при определении эффективности акиматов областных центров.

«Реализация городских социальных программ» — критерий, занявший вторую строчку. В силу различия потенциалов городов экономические факторы не могут дать достоверного представления об эффективности команд акиматов. Но степень социального комфорта граждан – это обязательный компонент работы любого акимата. Степень социального комфорта должна быть одинакова – население не должно чувствовать неудобства вне зависимости от того в каком населенном пункте находится. Качество предоставляемых социальных услуг должно быть везде одинаково высоким. Потому-то этот критерий эффективности работы акиматов областных центров имеет такое значение.

Третьим по значимости критерием эксперты определили «успехи в экономическом развитии города» — при этом имея ввиду объективные различия в экономическом потенциале городов. Тем не менее, значимость усилий акиматов нельзя недооценивать – оперативность решения возникающих вопросов, поддержка малого и среднего бизнеса, упрощение самих условий для ведения бизнеса.

Критерий «фигурирования команды акимата в коррупционных скандалах» является единственным «минусующим» критерием. Он отражает степень вовлеченности работников акимата в коррупционные процессы и, соответственно, степень снижения общей эффективности команды в результате этого.

Остальные критерии эффективности работы акиматов областных центров отражают в большей степени субъективные параметры. В тоже время такая специфика критериев делает их весьма изменчивыми, что может существенно повлиять на перераспределение рейтинговых оценок при будущих исследованиях.

В соответствии с этими критериями эксперты распределили степень эффективности работы акиматов областных центров следующим образом:

В итоге акиматы областных центров разделились на две примерно равные группы лидеров и аутсайдеров. Границей между группами стал символический рубеж в 3,50 балла, составляющий половину от максимально возможного рейтинга.

Группу лидеров составили:

  • Акимат города Усть-Каменогорск (Темирбек Касымжанов) – 3,59 балла.
  • Акимат города Атырау (Серик Айдарбеков) – 3,58 балла.
  • Акимат города Кызылорда (Нурлыбек Налибаев) – 3,55 балла.
  • Акиматы городов Актау (Едил Жанбыршин) и Уральск (Алтай Кульгинов) – по 3,54 балла.
  • Акимат города Караганда (Мейрам Смагулов) – 3,53 балла.
  • Акимат города Шымкент (Дархан Сатыбалды) – 3,52 балла.

Лидерство команды акимата города Усть-Каменогорск представляется закономерным. Темирбек Касымжанов ранее уже возглавлял акимат областного центра, а потому смог организовать его работу должным образом без существенной потери темпов развития. В первом квартале 2014 года акимат заключил партнерское соглашение с областным отделением палаты предпринимателей, ведет системную работу с малым и средним бизнесом, без эксцессов провел работу по стабилизации социальной обстановки после девальвации тенге.

Команда акима Атырау Серика Айдарбекова представляет собой скорее группу кризис-менеджеров, работающую по преодолению последствий деятельности ОПГ Бергея Рыскалиева. Уровень доверия к городским властям был сильно девальвирован. В силу этого команде Айдарбекова приходится делать ставку на максимальную транспарентность принимаемых решений.

Для команды акима Кызылорды Нурлыбека Налибаева третье место в рейтинге также не предел. Аким города ранее имел опыт работы на позиции акима района, а также первого заместителя акима города Кызылорды. В силу этого проблематика городского хозяйства для него не нова, а работа в команде акима области Крымбека Кушербаева позволяет проявить лучшие организационно-хозяйственные качества. Сейчас акимат ведет масштабную работу по развитию социальной инфраструктуры областного центра.

Работа акима Актау Едила Жанбыршина базируется на системном опыте: с одной стороны опыт научно-педагогической деятельности, с другой – опыт работы в качестве депутата областного маслихата. Отсюда и проистекают сильные стороны команды акима – глубокое структурирование и систематизация задач развития городского хозяйства, и опора на взаимодействие с жителями – его бывшими избирателями, наличие надежной системы обратной связи.

Аким города Уральск Алтай Кульгинов представляет собой поколение «болашаковцев», адаптирующих к казахстанским реалиям международный опыт городского управления. Несмотря на то, что он находится на позиции акима чуть более года, его команде удалось закрепиться в группе лидеров. К сильным сторонам команды Кульгинова можно отнести: минимум бюрократизации, нацеленность на прямую работу с населением, стремление максимально использовать международные наработки в области сити-менеджмента.

Команда акимата города Караганды занимает достаточно прочные позиции в середине рейтинга. Однако представляется, что потенциал Караганды позволяет достичь существенно больших результатов. Тем более что аким города Мейрам Смагулов ранее был акимом Сарани и имеет опыт организации городского хозяйства. Пока, к сожалению, эксперты отмечают, что скорее статус города повысил общую оценку работы команды акимата. В первом квартале 2014 года в Караганде прошло несколько протестных акций, связанных последствиями девальвации тенге. И хотя городские власти смогли их купировать, протестный потенциал шахтерской столицы нельзя недооценивать.

Тот факт, что команда акимата третьего по величине города Казахстана замыкает группу лидеров, на взгляд экспертов, должен настораживать. Потенциал Шымкента по целому ряду показателей позволяет быть в числе абсолютных лидеров – особенно по такому критерию как развитие малого и среднего бизнеса. Возможно, что акиму города Дархану Сатыбалды пока не удалось сформировать дееспособную команду – он находится на своем посту чуть более года. Сказывается и отсутствие опыта работы у Сатыбалды на позиции «хозяйственника». Однако, по мнению экспертов, потеря импульса к развитию в Шымкенте недопустима, поскольку может быть чревата существенным ростом социальной протестности. Причем не только в самом Шымкенте, но и всей Южно-Казахстанской области (поскольку город играет системообразующую для области роль).  

В группе аутсайдеров:

  • Акимат города Талдыкорган (Ермек Алпысов) – 3,27 балла.
  • Акимат города Тараз (Нуржан Календеров) – 3,25 балла.
  • Акимат города Павлодар (Оразгельды Каиргельдинов-Булат Бакауов) – 3,24 балла.
  • Акимат города Костанай (Гауез Нурмухамбетов) – 3,23 балла.
  • Акиматы городов Актобе (Ерхан Умаров) и Петропавловск (Тулеген Закарьянов) – по 3,22 балла.
  • Акимат города Кокшетау (Жаркын Жумагулов) – 3,13 балла.
 

Группу аутсайдеров рейтинга акиматов областных центров открывает команда Ермека Алпысова, акима города Талдыкорган. Ключевым фактором при рассмотрении работы акимата является то, что Талдыкорган – это самый маленький областной центр в Казахстане. Экономический и социальный потенциал города весьма невелик, а потому акимат вынужден работать в сжатых бюджетных рамках. Но именно в такой ситуации и могли бы проявиться сильные стороны городского управления. Пока, к сожалению, прорывов команда не демонстрирует.

Слабый результат команды акимата города Тараз объясняется тем, что по-сути эта команда еще только формируется. Нуржан Календеров назначен акимом города только в декабре 2013 и весь первый квартал 2014 года только формировал свое окружение. Сам Календеров имеет опыт работы на позиции акима района, а потому деятельность «хозяйственника» не станет для него новой. Главная задача нового акима Тараза – не потерять тот импульс к развитию, который область и город набрали при прежнем акиме – Канате Бозумбаеве.

Низкие результаты команды акимата города Павлодар также обусловлены ротацией первого руководителя – по итогам первого квартала 2014 года акимом области Канатом Бозумбаевым принято решение о назначении акимом Павлодара Булата Бакауова вместо Оразгельды Каиргельдинова. Очевидно, что нового акима области не устраивает стиль работы команды прежнего акима. Перед Бакауовым стоит задача максимально быстрого формирования новой команды и подключения города к общерегиональным проектам развития.

Работа акимата города Костанай вызывает озабоченность экспертов. Аким города имеет большой организационно-хозяйственный опыт, назначен на пост уже повторно. Однако и во второй раз ему не удалось собрать команду, способную вывести город в лидеры развития. К городу имеется много претензий по вопросам реализации Карты индустриализации, поддержки малого и среднего бизнеса. При этом потенциал Костаная нельзя недооценивать – город обеспечен квалифицированными производственными кадрами, имеет определенную производственную инфраструктуру.

Работа команды акимата города Актобе скромно оценена экспертами. Главная причина – город стремительно развивается, многие проекты еще находятся в своей подготовительной фазе. Аким города Ерхан Умаров долгое время находился на позиции заместителя акима, а потому достаточно хорошо представляет себе городское хозяйство. Благодаря бурному и динамичному росту город включен в список будущих агломераций, которые будут поддерживаться Министерством регионального развития. Однако этого еще недостаточно для констатации эффективности команды акимата.

Развитие самого северного областного центра в стране – города Петропавловска, — давно потеряло динамизм. При этом город объективно мог бы стать площадкой для высокотехнологичной обрабатывающей промышленности в рамках ГП ФИИР, центром транзитной торговли и приграничного сотрудничества. Возможно, этим и было обусловлено назначение акимом Петропавловска Тулегена Закарьянова. По замыслу «Ак Орды» заместитель председателя Комитета регионального развития МЭРТ мог бы полнее использовать потенциал города. Однако по прошествии года после назначения существенного прорыва в развитии Петропавловска не произошло.

Последнюю строчку в рейтинге акиматов областных центров занял акимат Кокшетау. Ради объективности нужно отметить, что аким города Жаркын Жумагулов всего лишь восемь месяцев занимает свою должность, и только-только успел закончить формирование команды. В тоже время эксперты обратили внимание на отсутствие опыта руководства тепловым и энергетическим коммунальным хозяйством, строительством, развитием малого и среднего бизнеса. Команду акимата необходимо усилить профильными специалистами в предельно сжатые сроки.

 

Общие выводы

Главный вывод, который можно сделать по исследованию эффективности областных акиматов и акиматов областных центров заключается в том, что результативность их работы не всегда совпадает. При этом нужно понимать, что областные центры выступают в качестве своеобразной «визитной карточки» региона в целом – как для внешних гостей, так и для жителей собственной глубинки.

Еще одна сложность сравнения заключается в том, что статус акима области – в большей степени политический, а статус акима областного центра – в большей степени хозяйственно-экономический. Социальная значимость работы акимов областных центров несколько больше, чем у акимов областей. Акимы городов в первую очередь должны работать непосредственно с горожанами.

Важно заметить существенные отличия в статусе акима областного центра от статуса мэра города (принятого в международной традиции местного управления). Казахстанский аким областного центра одновременно выполняет и определенный набор политических функций, выступает в качестве своеобразного «первого заместителя акима области». Мэр города занимается только организацией работы городского хозяйства, он свободен от выполнения политических функций представителя центральной власти в регионе.

Институты местного управления, институты местного самоуправления в виде муниципалитетов в Казахстане пока не сложились. Нет даже правовой базы для появления таких институтов. А потому пока рано ставить вопрос о таких важных понятиях как менеджмент городского управления, сити-менеджмент. Но мы можем говорить о них как о некоторой идеальной модели, к которой надо стремиться.

Акимы областных центров по статусу могут и должны эволюционировать в сторону снижения политической нагрузки, но при этом должны получать расширенные полномочия по распределению городского бюджета, сбору местных налогов, организации работы городских служб, муниципальной полиции, всех социальных объектов, брать на себя ответственность за организационно-хозяйственное развитие ключевых городов страны.

Различия в функциональной нагрузке акиматов областей и акиматов областных центров должны быть приняты во внимание и Министерством регионального развития, а также Министерством экономики и бюджетного планирования. Именно на уровне городов достигается предельная конкретизация любых региональных программ развития, а государственные инвестиции как бы «овеществляются», превращаются в реальные промышленные, социальные и инфраструктурные объекты которые «можно потрогать». Соответственно, именно на этом уровне эффективнее всего выстраивать государственную систему контроля бюджетных расходов, систему мониторинга социально-экономических проблем.

Для Министерства экономики и бюджетного планирования именно уровень акиматов городов может стать базовым при определении необходимых государственных инвестиций с точки зрения соотношения «стоимость/эффективность».

Если вернуться к проблематике работы областных акиматов, то необходимо констатировать:

  • Медленно проводится работа по ревизии региональных программ развития, обоснованности закладываемых средств из бюджетов всех уровней;
  • Министерство регионального развития пока слабо выполняет роль координатора при обмене опытом в реализации схожих социально-экономических программ между различными областями;
  • Не решен вопрос со слабой кадровой работой и подготовкой районных акимов, акимов городов областного подчинения и сельских акимов. Это в свою очередь отражается на показателях работы областных акиматов. Акимам первичных уровней необходима подготовка в соответствии с лучшими стандартами, изучение мирового опыта, освоение принципов сити-менеджмента. Только в таком случае они смогут эффективно выполнять свои функции, поддерживать социальную и политическую стабильность на местах. Необходимо через рейтинговые инструменты выделять лучших акимов районов и городов и создавать механизмы обмена опытом.
  • Акиматы по-прежнему основной упор в реализации региональных программ развития делают на бюджетное финансирование. Потенциал привлечения инвестиций через механизмы частно-государственного партнерства используется слабо.

Отдельно следует остановиться на работе такого механизма как социально-предпринимательские корпорации. В прошлом отчете уже ставился вопрос целесообразности существования этих структур, однако ни Министерство регионального развития, ни акиматы областей не предприняли шагов по анализу их работы. Сейчас СПК стали структурами с неопределенным предназначением – они занимаются и недропользованием, и поддержанием продовольственной безопасности, аккумулируют производственные площадки в регионах. А главная функция, ради которой они создавались, так и осталась «за кадром».

СПК должны были стать механизмом поддержки регионального бизнеса через механизм предоставления «длинных» кредитов предпринимателям в рамках частно-государственного партнерства. СПК должны были финансировать концессионные проекты, однако за все годы своего существования так и не смогли реализовать ни одного из них. Не реализовали они и ни одного инновационного проекта. И в этом вопросе СПК проигрывают таким институтам как Фонд развития предпринимательства «Даму», программе «Дорожная карта бизнеса».

Причина, как представляется, кроется в чрезмерной забюрократизированности СПК, раздутых и неэффективных штатах, многочисленных фактах коррупции. Подчас складывается ощущение, что СПК стали временным прибежищем для отставных чиновников. Но не стали действительно необходимой «палочкой-выручалочкой» для регионального бизнеса.

Сегодня Президентом дано поручение выделить значительные ресурсы на поддержку бизнеса. Ресурсы эти предполагается распределять через СПК. Но смогут ли эти структуры эффективно ими распорядиться? Потому-то необходимо еще раз поставить вопрос о целесообразности сохранения СПК – это и не бизнес, и не госсектор. Какую нагрузку они несут? Какие функции и задачи выполняют? Не создает ли государство ненужную коррупционную нишу?

А ведь во многом из-за этого возможности для социально-экономического роста остаются неиспользованными.

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено и дальше отслеживать работу региональных властей. Следующий отчет – по результатам работы акиматов во втором квартале 2014 года, и в целом по итогам первого полугодия, — будет представлен в августе.

 

 Просмотров (2395)
Похожие исследования:
    Рейтинг качества работы акиматов областей и городов республиканского подчинения
    Рейтинг качества работы структур прямого подчинения Президенту Республики Казахстан
    Рейтинг качества работы национальных компаний Республики Казахстан за 2013 год.
    Рейтинг качества работы министерств и агентств Казахстана по итогам 2013 года и первого квартала 2014 года.
    Рейтинг качества алматинских супермаркетов

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Нравится