Рейтинг работы структур прямого подчинения Президенту Республики Казахстан
С 1 по 8 октября 2014 года Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно качества работы структур прямого подчинения Президенту Республики Казахстан за третий квартал 2014 года. Необходимо отметить, что анализировалась работа как государственных органов, находящихся в прямом подчинении Президента, так и общественных организаций, играющих ключевую роль в политической жизни страны.
В рамках исследования путем анкетирования было опрошено 38 человек, являющихся высококвалифицированными специалистами в области изучения политических и социально-экономических процессов в республике.
В рамках исследования была учтена значимость 9 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы структур. Оценка проводилась с использованием 7-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов.
Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.
По результатам исследования, экспертами была предложена следующая градация критериев оценки качества работы структур прямого подчинения по степени значимости:
По сравнению с прошлым отчетом градация критериев оценки работы структур прямого подчинения несколько изменилась. Эксперты повысили значимость таких критериев как «своевременность и качество выполнения поручений Президента», а также «личные и профессиональные качества первого руководителя». В соответствии с этими критериями эксперты оценили качество и эффективность работы структур в третьем квартале 2014 года:
Таким образом, согласно оценкам экспертов, сформировалась следующая группа лидеров:
- Премьер-министр РК (Карим Масимов) 4,07
- Администрация Президента РК (Нурлан Нигматулин) 4,06
- Комитет национальной безопасности РК (Нуртай Абыкаев) 3,84
- Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции (Кайрат Кожамжаров) 3,79
- Государственный секретарь РК – Совет безопасности РК (Адильбек Джаксыбеков) 3,77
Список возглавляет Премьер-министр РК Карим Масимов. Ключевым событием третьего квартала 2014 года стали структурные изменения в Правительстве РК. В рамках изменений произошло значительное сокращение количества министерств и комитетов, упразднены агентства. Мотивом к изменению структуры Кабмина стало стремление к сокращению бюрократического аппарата. Эксперты не исключают, что именно Карим Масимов смог убедить Президента в необходимости изменений – что может восприниматься как некий карт-бланш на форсирование работы Кабмина в условиях ухудшающейся внешнеэкономической конъюнктуры.
В третьем квартале Премьер-министр был в большей степени ориентирован на решение вопросов международного сотрудничества и поиск механизмов привлечения инвестиций в страну. Кроме того, традиционно в третьем квартале повышенное внимание Премьера было обращено на вопросы аграрного сектора и сферы образования.
Вторую строку в списке занимает Администрация Президента РК с показателем 4,06. Устойчивые позиции в рейтинге обеспечены высокой активностью ведомства и вниманием к вопросам совершенствования работы органов местного самоуправления, а также исполнению актов и поручений Главы государства.
Нурлан Нигматулин смог сохранить динамику работы Администрации, провести ряд знаковых кадровых назначений. Все это было позитивно оценено Президентом – высокий уровень доверия был подтвержден временным совмещением функций руководителя АП и Госсекретаря.
Третью строчку в рейтинге сохранил Комитет национальной безопасности. В третьем квартале усилиями Комитета были проведены масштабные двухэтапные антитеррористические учения государств – участников СНГ «Жетысу-Антитеррор-2014». Это третьи совместные антитеррористические учения, проходящие на территории Казахстана, в ходе которых отрабатывались наиболее эффективные алгоритмы взаимодействия при проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на противодействие попыткам перемещения радиоактивных материалов, используемых для совершения террористических актов, а также по пресечению терактов в местах массового скопления населения.
Четвертое место заняло дебютирующее в рейтинге Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции и его руководитель – Кайрат Кожамжаров. Несмотря на то, что выстраивание работы новой структуры еще только разворачивается, Кайрат Кожамжаров уже выступил с рядом резонансных заявлений.
В частности, он предложил пересмотреть существующую практику тестирования госслужащих в корпус «А». По мнению Кожамжарова данная модель комплектования содержит коррупционные риски. В качестве альтернативы им было предложено учитывать мнение населения при подборе потенциальных кандидатов в госслужащие.
Завершает группу лидеров Адильбек Джаксыбеков, который в третьем квартале совмещал позиции Государственного секретаря и Секретаря Совета безопасности РК.
В течение третьего квартала Госсекретарь провел значительное число встреч с послами европейских стран, в рамках которых обсуждались вопросы торгового партнерства, взаимодействие в военно-технической сфере. Кроме того, в ходе встречи секретарей советов безопасности государств СНГ в Москве, Адильбек Джаксыбеков в своих выступлениях затронул тему борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также рассказал о мерах, предпринимаемых страной в этом направлении.
В середине списка оказались следующие структуры:
- Партия «Нур Отан» (Бауыржан Байбек) 3,71
- Генеральная прокуратура РК (Асхат Даулбаев) 3,60
- Центральная избирательная комиссия (Куандык Турганкулов) 3,57
- Национальный банк РК (Кайрат Келимбетов) 3,56
- Верховный суд РК (Кайрат Мами) 3,46
Открывает среднюю группу партия «Нур Отан» и первый заместитель председателя партии – Бауыржан Байбек. За три исследуемых месяца руководство партии продолжило работу по противодействию коррупции, в том числе и в собственных партийных рядах. Дискуссия вокруг разработанной партией антикоррупционной программы на 2015-2025 годы вызвала широкий резонанс: в ее обсуждении приняло участие более 800 тысяч казахстанцев.
Третий квартал 2014 года был отмечен и большим количеством рабочих поездок первого заместителя председателя партии – Бауыржан Байбек посетил несколько регионов. В ходе поездок обсуждались вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, а также темы самореализации молодежи. Также первый зампред провел ряд двусторонних встреч с делегатами ведущих политических партий Азии в рамках 8-й Генеральной Ассамблеи Азиатских политических партий.
Весьма насыщенным выдался рассматриваемый период и для Генерального прокурора Асхата Даулбаева. Прокурорами выявлены и приняты меры к устранению свыше 269 тысяч нарушений законности в социально-экономической сфере. Признаны незаконными и отменены 12700 правовых актов. Восстановлены права более 390 тысяч граждан.
Значительная работа проделана ведомством в области международного сотрудничества, в частности – по заключению договоров о правовой помощи по уголовным делам, выдаче лиц и передаче осужденных лиц с рядом стран. Одна из важных инициатив прокуратуры, затрагивающая пенитенциарную систему – проверка медицинской службы Комитета уголовно-исполнительной системы.
В сентябре Генеральный прокурор доложил Главе государства о состоянии законности в стране. На сегодняшний день 93% заявлений граждан рассматриваются в течение трех дней, общий уровень преступности сократился на 5,7 %, количество тяжких преступлений – на 12 %.
Благодаря организации выборов в Сенат Центральная избирательная комиссия заняла центральное место в рейтинге, получив достаточно высокую оценку экспертов. Выборы в Сенат прошли в спокойной рабочей обстановке. В тоже время, по мнению экспертов, ЦИК должен принять меры к повышению публичности подобных выборов – в частности, необходимо публиковать списки кандидатов в депутаты Сената, несмотря на то, что они формируются местными исполнительными органами.
Национальный банк занимает прочные позиции в средней части рейтинга. В изучаемый период произошло укрепление номинального обменного курса тенге по отношению к доллару США на 0,83 %. Это позволило Национальному банку расширить коридор колебаний обменного курса тенге по отношению к доллару США с текущего 185 +/- 3 тенге до 185 +3/-15 тенге. Кроме того, структура уделила внимание и контролю за расходованием средств, выделенных из Национального фонда Республики Казахстан.
В сентябре в Алматы прошла 4-ая Казахстанская исламская финансовая конференция, организованная Нацбанком совместно с ОЮЛ «Ассоциация развития исламских финансов». Кайрат Келимбетов в своем выступлении назвал важнейшими направлениями эффективного развития исламского финансирования в Казахстане человеческий капитал, совершенствование законодательства и привлечение в страну участников рынка исламского финансирования. Председатель Нацбанка также провел встречу с Фионой Вульф, лорд-мэром Лондон Сити, обсудив с ней вопросы сотрудничества, а также планы по развитию Регионального Финансового центра города Алматы.
Дополнительный позитив в публичное позиционирование Нацбанка вносит ряд приглашенных общественных экспертов. В частности, Олжас Худайбергенов дает аргументированные и развернутые комментарии по заявлениям и действиям Нацбанка.
Замыкает среднюю группу Верховный суд под председательством Кайрата Мами. В третьем квартале ведомством была продолжена работа по внедрению и развитию электронного судопроизводства в стране, а также предприняты необходимые шаги по взаимодействию между информационными системами Верховного Суда и Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры.
Значимым для структуры событием стало проведенное в Астане IX Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС, на площадке которого обсуждались вопросы определения таможенной стоимости товаров, взаимного признания и исполнения судебных решений, создания сбалансированной судейской системы управления, а также предпринята попытка нового прочтения роли судей верховных судов в борьбе с терроризмом. Одним из главных итогов работы стало подписание Совместного заявления девятого Совещания председателей Верховных судов государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества по усилению взаимодействия и партнерства в целях совместного продвижения верховенства права, а также защиты прав человека и основных свобод.
Группу аутсайдеров сформировали следующие структуры прямого подчинения Президенту РК:
- Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (Козы-Корпеш Джанбурчин) 3,44
- Ассамблея народа Казахстана (Ералы Тугжанов) 3,17
- Конституционный совет РК (Игорь Рогов) 3,13
- Уполномоченный по правам человека в РК (Аскар Шакиров) 2,98
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета по итогам третьего квартала уступил место в средней группе. В тоже время отрыв остается небольшим и позволяет рассчитывать на возвращение в среднюю группу по итогам года.
Козы-Корпеш Джанбурчин в августе отчитался перед Главой государства об основных итогах работы Счетного комитета: за 8 месяцев 2014 года было проведено 16 мероприятий на 186 объектах. В 1,2 раза выросла общая сумма выявленных нарушений, составив 342,3 млрд. тенге. 77 должностных лиц привлечены к ответственности.
За исследуемый период ведомство провело проверку хода реализации Стратегического плана министерства образования и науки на 2011-2015 годы, одним из пунктов которой стал контроль за использованием средств республиканского бюджета в подведомственных организациях. Менее половины индикаторов плана (11 из 24) пока не реализованы в полном объеме. Выявлены нарушению бюджетного и иного законодательства на сумму 38,1 млрд. тенге, неэффективно использованными признано 16,5 млрд. тенге, Министерству образования обозначен ряд мер по устранению обнаруженных нарушений.
На несколько позиций в рейтинге удалось подняться Ассамблее народа Казахстана. В июле Правительство вынесло на рассмотрение Президента проект Указа об объявлении 2015 года Годом Ассамблеи народа Казахстана. 29 августа Глава государства подписал этот указ. Уже разработан план деятельности АНК, включающий 158 мероприятий, приуроченных к юбилею. Тема празднования была затронута и на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана в Астане.
Предпоследнее место в рейтинге занимает Конституционный совет. Председатель Конституционного совета и члены организации принимали активное участие в международных правовых форумах. В частности, председатель конституционного совета Игорь Рогов встретился с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Астрид Торс.
Уполномоченный по правам человека в РК завершает рейтинг. Усилия Омбудсмена по-прежнему сфокусированы на налаживании Национального превентивного механизма против пыток, исследовании вопросов проблем детства.
Центральными событиями для структуры и ее первого руководителя стали встреча с исполняющей обязанности Регионального представителя Управления Верховного комиссара ООН по правам человека по Центральной Азии Элизабет да Кошта. Укрепление института казахстанского Омбудсмена стало одной из тем встречи.
Общие выводы
Центральное событие третьего квартала 2014 года – изменение структуры Правительства, — оказало влияние и на другие органы власти РК. Заявленный мотив структурных изменений (снижение бюрократического давления) постепенно распространяется и на другие ведомства. В тоже время темпы этих преобразований недостаточны – органы власти не успевают за ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и параллельным ростом социальной напряженности:
- В текущих условиях возрастает роль структур прямого подчинения как стабилизаторов политического процесса. Именно этим обстоятельством обусловлены недавние кадровые перестановки. Президент предпринимает шаги по усилению контроля над ключевыми ведомствами. В тоже время ставка только на персональную лояльность первых руководителей ведомств недостаточна. Необходимо встраивать новые рычаги воздействия на политические процессы на системном уровне.
- В силу этого нельзя исключать того, что процесс перераспределения функций и сфер ответственности различных ведомств будет продолжен в ближайшем будущем. Резервом для маневра может выступать Парламент, различные консультативно-совещательные органы при структурах, а также, в отдельных случаях, неправительственные организации.
- Перед всеми структурами прямого подчинения стоит проблема оценки избыточности функций, а также определение приоритетности выполняемых функций. Исходя из этих критериев и будет вырабатываться алгоритм дальнейшего административного реформирования.
- Рейтинг указывает на наличие ряда структур прямого подчинения, недостаточно раскрывающих свой потенциал. Не исключено, что по таким структурам необходимо принимать принципиальные политические решения вплоть до закрытия.
Ставка на формирование компактного бюрократического аппарата в условиях замораживания бюджетных расходов представляется единственно верной. Однако Ак Орде необходимо последовательно выдерживать эту линию – как на уровне Правительства, так и на уровне других государственных структур, а также акиматов. Пока же предпринимаются попытки простого перераспределения полномочий без соответствующего кадрового и ресурсного наполнения.
Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено и дальше проводить мониторинг эффективности структур прямого подчинения Президенту. Следующий отчет – по итогам 2014 года, — будет представлен в январе 2015 года. Просмотров (452)
Трекбэк с Вашего сайта.