Историко-философские воззрения Чернышевского
К столетию со дня рождения Чернышевского появились также специализированные работы, посвященные анализу отдельных сторон его мировоззрения. Их публикуют и опытные исследователи — например, Ю. Стеклов («Историко-философские воззрения Чернышевского»), и авторы еще сравнительно малоизвестные. Среди них, к примеру, выделяются работы В. Г Ильинского «Чернышевский как философ» и «К вопросу о философских и социологических воззрениях Н. Г Ильинского «Чернышевский как философ» и «К вопросу о философских и социологических воззрениях Н. Г Чернышевского (по письмам из Астрахани)». Автор, используя новые материалы, показывает, что Чернышевский и после сибирской ссылки сохранил верность идеям философского материализма.
Ильинский показывает это, используя и работу Чернышевского «Характер человеческого знания» и его письма к Пыпиной. Он выделяет критику Чернышевским Карпентера и Спенсера, выступления Чернышевского против идущего от позитивизма «математического фетишизма», против расизма и социал-дарвинизма.
Статья Ильинского расширила традиционные рамки работ о философии и социологии великого русского мыслителя. Большой интерес представляла и работа А В. Луначарского «Этика и эстетика Чернышевского перед судом современности». Многие ее положения не потеряли своей актуальности и в наши дни.