Рейтинг эффективности государственной элиты Казахстана

Автор: admin. Дата: . Опубликовано в Политические, Рейтинги

2012 год выдался для Казахстана довольно насыщенным на события в общественно-политической жизни страны. Начиная с прошедших в январе досрочных парламентских выборов и заканчивая озвученным в декабре Президентом РК Н.А. Назарбаевым Посланием народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

При этом республика столкнулась с новыми вызовами своей стабильности и безопасности. Самыми серьезными их проявлениями стали массовые убийства военнослужащих и гражданских лиц соответственно на пограничном посту «Аркан-Керген» и на территории Иле-Алатауского национального природного парка. Однако реакция на них властей, включая, прежде всего, оперативно-розыскные и следственные мероприятия правоохранительных органов, не оправдала себя. Общество не получило четких и ясных ответов на вопросы, почему все это произошло, кто непосредственно причастен к данным преступлениям и что надо предпринять во избежание подобных инцидентов в будущем.

Некоторые факты дают основания предполагать если не прямое участие, то явную заинтересованность в этих инцидентах определенных групп влияния внутри властвующей элиты. Нагнетанием в стране атмосферы страха и напряженности эти группы пытаются добиться определенных политических целей, включая дискредитацию и ослабление позиций своих оппонентов на властном «Олимпе», а также ослабление позиций главы государства. Еще более серьезной представляется подготовка некоторых из них к процессу перехвата верховной власти в стране в постназарбаевский период. Не случайно, что дестабилизация в системе власти вследствие неконтролируемого столкновения различных групп влияния между собой занимает первое место в Рейтинге вероятных рисков для стабильного развития Казахстана (http://agencyrating.kz/rating-ugroz-2/).

Беспрецедентный демарш в августе 2012 года группы депутатов Парламента и маслихатов Атырауской области в защиту отстраненного от занимаемой  должности экс-акима Бергея Рыскалиева стал одним из наглядных подтверждений этой негативной тенденции. Причем в данном случае выявились риски противопоставления региональных элит центру. Последние фактически дали понять, что располагают серьезными ресурсами для создания каких-либо инцидентов, посредством которых они могут оказывать давление на руководство страны.

На фоне всего этого еще более критическим моментом стала неспособность предотвращения подобных прецедентов и урегулирования внутриэлитных противоречий и конфликтов через механизмы Администрации Президента РК и Народно-демократической партии «Нур Отан». Главе государства в той же ситуации вокруг Атырауской области пришлось полагаться преимущественно на силовые структуры и антикоррупционную составляющую их деятельности.

Напряженность в системе государственной власти, вызванная обострением соперничества различных внутриэлитных групп с одной стороны и вынужденной реакцией руководства страны на их бесконтрольные действия с другой стороны, негативно отразилась и на ее взаимоотношениях с внешней средой, включая гражданское общество и его институты.

Результатом этого стали, во-первых, довольно жесткие действия силовых структур в отношении лиц, подозреваемых в терроризме и экстремизме. Проведенные во второй половине 2012 года спецоперации в Алматы, Алматинской и Атырауской областях закончились полной ликвидацией данных людей. Вместе с тем такая тактика порождает в обществе большие сомнения относительно причастности погибших к совершению терактов или других преступлений. Одновременно имеются риски беспрепятственного ухода в подполье потенциальных экстремистов, которые остаются не выявленными, и ведения ими подрывной работы, включая привлечение новых сторонников.

Во-вторых, жесткое наступление властей на непримиримую часть политической оппозиции и поддерживающих ее СМИ. Особенно это проявилось в:

a) осуждении лидера незарегистрированной Народной партии «Алга!» Владимира Козлова на 7,5 лет лишения свободы по обвинению в призывах к насильственному свержению или изменению конституционного строя и возбуждению социальной вражды;

b) признание судом НП «Алга!» экстремистской с запретом ее деятельности на территории Казахстана. Аналогичный иск предъявлен органами прокуратуры и в отношении коалиции «Халык майданы» («Народный фронт»);

c) судебные решения о прекращении выпуска (вещания) и распространения в Казахстане газет «Взгляд», «Республика», дублирующих их изданий и интернет-ресурсов, видеопортала «Stan.tv» и телеканала «К+»;

d)     приостановление судом работы интернет-портала «Guljan.org».

С одной стороны, такие жесткие действия властей в отношении оппозиции и независимых СМИ не дадут положительного эффекта. Сохранение властями данной линии может стать не только причиной ухудшения имиджа Казахстана за рубежом, но и серьезным фактором для  дальнейшей эскалации социальной и политической напряженности в стране. Тем более, когда в обществе тон все более активно задают и постепенно выходят на уровень лидеров мнений всевозможные внесистемные силы и деструктивные элементы, включая радикальных исламистов и криминалитет.

К тому же этому способствует растущая роль социальных сетей. Очевидно, что зачистка альтернативного фланга информационного поля приводит к переходу протестных настроений в социальные сети. В результате последние становятся площадкой для обсуждения наиболее актуальных проблем страны и острых политических дискуссий.

С другой стороны, чрезмерно увлекшись тотальной дискредитацией властей и пытаясь использовать любые их недостатки и промахи в свою пользу, оппозиция и аффилированные с нею СМИ зачастую фактически подыгрывают внесистемным силам. Прежде всего, скрывающимся за рубежом олигархам. Они также не имеют ни возможностей, ни, скорее всего, желания взять на себя ответственность за недопущение каких-либо социальных конфликтов и их выхода в политическую плоскость. К тому же ни оппозиционные, ни лояльные партии не пользуются авторитетом среди населения.

Параллельно со всем этим власти делают непоследовательные и непродуманные шаги в экономике и особенно социальной сфере, вызывая тем самым недовольство со стороны граждан. Достаточно в этой связи назвать откровенное потакание монополистам и, как следствие, необоснованное повышение цен на хлеб, коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте, выдвижение инициативы о повышении пенсионного возраста для женщин, допущение обрушения многоквартирного дома в Караганде, неспособность властей Алматы своевременно и адекватно отреагировать на снежную стихию и т.д.

Проведенное ИА «Рейтинг.kz» совместно с ОО «Казпотребнадзор» исследование по жалобам граждан к Уполномоченному по правам человека на различные государственные органы показывает, что наиболее слабым звеном в работе госаппарата является деятельность правоохранительных органов и особенно полиции, акимов и их подчиненных, а также по решению вопросов социальной защиты и жилищной проблематики (http://agencyrating.kz/rating-zhalob/).

Все это является отражением негативной тенденции, связанной с высоким уровнем закрытости и дистанцированности правительства и региональных акимов от общества и его проблем. В результате центральные и местные органы власти дают основания оценивать свою работу как ориентированную преимущественно на обслуживание своих ведомственных интересов и интересов работающих в них чиновников, нежели на удовлетворение нужд населения и оказание ему качественных государственных услуг.

При этом соответствующие госорганы и их должностные лица такими своими действиями и бездействием увеличивают разрыв между Президентом страны и народом. К тому же именно на Главу государства фактически возлагается ответственность за всевозможные скандалы с участием высокопоставленных персон, невыполнение государственных программ, повышение тарифов и т.д. В результате идет нивелирование его роли как Лидера нации и растет недоверие в обществе к возглавляемой им системе государственной власти.

Вместе с тем, несмотря на все эти негативные тенденции и вызовы, Президент в очередной раз продемонстрировал казахстанцам свои способности руководителя государства. Так, путем своевременных кадровых перестановок он приступил к восстановлению изрядно нарушенного баланса внутри властвующей элиты. Также были приняты меры в системе государственной службы, призванные ограничить возможности высокопоставленных чиновников и сделать их более подконтрольными руководству страны. Наконец, впечатляет высокая активность Главы государства на публичном и особенно идеологическом поле, включая выдвижение идеи формирования Общества Всеобщего Труда и принятие «Стратегии «Казахстан-2050».

Все это позволяет поддерживать авторитет Лидера нации среди населения. Однако следует понимать, что при бездействующих правительстве и акимах это не может продолжаться долгое время. Для  обеспечения же эффективного управления и решения актуальных для  казахстанского общества проблем одного поддержания межэлитного баланса явно недостаточно.

В связи с этим Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» составило рейтинг эффективности государственной элиты Казахстана, направленный на выявление эффективных и неэффективных руководителей органов власти республиканского и регионального уровня. Главным критерием для оценки стали управленческие качества и способности данных лиц выполнять возложенные на них обязанности вопреки отмеченным выше критическим тенденциям и вызовам и, более того, работать на их устранение.

Ранжирование соответствующих персон осуществлялось по результатам мониторинга информационного пространства в течение года (контент анализ) с учетом результатов политических рейтингов, составленных ИА «Рейтинг.kz» в течение 2012 года: «Рейтинг карьерной перспективности высокопоставленных представителей политической элиты Казахстана», «Ранжирование регионов РК», «Рейтинг транспарентности министерств и ведомств Казахстана», «Рейтинг жалоб населения на государственные структуры Казахстана», «Рейтинг блогов акимов регионов Казахстана».

 

20 самых неэффективных чиновников

Прежде всего, ИА «Рейтинг.kz» решило обратить внимание на тех высокопоставленных чиновников, чья деятельность в 2012 году носила наиболее неэффективный, с точки зрения указанного критерия, характер. Таковыми с учетом нижеследующих факторов были признаны:

Таким образом, пример отмеченных выше персон демонстрирует, что достаточно высокая должность и обусловленная ею, а также подкрепленная устойчивыми неформальными связями и полускрытыми ресурсами, позиция в системе государственной власти далеко не всегда являются залогом эффективности и ответственности данных лиц на вверенных им участках работы.

12 эффективных чиновников

ИА «Рейтинг.kz» также решило выделить тех представителей государственной элиты Казахстана, чья деятельность в 2012 году носила более-менее эффективный характер. В то же время, отмечая плюсы и достижения в работе данных лиц, нельзя было не обойти и их слабые места.

Итак, лидирующие позиции в данном рейтинге занял руководитель Администрации Президента РК Карим Масимов. Несмотря на недостатки в работе возглавляемого им правительства, он не просто сохранил свою политическую «непотопляемость», но и более того получил серьезное повышение по службе, расширяющее его статус и полномочия.

Уже под руководством Масимова АП как главный контролирующий и идеологический орган сыграла ключевую роль в недопущении в День Независимости Казахстана вероятных беспорядков и массовых акций протеста в связи с годовщиной жанаозенских событий. Можно сказать, что это был редкий случай, когда власть успешно сработала на опережение,  заранее просчитав возможные риски и предприняв все необходимые контрмеры для их предотвращения. Кроме того, именно под эгидой АП  в сжатые сроки был разработан и представлен казахстанцам такой важный стратегический документ, как Стратегия «Казахстан -2050».

Вместе с тем Карим Масимов и руководимая им АП, ответственные за обеспечение и контроль за выполнением исполнительными органами власти всех уровней стратегических установок и конкретных поручений Главы государства, рискуют столкнуться здесь с теми проблемами, которые не были решены Масимовым в его бытность руководителем правительства. В связи с этим критическим моментом в работе руководителя АП остается отсутствие решительности инициировать перед Президентом РК вопрос о проведении серьезных кадровых изменений в составе правительства и среди региональных акимов.

В целом, слабые стороны в работе действующего правительства обуславливают ответственность за него Масимова, несмотря на то, что он уже не является премьер-министром. На данном этапе он имеет все возможности для повышения эффективности работы правительства.

Вторую позицию заслуженно занимает премьер-министр Серик Ахметов. За несколько месяцев работы в новой должности он  продемонстрировал свою профессиональную подготовленность к руководству правительством. В его деятельности чувствуется стиль управленца с большим опытом работы на региональном уровне. Именно это качество очень необходимо сейчас с точки зрения реализации государственных программ, улучшения взаимодействия госорганов с населением и т.д.

Беспрецедентной стала частота зарубежных поездок премьера за данный период и его встреч со своими коллегами в Кыргызстане, России, Узбекистане и Германии. Можно сказать, что эти поездки в определенной степени подняли статус действующего главы правительства до уровня политической фигуры, а не просто технократа и исполнителя волеизъявления Президента.

В целом, в активе Ахметова на его новом посту пока нет каких-либо особых достижений, но в то же время нет и явных провалов. С другой стороны, такое персональное позиционирование премьера нисколько не тождественно оценке деятельности руководимого им правительства и не сглаживает его многочисленных минусов. Следует также признать, что в существующей политико-властной системе Серик Ахметов, по сути, продолжает оставаться в положении вице-премьера, разве что с расширенными полномочиями при фактическом руководстве правительством со стороны Главы государства.

Председатель КНБ Нуртай Абыкаев остается одним из немногих ветеранов казахстанской политики и преданных соратников Президента РК, находящихся при делах на властном «Олимпе» республики. Несмотря на все перипетии прошлого года, он в очередной раз сумел устоять под напором потенциальных политических конкурентов и сохранил свои позиции и, следовательно, высокое доверие Главы государства. Хотя откровенно тревожные инциденты вокруг вверенных ему пограничных войск, а также фактическая уступка главной спецслужбой страны первенства в процессе противодействие терроризму и экстремизму МВД, являются своего рода «темными пятнами» на фоне отмеченных выше факторов эффективности действующего председателя КНБ.

В  целом, в конце 2012 года Нуртай Абыкаев сумел в полной мере компенсировать имиджевые и административные потери. Одним из проявлений этого стало участие председателя КНБ в пресс-конференции после трагического инцидента с гибелью большой группы представителей офицерского состава пограничных войск в авиакатастрофе.

Вице-премьер Крымбек Кушербаев также продемонстрировал свою политическую устойчивость и востребованность лично у Главы государства, вопреки фактору жанаозенских событий. В пользу этого свидетельствует его перемещение с ничего не решающей позиции советника Президента на пост заместителя главы правительства с конкретным большим участком работы и соответствующими полномочиями. К тому же, имея солидный послужной список работы в центральных органах и на региональном уровне, он органически дополняет Серика Ахметова в руководстве правительством.

К заслугам акима Астаны Имангали Тасмагамбетова можно отнести, прежде всего, презентацию столицы Казахстана на прошедшей в июне 2012 года в Париже 151-й Генеральной ассамблее международного бюро выставок в рамках конкурса на проведение EXPO-2017. Тем самым он сыграл ключевую роль в победе Казахстана в борьбе за право проведение данной всемирной выставки. К тому же Тасмагамбетов продолжает демонстрировать свои управленческие качества в процессе дальнейшего развития Астаны.

С другой стороны, в главном городе Казахстана остаются нерешенными проблемы самозахватов земельных участков, ветхого и аварийного жилья, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, проявлений коррупции в сферах строительства и ЖКХ. К тому же достижения в процессе обустройства и развития Астаны не являются результатами работы только одного столичного акимата.

Аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев в течение прошлого года также проявил себя в качестве компетентного и способного управленца. Показательно, что он стал одним из немногих, кто удостоился похвалы Президента РК в ходе прошедшего 28 сентября 2012 года совещания по развитию регионов. Глава государства, в частности, отметил роль ВКО в развитии автомобильной промышленности.

Однако при всем этом сохраняются низкие показатели ВКО в сфере здравоохранения, что особенно касается онкологических заболеваний, а также ряд других проблем, которые отражены в проведенном в мае прошлого года исследовании «Рейтинг.kz» по ранжированию регионов Казахстана (http://agencyrating.kz/regionsrk2012/). Исходя из этого, присутствие Сапарбаева в числе наиболее эффективных чиновников можно рассматривать как своего рода «кредит доверия» с надеждой на то, что он учитывает официальные и неофициальные замечания в адрес ВКО и своей персональной работы и способен предпринять необходимые меры по их устранению.

Главным показателем эффективности работы председателя Агентства по делам спорта и физической культуры Талгата Ермегияева стало достижение казахстанской сборной небывалых успехов на XXX Летних Олимпийских играх в Лондоне. При его участии для олимпийцев были созданы все условия для подготовки к главному старту четырехлетия и увеличены суммы призовых. К тому же, несмотря на свою молодость и сравнительно небольшой опыт государственной работы, Ермегияев не только хорошо проявил себя в сфере развития отечественного спорта, но и имеет большой потенциал для работы на любых различных участках в качестве «пожарного» менеджера, ориентированного на устранение критических моментов и улучшение качества управления. Единственно, что ему пока недостает, это опыта работы на региональном уровне.

При непосредственном участии председателя Мажилиса Парламента Нурлана Нигматулина фактически произошла своего рода политическая реанимация нижней палаты законодательного органы страны. В результате после четырехлетнего застоя парламент постепенно начинает возвращаться в структуру государственной власти в качестве ее полноправного и активного участника. Существенным недостатком в работе депутатского корпуса Мажилиса и составляющей его ядро фракции Народно-демократической партии «Нур Отан», возглавляемой непосредственно спикером нижней палаты, остается крайне низкий уровень самостоятельной законотворческой инициативы.

Председатель Агентства по делам государственной службы Алихан Байменов проводит весьма результативную и последовательную работу по реализации разработанной при его личном участии и утвержденной в июле 2011 года Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан. Так, в ноябре 2012 года по инициативе АДГС парламентом были внесены поправки в законодательные акты по вопросам государственной службы, которые расширили конкурсную составляющую при назначении на определенные должности и сократили основания для внеконкурсного перевода с одной должности на другую, а также ввели ответственность для руководителей госорганов за принуждение своих подчиненных к увольнению.

Очевидно, что соответствующие меры призваны улучшить работу госслужащих и повысить уровень привлечения в их состав людей, исходя из принципов их профессиональной компетентности и отдачи приоритета государственным интересам, а не выдвижения со стороны каких-либо влиятельных персон. Вместе с тем АДГС и его руководству недостает активности и механизмов воздействия на другие госорганы в целях повышения качества оказания ими тех или иных услуг населению. 

Вопреки пессимистичным ожиданиям ряда экспертов и общественности Умирзак Шукеев в целом справился с обязанностями председателя правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Несмотря на отсутствие соответствующего опыта в сфере корпоративного управления, он сумел сохранить определенную преемственность и позитивные результаты рабочего процесса данного квазигосударственного органа, достигнутые при его предыдущем руководстве.

Одновременно Шукеевым и его командой были приняты меры, призванные улучшить работу ФНБ «Самрук-Казына», включая сокращение персонала «дочерних» компаний, создание Центра социального партнерства, разработку и внедрение программы сокращения затрат с целью повышения эффективности деятельности компаний группы, привлечение зарубежных консультантов и т.д. Большую работу ФНБ «Самрук-Казына» также проделал по популяризации и продвижению программы «Народное IPO», включая привлечение свыше 25 тыс. заявок на приобретение акций АО «КазТрансОйл».

Вместе с тем в работе ФНБ «Самрук-Казына» сохраняется большой уровень непрозрачности, что особенно касается вопросов распределения между структурными подразделениями и «дочерними» компаниями холдинга и расходования ими бюджетных средств. Не ясны также критерии подбора кадров на работу в фонд и его подведомственные организации и установления высокой заработной платы их сотрудникам. Тем самым Шукееву как первому лицу «Самрук-Казына» можно сделать замечание за фактическое игнорирование интересов граждан как налогоплательщиков и потребителей продукции и услуг подведомственных структур холдинга.

В актив вице-премьера и одновременно министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, в частности, можно включить успешное проведение 4 июля 2012 года индустриально-инновационного форума «Сильный Казахстан построим вместе!» с участием Президента РК и презентацией 6 крупных промышленных предприятий, запущенных в рамках госпрограммы ФИИР. Кроме того, Исекешев возглавил государственную комиссию по подготовке и проведению международной специализированной выставки ЭКСПО-2017, что является серьезным показателем доверия к нему со стороны Главы государства.

С другой стороны, Исекешеву приходится разрываться между исполнением обязанностей вице-премьера и руководством работой МИНТ. Возможно, что этот фактор влияет на те сложности и недостатки, которые наблюдаются в процессе правительственного контроля за реализацией госпрограммы ФИИР в регионах. Особенно это касается сбоев и даже откровенного простаивания в работе некоторых предприятий после их торжественного открытия. В результате вице-премьер и его команда пока не обеспечивают полноценную динамику ФИИР.

Замыкает данный список аким Западно-Казахстанской области Нурлан Ногаев. В его пользу, в частности, свидетельствуют положительные оценки Президента РК по достижениям в развитии ЗКО, которые он выразил по результатам своей поездки в данный регион в мае прошлого года. При этом Глава государства сделал акцент на реализацию в области программы «Питьевая вода» и создание рабочих мест для молодежи. Позднее на совещании по развитию регионов Президент также отметил опыт руководства ЗКО по эффективному стимулированию развития МСБ посредством предоставления доступных кредитов.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Несмотря на все вызовы и сложности, 2012 год прошел под знаком поиска основ и инструментов устойчивости политической системы Казахстана. Особенно актуальной в этом ключе стала активизация процесса модернизации системы государственной власти и управления. При этом, неоднократно критикуя работу подчиненных ему высокопоставленных чиновников, с одной стороны, и задавая качественно новые установки в рамках рассматриваемой модернизации, с другой стороны, Глава государства фактически решил начать этот процесс с себя.

Тем самым Президент решил показать своеобразный пример своим непосредственным подчиненным. Судя по его замыслам, модернизационный процесс должен затронуть все уровни госуправления, начиная с руководящего звена и политических госслужащих и далее распространиться вниз по вертикали исполнительной власти.

Однако, как показывает реальная практика работы высокопоставленных представителей государственной элиты республики и составленные на ее основе рейтинги неэффективности/эффективности данных персон, далеко не все из них готовы быть в заданном Главой государства тренде и меняться в интересах достижения прогресса в своей деятельности и показателях развития в вверенных им сферах. В свою очередь, это создает большие риски для успешного выполнения целей и задач Лидера нации по повышению эффективности функционирования системы государственной власти и управления Казахстана.

Подытоживая рассматриваемое исследование, можно утверждать о том, что в условиях современного Казахстана любые структурные и кадровые изменения в госаппарате не будут приносить ощутимых позитивных результатов до тех пор, пока они не приведут к формированию качественно нового слоя управленцев. В данном случае речь идет о государственниках, не связанных с какими-либо группами влияния и действующих исключительно в интересах своей страны и народа.

Другой ключевой фактор успешности и результативности соответствующих изменений должен заключаться в совершенствовании и усилении, в том числе  за счет кадрового обновления, ключевых государственных институтов в направлении обеспечения преемственности официального политического курса. Очевидно, что в своей совокупности отмеченные выше критические моменты в системе государственной власти и управления Казахстана могут стать катализаторами реальных рисков дестабилизации в стране и отступлении от политики Лидера нации после его ухода в перспективе в силу естественных или политических обстоятельств с поста Президента РК.

Особенно все это актуально сейчас, когда относительная эффективность рассмотренных выше представителей государственной элиты во многом обусловлена политической поддержкой и мандатом доверия со стороны Главы государства. С другой стороны, Президент сам должен пойти на расширение возможностей и полномочий своих подчиненных, которым он наиболее всего доверяет, чтобы они могли  действовать более уверено и открыто, реализовывать свои профессиональные качества в полной мере. Поэтому логическим завершением процесса модернизации политико-властной системы представляется новая конституционная реформа, призванная расширить полномочия и повысить эффективность работы правительства, а также парламента и маслихатов всех уровней.

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено продолжить мониторинг работы центральных и региональных органов государственной власти и их первых руководителей, анализ степени ее актуальности, эффективности, прозрачности и других ключевых характеристик и составление на их основе новых рейтингов.

Просмотров (5965)

Казахский

Похожие исследования:
    Рейтинг карьерной перспективности высокопоставленных представителей политической элиты Казахстана
    Рейтинг блогов акимов регионов Казахстана
    Рейтинг ключевых установок Президента РК Н.А. Назарбаева по социальной модернизации Казахстана
    Рейтинг вероятных рисков для стабильного развития Казахстана
    Рейтинг транспарентности министерств и ведомств Казахстана

Тэги: , , ,

Оставить комментарий

Нравится