Рейтинг цен на хлеб в крупнейших городах Казахстана
В этом году в Казахстане собран сравнительно малый урожай зерновых: предварительно около 13 млн. тонн. В совокупности с низким мировым урожаем это спровоцировало слухи о грядущем повышении цен на пшеницу и хлеб.
Слухи подкрепляются регулярными ценовыми скачками. Местные власти под нажимом центральных исполнительных органов едва сдерживают цены. Последний раз схожая ситуация складывалась в 2007 году. Тогда, несмотря на «усилия властей», страна едва не осталась без главного продукта, а цены выросли не только на хлеб, но и на другие продукты питания (молочные продукты, мясо, макаронные изделия).
В ожидании нового скачка цен на «социальный хлеб»[1] Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» в сотрудничестве с ОО «Казподребнадзор» провело пилотное исследование по мониторингу цен на «социальный хлеб» в крупнейших городах Казахстана. В рамках данного проекта в дальнейшем планируется отслеживать динамику и обоснованность изменения цен на хлеб.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По результатам исследований выяснилось, что в большинстве крупных городов страны хлебопеки в той или иной мере завышают стоимость хлеба за счет:
- увеличения цены предусмотренной по меморандуму;
- несоблюдения весовых характеристик хлеба.
Местные власти из-за личной заинтересованности либо по банальной некомпетентности смотрят на это «сквозь пальцы» и всячески стараются скрыть эту практику перед центральными органами власти.
Только в Кызылорде фактическая цена хлеба оказалась существенно ниже официально предусмотренной. В Шымкенте и Павлодаре обозначенная в меморандуме и фактическая цены равны между собой. Как видно из графика, во всех других городах фактическая цена в той или иной мере превышает официальную.
Группу аутсайдеров составили города, в которых стоимость одной булки хлеба превышает 55 тенге (при среднем показателе в 49 тенге). Если в Алматы или Актау завышение цены является незначительным, то в Уральске (154%) и Кокшетау (158%) повышение выходит за все мыслимые пределы.
При этом власти Кокшетау в республиканской прессе рапортуют об успехах в процессе сдерживания цен. В частности в начале августа в СМИ была опубликована информация о подписании меморандума, согласно которому розничная цена на булку хлеба весом 550 грамм не должна превышать 40 тг (по данным замера зафиксирована цена в 60 тг, при весе булки в 500 грамм).
ВСЕ ДЕЛО В МАССЕ
Исследование подтвердило тот факт, что в Казахстане фактически отсутствует единый стандарт веса для «социального хлеба»: в областных центрах он колеблется в коридоре от 500 до 650 грамм. Учитывая важность данного продукта для малообеспеченных слоев населения, декларируемый приоритет на построение социального государства и унитарный характер его устройства, удивительно, что столь важный вопрос не регулируется централизованно.
Как показали результаты исследования, местные власти активно применяют тактику скрытого снижения веса хлеба для сохранения видимости стабильности цен (в 9 из 16 городах фактическая цена булки составляет менее 600 грамм).
Группу лидеров по критерию «масса хлеба» составили Алматы, Талдыкурган и Кызылорда (650 грамм). Последняя стала единственным городом, где фактическая масса хлеба оказалась больше, чем предусмотрено по меморандуму (650 грамм вместо 500).
Как показали результаты исследования, фактический вес хлеба в городах Казахстана часто отличается от официально объявляемого в рамках меморандума. Это относится к Петропавловску, Актобе и Кокшетау.
В большинстве случаев сотрудники акимата неохотно разглашают информацию о весе хлеба согласно меморандуму. В 4 из 16 акиматах сотрудникам ОО «Казпотребнадзор» не удалось собрать данные о норме веса из-за некомпетентности сотрудников акиматов. В трех из четырех городов, в которых не удалось собрать данные о весе хлеба (Шымкент, Актау, Караганда) согласно меморандуму, его масса составляет менее 600 грамм. Это косвенно свидетельствует о сокрытии данных для предотвращения разоблачения фактов бездеятельности в процессе контроля за массой хлеба.
СКОЛЬКО ПЕРЕПЛАЧИВАЕМ?
Сотрудники ОО «Казпотребнадзор» зафиксировали значительный разброс цен на хлеб в городах страны: от 35 до 60 тг. При этом существует заметная разница между фактической ценой и ставками, которые должны быть при условии соблюдения официальных стандартов веса и цены.
То есть каждый день миллионы казахстанцев платят за несуществующие граммы хлеба. Для демонстрации масштабов проблемы была высчитана «справедливая цена» [2].
Средняя разница между текущей фактической и «справедливой» ценой на булку хлеба по стране составляет 6 тг. Если исходить из того, что среднестатистический казахстанец в день съедает полбулки хлеба, то суммарная годовая переплата казахстанцев за хлеб составляет около 17,5 млрд. тенге (около 117 млн. долларов)! И это только при условии, что изначальная аргументация цены хлеба его производителями является верной, что вызывает сомнение, однако не представляется возможным проверить.
Хотя хлебопеки постоянно жалуются, что работают на гране рентабельности, в сфере существует значительная конкуренция. Она наглядно демонстрирует высокую коммерческую привлекательность данного вида бизнеса.
ОБОСНОВАННОСТЬ ЦЕН
Повышение цен на хлеб традиционно мотивируется ростом цен за зерно и, как следствие, муку. В таком случае соотношение цен на муку и на хлеб в каждом населенном пункте должно быть примерно одинаковым. Однако результаты исследования демонстрируют, что это далеко не так.
Во многих городах цена булки «социального хлеба» близка к розничной стоимости килограмма муки высшего сорта (в таблице такие города выделены красным). Это является нонсенсом, так как из килограмма муки можно приготовить, как минимум несколько булок хлеба. Это подтверждают показатели, зафиксированные в Астане, Караганде, Шымкенте и Кызылорде, где стоимость килограмма муки примерно в два раза превышает стоимость хлеба.
Таким образом, ключевым моментом в исследовании стало определение доли муки (пшеницы) в общей составляющей цены «социального хлеба». Как выяснилось в ходе исследования, политика ценообразования отечественных хлебопеков является «тайной за семью печатями». В данном случае, когда речь идет о самом социальном продукте, практика соблюдения коммерческой тайны представляется весьма неоднозначной.
Очевидно, что цену на хлеб в каждом из регионов определяет множество факторов. Помимо цены на муку в их число входят: транспортные расходы, цены на ГСМ, средний уровень заработных плат, цены на коммунальные тарифы, транспортные тарифы, плотность населения и многое другое. Тем не менее, пекарни предпочитают прикрывать повышение расценок конъюнктурой цен на пшеницу (муку).
Другой примечательный факт – большой разброс цен на муку в городах Казахстана. По данным АО «Казагромаркетинг» цена на муку в городах Казахстана варьируется в очень широком коридоре: от 64 тенге в Талдыкургане до 110 тенге в Астане. По логике вещей основное влияние на разброс цен на муку должен оказывать фактор удаленности населенного пункта от зерносеющих регионов. На практике часто фиксируется противоположенная картина. Например, низкие цены на муку действуют в Таразе, Кызылорде, Шымкенте, Актау (64-70 тг). В то время как в Астане, Кокшетау, Караганде, в окрестностях которых выращивают значительную часть казахстанского хлеба, цены зашкаливают (86-110 тг).
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Постоянный рост уровня доходов казахстанцев лишь незначительно отражается на уровне жизни беднейшей части населения. По данным независимых аналитиков разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными в Казахстане достигает пропорции 1 к 30, в то время как мировой нормой является пропорция 1 к 5. То есть значительная часть казахстанцев занимается обеспечением своего выживания. Это обуславливает рацион казахстанцев. Хлебобулочные изделия входят в число продуктов, которые позволяют этой части населения Казахстана каждый день удовлетворять свою первичную потребность в пище.
По всей видимости, Правительство отчасти осознает всю серьезность вопроса ценообразования на продукт номер один. Это выражается в латентном контроле над уровнем цен, на так называемый «социальный хлеб» в регионах.
Ни для кого не секрет, что Казахстан является крупнейшим экспортером зерновых. Тем не менее, существующие механизмы не позволяют сдерживать цены на хлеб в неурожайные годы. Как показывает практика, в такие годы цены на хлеб значительно увеличиваются, а в годы рекордного урожая цены, как правило, сохраняются на прежнем уровне либо лишь немного снижаются. Это может свидетельствовать о наличии мощного зернового лобби в представительных и исполнительных ветвях власти.
ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДУЕТ, ЧТО:
- Цены на муку не являются определяющим фактором, влияющим на цену хлеба.
- Лидерские позиции Кызылорды и Шымкента в рейтинге свидетельствуют о приоритете властей на сдерживание цен в потенциально политически активных регионах.
- В Петропавловске, Актюбинске и Кокшетау вес хлеба по результатам замера оказался значительно меньше, чем в меморандуме, что косвенно свидетельствует о низком качестве работы местных властей.
- Отдаленность города от регионов, где выращивается основной урожай хлеба, не влияет на его текущий уровень цен.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- На центральном уровне определить единый общереспубликанский стандарт массы хлеба (600 грамм) для предотвращения манипуляций с его занижением местными властями в будущем;
- Возложить на местных акимов персональную ответственность за соблюдение массы «социального хлеба» производителями;
- В случае повышения цены на хлеб обязать местные власти распространять в СМИ детальную информацию о мотивах повышения с приведением количественных показателей текущей политики ценообразования;
- Предпринять меры для снижения транспортных расходов при транспортировке муки.
Тэги: казахстан, народ, рейтинг, хлеб