Рейтинг стоимости коммунальных тарифов в крупнейших городах Казахстана
Сфера коммунальных тарифов в той или иной мере волнует каждого казахстанца. В особенности людей с низким уровнем доходов. В связи с этим Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» в рамках Меморандума о сотрудничестве с ОО «Казпотребнадзор» провело исследование по стоимости основных коммунальных тарифов в крупнейших городах Казахстана.
В своих заявлениях последнего времени руководство страны регулярно подготавливает население к очередному повышению коммунальных тарифов и призывает экономить блага цивилизации. При этом провозглашается более чем уважительная цель – модернизация безнадежно устаревших сетей и мощностей. Понятно, что каждый разумный гражданин между повышением цен и возможными перебоями и отключениями коммунальных услуг выберет повышение тарифа. Однако нет никакой гарантии того, что повышение тарифов приведет к улучшению ситуации в сфере коммунального хозяйства. В прошлом повышения всегда были якобы «недостаточными». Как следствие, ситуация в данной сфере остается предкризисной.
В ожидании очередного повышения цен на большую часть коммунальных услуг во всех населенных пунктах Казахстана «Казпотребнадзор» решил сравнить текущие тарифы в крупнейших городах страны.
Для сравнения и анализа использовались данные о текущих тарифах на электричество, горячую и холодную воду, отопление, газ и телефон. Как известно, эти услуги являются, с одной стороны, жизненно необходимыми, с другой — самыми дорогостоящими.
Для анализа использовались данные о расценках на коммунальные тарифы с сайта http://www.regulator.kz актуальные на сентябрь 2012 года. Сбор данных о текущих ценах на электроэнергию, ввиду их несистематизированности на официальном сайте, производился с различных информационных ресурсов.
Для суммарного сопоставления тарифов в городах и общей наглядности была рассчитана средняя стоимость коммунальных расходов за двухкомнатную квартиру, в которой проживают четыре человека. Посредством опроса был определен средний расход каждого из видов коммунальных услуг на одного человека, что выглядит следующим образом:
Расчет осуществлялся, исходя из того, что в квартире установлены счетчики на все соответствующие коммунальные услуги (кроме отопления).
Если в каком-либо городе отсутствует та или иная услуга, то в качестве платы за нее выставлялось среднее значение по другим городам.
В ходе проверки текущих расценок через региональных представителей выяснилось, что фактические тарифы часто отличаются от официальных. В 18 случаях фактический тариф заметно превышал официальный, в 14 — был ниже. Во многом это объясняется тем, что на сайте официального органа представлены усредненные тарифы по каждому городу. По факту стоимость той или иной услуги может существенно разниться в зависимости от района проживания потребителя. По мнению специалистов ОО «Казпотребнадзор», такая ситуация является по меньшей мере парадоксальной, так как в рамках одного населенного пункта должны действовать единые тарифы.
ПРОБЛЕМАТИКА
По данным Агентства РК по статистике, с 2005 по 2011 гг. стоимость средней оплаты по Казахстану выросла за:
- Отопление — на 43%, с 1810 до 2585 тг за гигакалорию;
- Электричество — на 118% (более чем в два раза!), с 4,18 до 9,15 тг за киловатт;
- Горячую воду — на 54%, со 100 до 154 тг за кубометр;
- Холодную воду — на 59%, с 27 до 43 тг за кубометр;
- Газ — на 57%, с 7 до 11 тг за кубометр;
- Стационарный телефон — на 91% (почти в 2 раза), с 440 до 839 тг.
Из приведенных цифр видно, что наибольшими темпами растут тарифы на электроэнергию и связь. Средний рост цен на электричество почти в два раза превышает рост цен на другие коммунальные услуги. Это косвенно свидетельствует о фактах лоббирования интересов энергетических компаний уполномоченными органами, в частности, Агентством по регулированию естественных монополий, акиматами и маслихатами.
Наибольший рост тарифов на электроэнергию с 2005 по 2011 гг. фиксируется в следующих городах:
- Кызылорда – рост 171%, с 4,45 до 12,06 тг за кВт·ч (ДТОО «Кызылордаэнерго», АО «Кызылординская РЭК»). Рост цен наблюдался, когда Кызылординскую область возглавлял Мухтар Кул-Мухаммед. Затем это повторилось при действующем акиме Болатбеке Куандыкове.
- Кокшетау — 170%, с 4,76 до 12,87 тг за кВт·ч (ТОО «Кокшетау Энерго»). С 2005 по 2011 гг. Акмолинскую область возглавляли поочередно Альберт Рау и Сергей Дьяченко.
- Алматы на 168%, с 4,60 до 12,34 тг за кВт·ч (Алатау Жарык Компаниясы, ТОО «АлматыЭнергоСбыт»). До 2008 года пост акима города занимал Имангали Тасмагамбетов, затем таковым стал Ахметжан Есимов.
- Тараз на 162%, с 4,46 до 11,70 тг за кВт·ч (ТОО «Жамбылские электрические сети»). До 2009 года Жамбылскую область возглавлял Борибай Жексембин, а после него акиом стал Канат Бозумбаев, кстати, экс-председатель правления АО «Kegoc» (Компания по управлению электрическими сетями). При этом в Жамбылской области самый низкий уровень доходов населения по стране.
- Талдыкорган на 157%, с 4,80 до 12,34 тг за кВт·ч (АО «ТАТЭК», Алатау Жарык Компаниясы). С 2005 по 2011 год Алматинскую область возглавлял Серик Умбетов.
- Шымкент на 157%, с 4,40 до 11,33 тг за кВт·ч (АО «Казахстанские коммунальные системы»). В рассматриваемый период Южно-Казахстанскую область поочередно возглавляли Болат Жалкышиев, Умирзак Шукеев, Нургали Ашим и действующий аким Аскар Мырзахметов.
В свою очередь, наилучший результат по сдерживанию цен на электроэнергию достигнут в городе Актау Мангистауской области: за 6 лет тариф здесь вырос всего на 22%. Большую часть рассматриваемого периода область возглавлял нынешний вице-премьер Крымбек Кушербаев. Примечательно, что в сферу его компетенции на текущем месте работы входят вопросы регионального развития, строительства и модернизации ЖКХ. Это позволяет надеяться, что безудержный рост цен в ближайшие годы хотя бы замедлится.
В свою очередь Агентство по регулированию естественных монополий в это период возглавляли:
- Бакытжан Сагинтаев (2004-2007);
- Нурлан Алдабергенов (2007-2011).
Эти политики несут основную долю ответственности за отсутствие прогресса в коммунальной сфере в последние годы. Несмотря на значительный рост коммунальных тарифов, ситуация в данной сфере продолжает ухудшаться. Действующие механизмы контроля над соответствием роста цен и темпами модернизации ЖКХ показывают свою неэффективность.
С начала 2012 года АРЕМ возглавляет Мурат Оспанов. Но смена руководителя не привела к изменению политики взаимодействия уполномоченного органа с монополистами. Рост тарифов, как и прежде, не приводит к значительной модернизации мощностей.
Постоянные повышения стоимости абонентской платы АО «Казахтелеком» и вовсе идут вразрез с общей конъюнктурой рынка. Почти безраздельная монополия компании постепенно утрачивается за счет снижения тарифов сотовыми операторами. К примеру, текущая стоимость абонентской платы за телефон эквивалентна стоимости двухчасового разговора у одного из операторов сотовой связи (7 тенге в минуту). Таким образом, для одиноких граждан, а также казахстанцев, использующих городской телефон от случая к случаю, выгоднее полностью отказаться от услуг АО «Казахтелеком» и перейти на мобильную связь. В развитых странах, где люди привыкли считать свои деньги, такая практика получила широкое распространение. «Казпотребнадзор» ПРИЗЫВАЕТ КАЗАХСТАНЦЕВ СЛЕДОВАТЬ ИХ ПРИМЕРУ и начинать экономить свои деньги.
Если рассматривать ситуацию только за 2011 год, то, согласно данным Агентства РК по статистике, наибольший рост цен на жилищно-коммунальные тарифы был зафиксирован в Карагандинской, Северо-Казахстанской и Жамбылской областях (12,1, 11,3 и 10,2 % соответственно). При этом средний уровень роста цен по стране составил всего 6,5%.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По результатам исследования фиксируется большой разброс цен на коммунальные услуги в различных городах Казахстана. Совокупная стоимость коммунальных услуг в городе-лидере Актау (6138 тг) почти в два раза ниже, чем в городах-аутсайдерах — Костанае и Алматы (11494 и 11487 тг соответственно). Такая большая разница достигается за счет того, что в Актау все коммунальные тарифы, за исключением холодной воды (ее приходится опреснять), значительно дешевле, чем в Алматы и Костанае.
Наивысшая цена за электричество зафиксирована в Кызылорде, Кокшетау и Костанае (12,99 тг, 12,87 тг и 12,68 тг соответственно). Она примерно на 40% выше, чем в среднем в городах страны.
Абсолютными лидерами по дороговизне отопления являются Алматы и Костанай. Плата за отопление квадратного метра жилплощади в этих городах составляет 111,15 тг и 111 тг соответственно, что на 52,6% больше среднего тарифа по стране.
Самая дорогая горячая вода в стране льется из кранов алматинцев, карагандинцев и костанайцев (274, 242 и 233 тг соответственно). Единственным областным центром Казахстана, в котором в XXI веке нет централизованной горячей воды, является Кызылорда. Местные власти уже много лет не могут решить эту проблему.
Ежемесячная средняя плата казахстанцев за холодную воду и газ является незначительной (308 и 211 тг соответственно). При этом природный газ централизованно поставляется потребителям только десяти крупнейших городов из шестнадцати. Планируется, что в ближайшее время ситуация в данной области значительно улучшится за счет реализации программы газификации.
Наибольший вклад в общую совокупную стоимость коммунальных услуг вносит плата за отопление. Средняя плата в городах Казахстана за отопление двухкомнатной квартиры составляет 3636 тг.
СЧЕТЧИКИ ЗА СЧЕТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В ходе сбора данных исследователи ОО «Казпотребнадзор» убедились, что монополисты сделали все возможное для того чтобы население устанавливало счетчики на все услуги. Как показали результаты исследования, установка счетчиков очень выгодна для потребителей. Например, в Алматы кубометр газа стоит 18,56 тг, а плата за человека при отсутствии счетчика составляет 217 тг, что эквивалентно стоимости примерно 11 кубометров. Однако на практике реальный расход на человека намного ниже – не более 5 кубометров.
Во время подготовки настоящего отчета СМИ обнародовали информацию о новом этапе принуждения населения к установке дорогостоящих приборов учета. На этот раз АРЕМ создает условия для установки общедомовых счетчиков на отопление. Для этого тариф для потребителей, не имеющих приборов учета, увеличивается на 20%. В свою очередь цена для потребителей, имеющих счетчики, снизится на 24,9%. Для юридических лиц разница в цене в случае наличия или отсутствия счетчика будет еще больше.
При этом стоимость тепловых счетчиков составляет около 300-400 тыс. тенге. Таким образом, от решения АРЕМ выиграют не только монополисты, но и компании –производители и импортеры счетчиков.
Получая заработную плату из средств государственного бюджета, руководство АРЕМ обязано действовать в интересах потребителей. Однако оно фактически отстаивает интересы поставщиков, которые, благодаря отмеченному выше новшеству, будут в течение нескольких лет (пока население не само организуется и не установит общедомовые приборы учета) получать сверхдоходы.
По убеждению ОО «Казпотребнадзор», благородная цель экономии ресурсов, провозглашенная Лидером нации, должна осуществляться не только за счет потребителей. Установку счетчиков должны производить компании-монополисты за собственные средства.
СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
Общеизвестно, что оплата коммунальных тарифов не входит в минимальную потребительскую корзину казахстанцев. По мнению сотрудников ОО «Казпотребнадзор», это является нонсенсом. Например, средняя стоимость платы за коммунальные услуги в зимний период составляет:
- Около 47% от уровня минимальной зарплаты (17 439 тг) и минимальной пенсии (17 491 тг);
- 34% от пособия для инвалидов первой группы (23 717 тг).
Как видно из вышеприведенных цифр, для многих социально-незащищенных граждан оплата коммунальных услуг часто является непосильным грузом.
Однако коммунальщики регулярно отмечают следующий парадокс: в числе должников за коммунальные услуги большинство составляют не «малоимущие бабушки», а весьма состоятельные граждане. Это свидетельствует о несовершенстве существующих механизмов взимания долгов.
Долги недобросовестных потребителей не являются проблемой, касающейся только самих должников и компаний-поставщиков. У массового потребителя отсутствует понимание того, что именно мы платим за долги недобросовестных граждан. Конечно, нам не приходит в квитанции отдельной графой «долг соседа». Плата за него происходит за счет повышений тарифов.
Еще одна проблема, которая непосредственно влияет на рост тарифов – потери при «доставке» того или иного блага до потребителя. Например, средние потери электроэнергии при распределении по Казахстану, по данным Википедии, составляют 21,5%, тогда как в реальности достигают 30%. Их можно разделить на две группы:
- Потери вследствие низкого качества существующей инфраструктуры;
- Незаконные заборы со стороны потребителей.
В обоих случаях плата за потерянные литры либо украденные киловатты закладывается в тариф. Как следствие, у поставщиков соответствующих услуг отсутствует заинтересованность в минимизации потерь при транспортировке и распространении услуг. В свою очередь, в модернизации ЖКХ заинтересованы потребители, которые никак не контролируют ее процесс. В наведении порядка в сфере, как ни странно, заинтересована и верховная власть.
Повышение уровня благосостояния населения за счет снижения случаев обмана казахстанцев может стать действенным инструментом против распространения протестных настроений.
Проблемная ситуация в исследуемой сфере во многом связана с недобросовестностью отдельных чиновников среднего уровня, которые рассматривают свою текущую должность, как своеобразную «кормушку». Они не безвозмездно лоббируют интересы отдельных компаний-монополистов, используя свои служебные полномочия. В результате эти чиновники и монополисты постоянно обогащаются за счет средств налогоплательщиков, а повышение пенсий, пособий и зарплат бюджетникам «съедает» рост цен за «коммуналку». Это вынуждает власти вновь и вновь изыскивать средства для повышения пенсий и пособий, экономя деньги на социальных программах.
В связи со сложившейся ситуацией «Казпотребнадзор» официально заявляет о своей готовности участвовать в осуществлении компетентного и качественного гражданского контроля за модернизацией на всех коммунальных предприятиях страны. Для улучшения ситуации в данной сфере компании-монополисты следует обязать при каждом новом повышении тарифов публично оглашать конкретные планы модернизации и отчитываться в выполнении ранее озвученных задач. Правдивость заявлений о модернизации в предыдущий период должна обязательно проверяться с участием представителей неправительственного сектора.
ВЫВОДЫ
На момент начала работы нового Правительства в коммунальной сфере сложилась крайне сложная ситуация:
- Существующие мощности и распределительные сети изношены до предела.
- Значительной частью коммунальных предприятий страны владеют частные лица, рассматривающие эти активы исключительно как источник обогащения.
- Действующие механизмы контроля над расходованием средств на модернизацию ЖКХ показывают свою крайнюю неэффективность.
- Текущий уровень жизни беднейшей части населения не позволяет значительно поднять тарифы без ущерба для нормальной жизнедеятельности данных граждан.
- Потери при транспортировке и распределении коммунальных услуг достигли критического уровня. Очередное повышение тарифа часто используется только для их перекрытия.
- Масштаб износа мощностей требует их ускоренного обновления, что невозможно без привлечения огромных средств извне либо значительного повышения тарифов. Последним же шагом Правительство неминуемо вызовет на себя недовольство со стороны граждан.
РЕКОМЕНДАЦИИ ОО «КАЗПОТРЕБНАДЗОР»
- Создать реальные механизмы гражданского контроля над процессом модернизации существующей инфраструктуры и строительства новых мощностей.
- Для повышения прозрачности создать специализированный сайт, на котором будет размещаться информация о выполнении каждой компанией своих обязательств по модернизации.
- Обязать все компании, оказывающие коммунальные услуги, перед повышением тарифа публиковать в популярной газете (тираж не менее 30 тыс. экземпляров) подробную мотивировку повышения с приведением конкретных числовых показателей, а также отчет о ранее запланированной модернизации, проведенной с момента последнего повышения тарифа.
- Совместно с финансовой полицией активизировать работу по выявлению случаев завышения проектной стоимости модернизации, стоимости сырья, а также пресечения «откатов».
- Внести в минимальную потребительскую корзину расходы на коммунальные услуги.
- Предусмотреть механизмы компенсаций за счет государства для граждан, чей доход на члена семьи меньше уровня прожиточного минимума.
- Рассмотреть объективность существующих тарифов в городах, где их уровень превышает средний показатель более чем на 40% (по результатам настоящего исследования).
- Систематизировать и оптимизировать работу по взиманию долгов со злостных неплательщиков из числа граждан, не относящихся к категории социально уязвимых.
- Предусмотреть принцип, согласно которому рост потерь за время владения предприятием, оказывающим коммунальные услуги, не учитывается при обосновании необходимости повышения тарифов. К примеру, если на момент покупки предприятия нынешним собственником в 2001 году его потери составляли 5%, а сейчас они достигают 20%. Разница потерь (15%), достигнутая в результате бездействия собственника, не может закладываться в тариф.
- Рассмотреть возможность выделения средств из Национального фонда для выкупа и модернизации наиболее проблемных мощностей. При этом выкуп должен осуществляться по той же стоимости, по которой предприятие было приватизировано, с учетом компенсации в соответствии с уровнем инфляции и произошедшим износом/модернизацией мощностей. Предприятия, подвергающиеся выкупу, не должны вновь передаваться в частую собственность
- Законодательно ужесточить ответственность за воровство электроэнергии, воды и газа. Параллельно активизировать работу по искоренению методов незаконного занижения потребления. Например, для снижения случаев воровства воды нужно запретить продажу (а постепенно и использование) счетчиков, показания которых можно занижать с помощью использования магнитов.
- Разработать и внедрить принцип «соответствия роста цен темпам обновления мощностей». Суть этого принципа должна заключаться в том, чтобы повышение тарифов производилось только для тех компаний, темпы работы по модернизации которых соответствуют предусмотренным планам. Остальные компании должны подвергнуться принудительному выкупу в пользу государства по цене, за которую они ранее были приватизированы, с учетом инфляции и текущего состояния.
При полном или частичном использовании материалов агентства гиперссылка на сайт «Рейтинг.kz» обязательна.
Тэги: жкх, казахстан, коммуналка, рейтинг, тарифы