Анализ деятельности Казанского отделения Крестьянского поземельного банка
В результате кулаки значительно увеличивали количество своих земель, округляли собственные владения и становились «помещиками», а бедняки, продав свою землю, окончательно отрывались от деревни и должны были уходить в город, пополняя ряды «резервной армии» для промышленности, точнее — ряды безработных. Таково было положение по всей России, такоУкрепление зевым же оно было и на территории современной Татарии. Анализ деятельности Казанского отделения Крестьянского поземельного банка подтверждает это. Банк помог кулаку собрать в своих руках как можно больше земли за счет беднейшего и даже среднего крестьянства. Количество земли, предназначенное банком для продажи крестьянам по Казанской губернии, не превышало 3,8% ко всему количеству крестьянских земель, да и эти земли из-за высоких цен крестьянами не покупались. Количество земли, предназначенное банком для продажи крестьянам по Казанской губернии, не превышало 3,8% ко всему количеству крестьянских земель, да и эти земли из-за высоких цен крестьянами не покупались.
К 1915 г только 58% этих земель были проданы. Кулак предпочитал по дешевке скупать землю у бедноты, а средний крестьянин не мог выдержать слишком кабальных условий банковской ссуды. Правительство всячески рекламировало среди крестьянства новую земельную политику, расписывая все «прелести» хуторского, отрубного хозяйства. С восторгом приняла столыпинский земельный закон и татарская буржуазия, видя в нем возможность для собственного обогащения.
Татарская либеральная печать типа «Казан мухбире» («Казанский вестник») и «Вакыт» («Время») развернула широкую пропаганду нового закона, печатала законоположения и инструкции, издавала специальную агитационную литературу. В 1908 г появились даже специальные татарские сельскохозяйственные журналы: «Иктисад» («Экономика») в Самаре, «Аул худжалыгы конкуреше журналы» («Сельскохозяйственный листок») в Уфе и др. В них всячески восхвалялся столыпинский закон, описывались «выгоды» хуторского владения землей, давались советы, как вести «культурное» «хозяйство на собственной земле» и т. д.
Добавить комментарий