Столыпинская земельная реформа в крае
Вначале заявления о желании закрепить за собой земли подало до 15% всех крестьянских хозяйств губернии, а после того, как крестьяне разобрались в сущности реформы, то решили закрепить за собой земли только 8,6% общинников, получивших 5,2% всей надельной земли. При этом 56% хозяйств, укрепивших наделы, были русские, 18% — татарские, 15% — чувашские, до 11 % — представители других народностей. К общему числу хозяйств данной национальности в губернии, русские, укрепившие землю, соста-вили 9,2%, татары — 2,5%. Характерно, что причиной, побудившей подать заявления об укреплении земли, многие откровенно выставляли желание «продать укрепленные наделы». Еще меньше оказалось желающих выселиться на отруба и хутора. Еще меньше оказалось желающих выселиться на отруба и хутора.
К 1 января 1911 г таких хозяйств по губернии насчитывалось 1957 с 13. 978 десятинами земли Это составляло всего лишь 0,5% ко всему количеству крестьянских дворов и 9% от укрепивших свои наделы. Большинство хуторян (до 57%) были русские. Эта характеристика относится и к хуторянам края.
Столыпинская земельная реформа в крае фактически провалилась. Количество нужных правительству «крепких» хуторян было весьма незначительным, да и вообще крестьянство, особенно нерусское, слабо укрепляло за собой земли, предпочитая оставаться в общине. Каковы же были причины этого?
Основной причиной являлось то, что реформа не разрешила главного вопроса — крестьянского малоземелья. Помещичьи земли остались нетронутыми (даже Крестьянский поземельный банк их скупил весьма немного), а вместе с ними и крепостная кабала испольщины и отработки. Крестьянам не было смысла укреплять свои мизерные наделы и тем более выходить с ними на отруба, чтобы как и раньше арендовать землю у помещика на кабальных условиях.
Добавить комментарий