Элементы демократической и социалистической культуры
В Казани и тяготевшем к ней крае эти взгляды проводил миссионер-обруситель Ильминский. Для него человек, наивно ве-рующий в бога и царя, был идеалом общественного совершенства. Таким же «столпом» реакции являлся проф Корсаков — истый руссификатор, враг демократии. В конце 90-х годов он выступил с речью о необходимости колонизации и русификации азиатских владений.
Разлагающаяся дворянско-буржуазная культура презирала все отечественное, низкопоклонничала перед иностранщиной. Разлагающаяся дворянско-буржуазная культура презирала все отечественное, низкопоклонничала перед иностранщиной. Для дворянина итальянская опера была лучше бессмертных творений русских композиторов, французский бульварный роман ценнее великих произведений Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова.
Торговца и промышленника в культуре интересовало только то, что дает чистоган. В угоду господствующей культуре царское правительство душило культуру демократическую, подавляло движение разночинцев-демократов, привлекая для этого аппарат жандармерии, цензуры, суда. Давление реакции ощущало в Казани и передовое студенчество, и такие передовые ученые, как Лесгафт, и татарский просветитель-демократ К. Насыров Но преодолеть законы общественного развития реакция все же не могла. Несмотря на многочисленные остатки крепостничества, вместе с развитием капитализма-растет демократическое движение, усиливаются элементы демократической культуры, а с появлением пролетариата — и культуры социалистической.
В борьбе с реакционной культурой эти элементы демократической и социалистической культуры крепли и обеспечивали движение вперед. Сила идей революционных демократов, овладевшая передовым обществом второй половины XIX столетия, была настолько велика, что многие деятели и ученые из дворян и буржуазии отходили от идеологии своего класса и обогащали демократическую культуру своими трудами и открытиями.
Добавить комментарий