Рейтинг качества работы акиматов областных центров и акиматов областей, городов республиканского подчинения за III квартал 2014 года
С 20 по 27 сентября 2014 года Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно качества работы акиматов областных центров. В рамках данного проекта было опрошено 86 экспертов, преимущественно представляющих регионы страны.
Была учтена значимость 7 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов областных центров. Оценка проводилась с использованием 7-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов.
Обработка результатов проводилась при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.
Таковы основные факторы, определяющие качество работы акиматов областных центров, которые обозначили эксперты. В соответствии с этими критериями эксперты распределили степень эффективности работы акиматов областных центров следующим образом:
Группу лидеров составили:
- Акимат г. Актау (Едил Жанбыршин) 3,73 балла
- Акимат г. Усть-Каменогорск (Темирбек Касымжанов) 3,72 балла
- Акимат г. Кызылорда (Нурлыбек Налибаев) 3,70 балла
- Акимат г. Уральск (Алтай Кульгинов) 3,69 балла
- Акимат г. Атырау (Нурлыбек Ожаев) 3,68 балла
Лидерство в списке наиболее эффективных акиматов областных центров удалось захватить акимату города Актау. В третьем квартале акимат вышел в лидеры межрегионального сотрудничества. В частности, проведена 7-ая международная конференция городов всемирного наследия Евразии с участием более 100 мэров городов мира. Кроме того, подготовлены новые проекты для включения в Карту индустриализации.
Второе место в рейтинге занял акимат города Усть-Каменогорск. В третьем квартале акимат провел общественные слушания по вопросу градостроительного развития пригородной зоны. В рамках проекта предполагается дальнейшая диверсификация промышленности города, позволяющая удерживать лидирующие позиции в индустриально-инновационной сфере всей страны.
Третье место сохранил за собой акимат города Кызылорда. В городе форсируется работа по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, проведено благоустройство набережной р. Сырдарьи. Кроме того, особое внимание уделяется вопросам развития транспортной инфраструктуры, особенно, участков, прилегающих к трассе «Западная Европа – Западный Китай».
На четвертой строчке рейтинга разместился акимат города Уральск. В третьем квартале завершен запуск завода по производству бетона, ведутся масштабные строительные работы на объектах социальной инфраструктуры, а также проводится благоустройство рекреационных зон. Кроме того, начато строительство новой городской площади.
Завершает список лидеров акимат города Атырау. Благодаря проведению 11 форума приграничного сотрудничества Казахстана и России город получил 10 млрд. тенге капитальных инвестиций. В рамках подготовки к мероприятию проведена масштабная реконструкция транспортной инфраструктуры, проведен ремонт зданий.
В средней группе акиматов областных центров:
- Акимат г. Павлодар (Булат Бакауов) 3,64 балла
- Акимат г. Талдыкорган (Ермек Алпысов) 3,63 балла
- Акимат г. Шымкент (Дархан Сатыбалды) 3,60 балла
- Акимат г. Петропавловск (Тулеген Закарьянов) 3,59 балла
- Акимат г. Актобе (Ерхан Умаров) 3,59 балла
- Акимат г. Костанай (Ахмедбек Ахметжанов) 3,57 балла
Открывает среднюю группу акимат города Павлодар. Новому акиму – Булату Бакауову удалось эффективно организовать работу менее чем за полгода после назначения. Усилиями акимата были изысканы дополнительные средства на реализацию строительных проектов, ускорена модернизация дорожной инфраструктуры, ведется подготовка к реконструкции моста. В рамках программы индустриально-инновационного развития завершается оформление земельного участка к индустриальной зоне «Павлодар».
Несколько понизились рейтинговые показатели акимата города Талдыкорган. В третьем квартале усилия акимата были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. В частности, были выделены средства на расширение 17 производственных площадок. Остаются острыми вопросы модернизации коммунальной инфраструктуры и газоснабжения.
Показатели эффективности акимата города Шымкент также несколько понизились. В третьем квартале в городе обострились дискуссии о необходимости повышения некоторых коммунальных тарифов, в частности, на вывоз твердых бытовых отходов. Одновременно с этим предпринимались усилия по использованию отходов в биоэнергетических установках.
Акимату города Петропавловск удалось удержаться в средней группе. В третьем квартале руководство города предприняло шаги по решению острых социальных вопросов, связанных с модернизацией жилого фонда, а также решением проблем, обусловленных выкупом земельных участков у жителей города для государственных нужд.
Акимат города Актобе также смог удержаться в середине рейтинга. Во время визита Президента Назарбаева в регион руководство города смогло отстоять проект строительства микрорайона «Нур Актобе», рассчитанного на 250 тыс. жителей. В случае успешной реализации данный проект превратит Актобе в полноценный «опорный» город в западной части страны.
Замыкает группу «середняков» акимат города Костанай. Благодаря назначению нового акима рейтинговые показатели города несколько улучшились. В третьем квартале запущен один из проектов Карты индустриализации – новый домостроительный комбинат. Также ведутся работы по модернизации коммунальной и дорожной инфраструктуры.
В группу акиматов-аутсайдеров вошли:
- Акимат г. Кокшетау (Жомарт Нургалиев) 3,51 балла
- Акимат г. Тараз (Нуржан Календеров) 3,50 балла
- Акимат г. Караганда (Нурлан Аубакиров) 3,45 балла
Группу аутсайдеров возглавляет акимат города Кокшетау. В третьем квартале было проведено расширенное совещание по вопросам развития города. Достаточно перспективными стали и переговоры с иностранными инвесторами по перспективам строительства новой теплоэлектроцентрали в формате частно-государственного партнерства.
Предпоследнее место в рейтинге занял акимат города Тараз. В ходе подведения итогов развития за первое полугодие в городском маслихате было затронуто несколько нерешенных проблем: благоустройство городских парков и скверов, качество модернизации коммунальных сетей, рост тарифов общественного транспорта.
Последнее место в списке эффективности вновь занял акимат города Караганда. Новому акиму Нурлану Аубакирову пока не удается переломить негатив, связанный с коррупционным делом в отношении экс-акима Мейрама Смагулова. Дополнительный негатив связан с продолжением коррупционного скандала на новом уровне – теперь уже в отношении экс-акима области Бауржана Абдишева.
***
Параллельно с оценкой эффективности работы акиматов областных центров проводилось исследование эффективности работы акиматов областей и городов республиканского подчинения за второй квартал 2014 года. Опрос проводился с 22 по 27 сентября. Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 48 экспертов, представляющих сферу бизнеса, неправительственные организации и аналитическое сообщество.
В рамках исследования была учтена значимость 11 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов. Оценка проводилась с использованием 11-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «11» (наибольший) баллов.
Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.
По результатам исследования, экспертами была предложена следующая градация критериев оценки качества работы акиматов по степени значимости:
По сравнению с прошлым отчетом за первое полугодие 2014 года градация двух лидирующих критериев оценки работы акимов по степени значимости факторов не изменилась – эксперты продолжают считать поддержание политической и социальной стабильности, а также экономическое развитие регионов главными индикаторами работы акимов. В тройку наиболее значимых критериев оценки в этот раз эксперты вывели такой критерий как «Реализация региональных социальных программ».
В соответствии с этими критериями качество работы областных акиматов во втором квартале 2014 года было оценено следующим образом:
Лидерами рейтинга являются:
- Восточно-Казахстанский областной акимат (Бердибек Сапарбаев) 4,14 балла
- Кызылординский областной акимат (Крымбек Кушербаев) 4,13 балла
- Акимат г. Алматы (Ахметжан Есимов) 4,09 балла
- Акимат г. Астана (Имангали Тасмагамбетов) 4,08 балла
- Мангистауский областной акимат (Алик Айдарбаев) 3,90 балла
Лидером рейтинга по итогам третьего квартала 2014 года стало руководство Восточно-Казахстанской области. Аким области смог форсировать международное сотрудничество по целому ряду значимых для области направлений: от промышленной реконструкции, до развития региональных медицинских центров. Достаточно заметным стало и участие акима в селекторном совещании Правительства РК по вопросам перераспределения полномочий между органами власти. Также эксперты отметили сохраняющуюся оперативность региональных властей в реагировании на трудовые конфликты, упор на профилактику их возникновения.
Второе место в рейтинге эксперты отвели акимату Кызылординской области. В третьем квартале руководство области продолжало наращивать темпы реализации инфраструктурных и социально значимых проектов. В частности, был открыт новый мост в Сырдарьинском районе, анонсировано строительство нового микрорайона в Кызылорде, форсированы темпы ремонта социальной инфраструктуры в райцентрах. Кроме того, в ходе визита в регион председателя правления НАК «Казатомпром» была достигнута договоренность о строительстве в области ряда социальных объектов.
Улучшил свои позиции в рейтинге акимат Алматы. В третьем квартале в Алматы появился новый район города – за счет земель, присоединенных от Алматинской области. Кроме того, акимат смог добиться от республиканского центра увеличения бюджета города, что, в свою очередь, позволит ускорить реализацию важнейших городских программ. Сохранены высокие темпы строительства транспортной инфраструктуры, а кроме того введен в эксплуатацию второй Коммунальный автобусный парк. В активе руководства города и высокие темпы межрегионального сотрудничества – в третьем квартале было проведено несколько сельскохозяйственных ярмарок, обсуждены условия взаимодействия в развитии прилегающих районов Алматинской области.
Акимат Астаны в целом сохранил высокие темпы регионального развития. Проведение EXPO-2017 требует от акимата ускоренного решения вопросов строительства необходимой транспортной и гостиничной инфраструктуры. Параллельно разворачивается работа по формированию благоприятной среды для предприятий малого и среднего бизнеса. В тоже время, концентрация внимания на этих приоритетных направлениях приводит к определенным социальным издержкам – сохраняется острота проблем долевого строительства, сопровождаемая вопросами достаточного количества социальной инфраструктуры (школ, больниц) для жителей города. В городе резко выросла социальная напряженность в связи со сносами домов в дачных массивах, что нашло свое отражение в данном рейтинге.
Замыкает первую пятерку наиболее эффективных местных исполнительных органов акимат Мангистауской области. В третьем квартале был завершен важный инфраструктурный проект – строительство железнодорожной магистрали Жезказган – Бейнеу, — которая значительно сокращает сроки транзита грузов через территорию страны. Кроме того, данный проект позволяет придать новый импульс развитию транспортно-логистических услуг в казахстанском секторе Каспийского моря. Не случайно, практически одновременно с завершением строительства магистрали Президент призвал развивать курортный потенциал Мангистау.
В среднюю группу рейтинга попали следующие акиматы:
- Павлодарский областной акимат (Канат Бозумбаев) 3,90 балла
- Атырауский областной акимат (Бактыкожа Измухамбетов) 3,89 балла
- Северо-Казахстанский областной акимат (Ерик Султанов) 3,87 балла
- Южно-Казахстанский областной акимат (Аскар Мырзахметов) 3,86 балла
- Акмолинский областной акимат (Сергей Кулагин) 3,77 балла
- Западно-Казахстанский областной акимат (Нурлан Ногаев) 3,76 балла
Открывает группу «середнячков» акимат Павлодарской области. В третьем квартале руководство области продолжало наращивать усилия по развитию приграничного сотрудничества. В частности, в рамках официального визита делегации Павлодарской области в Омск было заключено соглашений на общую сумму 3,2 млрд. тенге. Кроме того в области подведены промежуточные результаты регионального индустриально-инновационного развития – ведется работа по 85 промышленным проектам с общим объемом инвестиций в 1,1 трлн. Тенге. Все эти показатели были позитивно оценены Президентом Назарбаевым во время рабочего визита в регион.
Следующим в списке эффективных органов местной исполнительной власти, по мнению опрошенных экспертов, располагается акимат Атырауской области. В третьем квартале область приняла 11-й приграничный форум Казахстана и России. Также в рамках трансграничного сотрудничества прошло заседание рабочей группы Казахстанско-Российской комиссии по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов в бассейне реки Урал. В рамках сохранения окружающей среды было проведено несколько общественных слушаний по вопросам обеспечения экологической безопасности на нефтегазовых месторождениях.
Высокие темпы роста рейтинговых показателей продемонстрировал акимат Северо-Казахстанской области. Смена акима благоприятно повлияла на рост открытости в работе акимата, повышение оперативности принимаемых решений. В третьем квартале акимату удалось заключить рамочные соглашения с инвестициями в развитие пищевой промышленности от Банка развития Казахстана. Кроме того, были предприняты усилия по решению проблем с недостатком мощностей хранения зерна.
Южно-Казахстанский областной акимат поднялся на четвертое место в средней группе. Сельскохозяйственная специализация региона определила тренды развития в третьем квартале: была запущена новая птицефабрика, внедрены технологии капельного орошения хлопка. Кроме того, руководство области продолжает уделять внимание развитию транспортной инфраструктуры. Все вместе это позволяет обеспечивать занятость в регионе. Запуск нового центра обработки данных обеспечивает повышение качества предоставляемых государственных услуг.
Акимат Акмолинской области в третьем квартале 2014 года также продемонстрировал существенный рост рейтинговых показателей. Во многом это связано с произошедшей в предыдущем периоде сменой акима области. Несмотря на то, что область традиционно считается аграрной, акиматом поставлены амбициозные задачи в сегменте промышленного производства. Принято решение форсировать работы в горнорудном секторе и энергетике, в частности, прорабатывается вопрос строительства Кокшетауской ТЭЦ. В тоже время сохраняются проблемы с повышением эффективности жилищного строительства.
Замыкает группу «середняков» акимат Западно-Казахстанской области. В третьем квартале руководство области предприняло усилия по ускорению темпов дорожных работ, обновило реестр инновационных проектов региона, а также провело ревизию в рамках программы модернизации ЖКХ. В тоже время остаются проблемы, связанные с темпами реконструкции аэропорта, а также обострившейся экологической обстановкой на озере Шалкар.
К аутсайдерам рейтинга эксперты отнесли акиматы следующих областей:
- Костанайский областной акимат (Нуралы Садуакасов) 3,72 балла
- Жамбылский областной акимат (Карим Кокрекбаев) 3,71 балла
- Актюбинский областной акимат (Архимед Мухамбетов) 3,67 балла
- Алматинский областной акимат (Амандык Баталов) 3,59 балла
- Карагандинский областной акимат (Нурмухамбет Абдибеков) 3,49 балла
Открывает группу аутсайдеров акимат Костанайской области. В третьем квартале акимат предпринимал усилия по диверсификации региональной экономики. В частности, Президентом Назарбаевым были положительно оценены перспективы развития автосборочных производств. В тоже время критику Президента продолжает вызывать монокультурная специализация аграрного комплекса области, в ущерб развитию животноводства.
Следующую строчку в рейтинге эффективности занял акимат Жамбылской области. В третьем квартале акимат смог мобилизоваться, и подняться на 4 позиции в рейтинге. В рамках встречи с Президентом Назарбаевым руководству области были даны конкретные поручения по ускорению работ с созданием обновленной транспортной инфраструктуры, развитием водосберегающих технологий в сельском хозяйстве, реализацией проектов индустриального развития.
Акимат Актюбинской области незначительно улучшил рейтинговые показатели в третьем квартале 2014 года. После рабочего визита в область Президента Назарбаева была интенсифицирована работа по расширению коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также работа по модернизации ЖКХ и строительству арендного жилья. В тоже время Президентом отмечена необходимость увеличения охвата области реализуемыми программами. Пока большая часть из них ориентирована на областной центр.
Предпоследнее место в рейтинге занял акимат Алматинской области. Это связано с произошедшей ротацией руководства – новым акимом области назначен Амандык Баталов. Понижение показателей может рассматриваться как техническое – на период вхождения нового акима в курс дел. В тоже время акимат уже предпринял ряд важных шагов – в частности, проведено совещание с акиматом Алматы по вопросам синхронизации планов развития.
Аутсайдером рейтинга признан акимат Карагандинской области. Причина – ряд коррупционных скандалов, который увенчался арестом бывшего акима Бауржана Абдишева. Новому акиму области пока не удается переломить нисходящий тренд. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства в регионе продолжается работа по программе индустриализации. Также стоит отметить развитие транспортной инфраструктуры в Жезказгане. В тоже время необходимо признать, что промышленный потенциал области используется недостаточно эффективно.
Общие выводы
Третий квартал 2014 года прошел под знаком важных структурных изменений в работе центральных органов власти. По итогам изменения структуры Правительства принято решение о передаче на уровень акиматов 261 госфункции. При этом нет уверенности, что в акиматах имеется достаточное количество подготовленных специалистов для выполнения такого объема работы.
Наиболее простым решением представляется направление на работу в регионы части чиновников из центральных министерств. Однако это решение предполагает и параллельное обеспечение их необходимым количеством жилья и соцпакета (что не всегда возможно, а кроме того увеличивает общегосударственные расходы). Нельзя не учитывать и личностный фактор – не все чиновники готовы променять Астану на работу в отдаленных областных центрах.
Другой вариант решения проблемы – рекрутирование и обучение чиновников на местах, — не обеспечивает необходимой властям оперативности в принятии решений, и, кроме того, раздувает бюрократический аппарат. А ведь именно его сокращение и обозначалось в качестве одного из аргументов структурной перестройки Правительства.
Таким образом, подтверждается вывод из прошлого рейтингового обзора – изменение структуры органов исполнительной власти без параллельного сокращения госфункций будет приводить к неминуемому снижению эффективности всего государственного аппарата. Только если раньше «узкие места» были сконцентрированы в столичных ведомствах, то теперь «передаются» на места (областной, городской и районный уровни власти).
Вновь следует констатировать, что решение принципиальных вопросов регионального развития откладывается на неопределенную перспективу. Среди них особо можно выделить:
- Обоснованность региональных программ развития;
- Систему координации между регионами в социально-экономической сфере;
- Расширение возможностей частно-государственного партнерства при реализации региональных программ развития.
Общая разбалансировка государственного аппарата вновь обостряет проблему поддержания политической и социальной стабильности в регионах. Появляются сомнения в способностях руководителей регионов к оперативному реагированию и достаточности их материальной базы для превентивного реагирования на возникающие социально-экономические риски. Насколько хватит существующего потенциала для поддержания стабильности?
Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено и дальше отслеживать работу региональных властей. Следующий отчет – по результатам работы акиматов во втором полугодии 2014 года, — будет представлен в январе 2015 года.Просмотров (1042)
Трекбэк с Вашего сайта.